Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для приобщения учащихся к природе через ознакомление с произведениями живописи, поэзии и музыки; способствовать расширению читательского кругозора; развитию мышления, наблюдательности, речи; содействовать воспитанию любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира Планируемые результаты Предметные: научатся находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений; выполнении проектных заданий; регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознают цель своего высказывания Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения
Урок 107. Проект Времена года. Праздник поэзии.docx

Урок 107. Проект «Времена года. Праздник поэзии»
(учебник, с. 120–121)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для приобщения учащихся к природе через ознакомление с произведениями живописи, поэзии и музыки; способствовать расширению читательского кругозора; развитию мышления, наблюдательности, речи; содействовать воспитанию любознательности, взаимоуважения, интереса к познанию окружающего мира

Планируемые результаты

Предметные:

научатся находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений; выполнении проектных заданий;

регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе

(паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознают цель своего высказывания

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

Образовательные ресурсы: аудиозапись музыкальных фрагментов: П. И. Чайковского «Вальс цветов», «Осенняя песня», А. Вивальди «Весна»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Заходите, дети, в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

За работу дружно взялись.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, указки, ручки, простого и цветных карандашей, ластика). Определяют самого-

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраня-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Ты ответь на мой вопрос:         Здравствуйте, садитесь,

Всё ли на урок принес?            Больше не крутитесь.

Ручку, книжку и дневник          Начинаем наш урок,

Имеет каждый ученик.?            Знайте, вам пойдет он впрок.

– Прочитайте предложение «К нам весна пришла» с различной интонацией и выделением голосом нужного слова:

(–) – спокойно сообщаем;

(!) – восхищаемся, радуемся;

(?!) – спрашиваем, удивляясь;

(?) – огорчаемся,

(!!) – радостно сообщаем об этом друзьям

товность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ют организационные задачи

II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока

Перед сообщением темы урока предлагается отгадать загадку, ответ на которую подскажет тему урока.

– Стоит город, в городе 12 башен, в каждой 4 окошка, из каждого окошка по 7 выстрелов. (Это год.)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о временах года, о том, какое время года вам нравится больше.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Вы поработали в группах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Каждая группа выполнила проект о своем времени года.

Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Задумались дубравы,             В любое время года –

Даль в утреннем дыму…        В снега, ветра, дожди –

Я упаду на травы                   Мне русская природа

И землю обниму.                   Как праздник для души.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Зацветает тополь,

Вянет иван-чай…

Русская природа –

Радость и печаль…

– Так о русской природе писал поэт А. Поперечный. И, действительно, наша природа хороша всегда: и зимой, и весной, и летом, и осенью. А какое время года самое лучшее? (Дети отвечают, обосновывая свои ответы.)

– Да! Оказывается, очень трудно определить лучшее время года. Я думаю, что мы
с вами сумеем определить, что же лучше: жара или зимняя стужа, весенняя капель или грибной дождь. Наш класс разделен на четыре команды «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Пусть каждая команда докажет, что именно их время года самое лучшее на свете

 

 

III. Презентация проектов.

1. Проект «Зимний день».

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проект «Весенние звуки».

 

 

 

 

 

– Команда «Зима» защищает свое время года.

 

 

 

– Ребята, понравилась вам игра? Зимой можно играть не только в интересные игры. Ведь именной зимой приходит самый веселый и самый сказочный праздник – Новый год. Дед Мороз дарит подарки, все водят хороводы вокруг празднично украшенной елки. И к нам уже стучатся первые гости зимнего праздника – снежинки. А как красиво они кружатся под музыку ветра.

– Да! Зимой-то хорошо! А может, весной лучше?

– Команда «Весна» защищает свое время года.

 

 

 

 

1. Загадывают загадки.
2. Рассказывают о зиме. 3. Читают стихотворения о зиме.

4. Читают пословицы.

5. Проводят игру.

 

 

 

 

 

 

1. Загадывают загадки.
2. Читают пословицы.
3. Рассказывают о приметах и праздниках.

4. Прослушивают музыкальный фрагмент.

5. Читают стихотворения о зиме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют


Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Проект «Летние приключения».

– Весна. Как только прозвучит это слово, сразу слышишь голоса птиц, чувствуешь запах свежей зелени. Весной вся природа просыпается, все вокруг оживает.

