Урок 123.
Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»
(учебник, с. 173–178)
Тип урока: решение учебной задачи |
||
Педагогические задачи: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте |
Метапредметные: познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет); регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока; коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет |
Личностные: посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Л. А. Касиля; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. |
Сообщают о готовности |
Слушают |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! |
ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
установкой, принимают |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». – Какие же интересные конкурсы, занимательные задания вы нашли в них?
– Какое задание вам понравилось больше всего? – Что бы еще хотели выполнить? – Какое задание вы хотели бы предложить своим родителям? |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают Предлагают найденные
ими конкурсы, задания, загадки. Если заданий |
Осуществляют актуализацию личного
жизненного опыта. Слушают установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
2. Речевая |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу, А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения
определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют
главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуали-зацию |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ
произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
форме, обосновывают свое |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения |
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
лия по решению учебной
задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.) – В какой класс она поступила? (В третий класс.) – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.) – Что сшила Римма? (Табачный кисет.) – Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.) – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? – Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Определите главную мысль рассказа. – Какие рассказы о войне вы читали? – Перескажите кратко один из них |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во вре-мя опроса, осуществля- емого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника.
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку
зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному
эталону. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой. • Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта. • Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Использует методику «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. – Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ
Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.
Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.
Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.