– Команда «Лето» защищает свое время года.

 

– Ребята! Получается, лучшее время года лето? Но у нас еще не выступила команда «Осень». Может, они сумеют доказать, что осень – лучшее время года?!

1. Загадывают загадки.
2. Читают пословицы.
3. Читают стихотворения о лете.

свое мнение

и позицию.

Строят монологические высказывания. Делают выводы, извлекают информацию

из различных источников.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

4. Проект «Осен-ние краски»

– Команда «Осень» защищает свое время года.

 

 

 

– Ребята, а все-таки какое время года лучше? (Дети отвечают.)

– Вот видите, не смогли мы с вами доказать, какое же время года лучше. Наверное, и нет его – самого лучшего, самого важного. Ведь если бы не было холодной зимы, не было бы таким приятным и долгожданным жаркое лето. Не было бы цветущей весны, не радовала бы нас своими дарами осень. Поэтому надо радоваться всем сезонам, учиться видеть в каждом из них свои прелести

1. Загадывают загадки.
2. Работа с картиной, читают стихотворения.
3. Читают пословицы

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь-2».

•  Составить словарик эпитетов по изученным произведениям

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

V. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

– Продолжите предложения:

•  Меня удивило…

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

•  Мне пришлось по душе…

•  Меня поразило…

•  Мне кажется, что….

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. «12» – тот, кто усердно работал на уроке, отвечал на вопросы, выразительно читал стихотворение.

«10» – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно.

«• » – не очень понравилась ваша работа на уроке: на вопросы не отвечали, стихотворение прочитали невыразительно. Встаньте те, кто поставил «12» и «10». Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте все.

– Вот и подошел к концу наш урок, но путешествие в мир природы не кончается

 

 

Ресурсный материал к уроку

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Команда «Зима»

1. Отгадывание загадки.

Ветви белой краской        Теплые весной

Разукрашу,                         Придут ветра

Брошу серебро                  И меня прогонят

На крышу вашу.                Со двора.

                                                                                                                                                          (Зима.)

2. Рассказ о зиме.

Лучшее время года – зима. Ведь как зимой красиво: кругом снег, деревья в белых шубках. Вокруг тишина. Только слышно, как скрипит снег под ногами, словно песни напевает, да трещат деревья от мороза, будто рассказывают друг другу сказки. Среди картин природы, которые изображает А. С. Пушкин, чаще всего мы встречаем зимний пейзаж. Дотошные  пушкинисты  подсчитали,  что  слово  «осень»  Пушкин употребил в своих сочинениях 58 раз, лето – 43 раза, слово весна мы у поэта встретим 85 раз, а зима 87 раз.

3. Чтение стихотворений (возможно прочтение стихотворений полностью).

1-й ученик.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

(Отрывок из романа «Евгений Онегин».)

2-й ученик.

Сквозь волнистые туманы            По дороге зимней, скучной

Пробирается луна,                         Тройка борзая бежит,

На печальные поляны                   Колокольчик однозвучный

Льет печально свет она.                Утомительно гремит.

                                                                    («Зимняя дорога».)

 

– Описание зимы у Пушкина выразительно и зримо, так и хочется взяться за кисть.

4. Работа с пословицей.

– Прочитайте пословицы о зиме и объясните их значение.

•  Зима лето пугает, да все равно тает.

•  Зимой тулуп всякому люб.

•  Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

5. Малоподвижная игра «Метелица».

– А сколько зимой чудесных игр! Это и хоккей, и снежки, и городки – крепости из снега. Можно слепить снежную бабу, построить огромные крепости. С горок можно кататься на санках и лыжах, на катке скользить на коньках. Давайте и мы поиграем в зимнюю игру. Называется она «Метелица». Встаем парами в круг. И под слова будем кружиться.

Метелица, метелица,       Кто кружится, вертится,

Снег по полю стелется!   Тот заметелится!

Дети кружатся в парах до тех пор, пока не собьются. Побеждает самая выносливая пара.


Команда «Весна»

1. Отгадывание загадки.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Май.)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня... (весна).

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что это за месяц? (Май.)

2. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы о весне и объясните их значение.

•  Весна красна цветами, а осень снопами.

•  Весна и осень на пегой кобыле ездят.

3. Работа с пословицами.

– В народе существует много разных весенних примет погоды. Мы приводим некоторые из них:

1) Увидел скворца – знай: весна у порога.

2) Март холодный – год хлебородный.

3) Длинные сосульки к длинной весне.

4) Когда весной летит много паутины – лето будет жарким.

– Весна богата праздниками: вот некоторые из них:

1 марта – Всемирный день кошек.

21 марта – Международный день птиц.

7 апреля – Всемирный день здоровья.

22 апреля – день Земли.

4. Прослушивание музыкального фрагмента А. Вивальди «Весна».

– Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, живопись, музыка.)

– Давайте прослушаем отрывок из пьесы Антонио Вивальди «Весна».

– Что можно представить себе, слушая эту пьесу? (Удары капель дождя. Появляется солнышко. Побежали ручьи. Из-под земли выглянул подснежник.)

– Какое настроение передается мелодией? (В этой мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного.)

5. Чтение стихотворений.

– Весну Пушкин называет «утром года».

Ученик.   Гонимы вешними лучами,           На потопленные луга.

С окрестных гор уже снега          С улыбкой ясною природа

Сбежали мутными ручьями         Сквозь сон встречает утро года.

– Созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И. Левитана «Весна. Большая вода». Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье,  русских полях, грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности.

Команда «Лето»

1. Отгадывание загадки.

Зеленеют луга,                  Солнцем озеро согрето:

В небе – радуга-дуга.       Всех зовет купаться ... (лето).

2. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы о лете и объясните их значение.

•  Летом каждый кустик ночевать пустит.          •  Лето – припасиха, зима – подбериха.

•  Летом с удочкой, зимой с сумочкой.     •  Летний день – за зимнюю неделю.


3. Чтение стихотворений.

– Лето Пушкин не любил и почти не писал о нем стихов.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,

Ты все душевные способности губя, нас мучишь.

– А может быть, он не любил лето за то, что оно такое кратковременное?

Но наше северное лето      Мелькнет и нет: известно это,

Карикатура южных зим,   Хоть мы признаться не хотим.

– Мы тоже ощущаем стремительный бег этого времени года. А на пороге уже осень.

Команда «Осень»

1. Отгадывание загадки.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,                  Солнца нет, на небе тучи,             Рыжий Егорка

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,       Ветер вредный и колючий,           Упал на озерко,

Но не касаюсь сосен и елочек, я... (осень).        Дует так, спасенья нет!                 Сам не утонул

                                                                               Что такое? Дай ответ!                   И воды не всколыхнул.

                                                                                         (Поздняя осень.)                                                                                                      (Осенний лист.)

2. Работа с картиной.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Ученик. Унылая пора! Очей очарованье,                     Люблю я пышное природы увяданье,

Приятна мне твоя прощальная краса –           В багрец и золото одетые леса.

(«Осень».)

– Эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина «Золотая осень» воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению.

Перед нами начало осени – красивая и яркая ее пора. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувства печали и тоски, но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цвета на картине И. Левитана завораживает нас. «В багрец и золото одетые леса!» – эта пушкинская палитра осени остается в памяти навсегда. Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением от музыки Чайковского?

Интонации музыки Чайковского и краски левитановского пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своем стихотворении. Когда звучит минорный лад, создается чуть-чуть грустное настроение. «Унылая пора», но грусть светлая. Минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи.

Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолетна. В народе ее называют «бабьим летом».

Ученик. Уж небо осенью дышало,                                Лесов таинственная сень

Уж реже солнышко блистало,                         С печальным шумом обнажалась.

Короче становился день,                                                                                 («Осень».)

3. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы об осени и объясните их значение.

•  Осенью и воробей богат.                                                                      •  Осень прикажет, а весна свое скажет.

•  Осень-то матка: кисель да блины; а весна мачеха: сиди да гляди.       •  Осень – запасиха, зима – подбериха.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 10 7. Проект «Времена года

Урок 10 7. Проект «Времена года

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Окончание табл. 1 2 3 4 •

Окончание табл. 1 2 3 4 •

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама

Команда «Весна» 1. Отгадывание загадки

Команда «Весна» 1. Отгадывание загадки

Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, живопись, музыка

Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы? (Поэзия, живопись, музыка

Чтение стихотворений. – Лето

Чтение стихотворений. – Лето

Чайковского? Интонации музыки

Чайковского? Интонации музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017