Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА». ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ. ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА». ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ. ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. А. П. ПЛАТОНОВ «ЕЩЕ МАМА».  ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДОВ. ЗАМЕНА ДИАЛОГОВ КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением А. П. Платонова «Еще мама»; научатся объяснять, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода Метапредметные: познавательные: выделяют по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; основную мысль и тему эпизода; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания сверстников; коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий Личностные: осознают смысл приобретаемого умения, понимают, где еще может пригодиться данное умение
Урок 113. Рассказы о детях. А. П. Платонов Еще мама..docx

Урок 113. рассказы о детях. А. П. Платонов «Еще мама».
Выборочный пересказ эпизодов. замена диалогов косвенной речью
(учебник, с. 136–143, рабочая тетрадь, с. 81)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением А. П. Платонова «Еще мама»;

научатся объяснять, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода

Метапредметные:

познавательные: выделяют по просьбе учителя необходимые эпизоды
из текста; основную мысль и тему эпизода;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания сверстников;

коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий

Личностные:

осознают смысл приобретаемого умения, понимают, где еще может пригодиться данное умение

Образовательные ресурсы: тест по произведению А. Платонова «Еще мама»; задания для групповой работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабочей тетради, учебника,

Умеют слушать в соответствии с це-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, радостью, счастьем

карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

левой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артема позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

– Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

– С каким другим рассказом можно сравнить рассказ А. Платонова? (С рассказом
Л. Толстого «Филипок».)

– Когда жил Филипок, а когда – Артем? (Филипок жил в XIX веке в царской России, а Артем – в XX веке в СССР в послевоенное время.)

– Чем отличается отношение мальчиков к школе?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

•  Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

– Что, на ваш взгляд, означает «понять другого человека»? А «понять автора»? Что каждому из вас помогает понять другого?

– Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают, а когда не понимают? 

– Что, на ваш взгляд, означает «понять художественное произведение»?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Самостоятельная работа

Проводит тест по произведению А. П. Платонова «Еще мама» (см. ресурсный материал)

Выбирают и записывают правильные ответы

Владеют навыками самостоятельной работы, самоконтроля

V. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие слова написал Артем? Почему?

– Что удалось узнать о каждом из героев? А удалось ли узнать что-либо об авторе?

– Как, по-вашему, характеризует Артема его речь в конце рассказа?

– Почему рассказ назван «Еще мама»?

– В чем причина поступков Артема?

– Кому из персонажей сочувствует автор?

– Как, по-вашему, мог появиться такой рассказ?

– Предположите, что будет дальше.

– За кого вы больше всего переживали, радовались, огорчались?

– Какими впечатлениями вы готовы поделиться сейчас? Ваше первое впечатление?

Читают произведение
«по цепочке». Взаимодействуют с учителем

во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают вы-

Выразительно читают. Понимают на слух

ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

– Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

– Что изменилось в вашем состоянии после чтения?

– Что означает строчка: «Стало Артему 7 лет». Какое событие в жизни каждого ребенка происходит? (Артем пошел в школу.)

– Объясните слова мамы Артема: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет».

(Учительница будет как мама.)

– Как зовут учительницу? (Аполлинария Николаевна.)

– Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей. («И пахло от нее теплым хлебом и сухою травою».)

– С чьим образом сравнивает учительницу? (С образом матери.)

– Что общего у маленьких героев А. Платонова? (Любознательность, возраст, жители села, любовь к близким.)

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник?

– Кого из героев вам хотелось сыграть?

– Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими?

– С помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев? Найдите в тексте и прочитайте.

– Какие чувства испытывал герой по дороге в школу?

– Подчеркните в тексте слова, которые помогли определить состояние чувства героя.

– Почему он заплакал, чего испугался?

– Как Аполлинария Николаевна сделала так, что мальчик сам захотел учиться?

– Почему учительница поступила именно так?

– Чему же учит Платонов в своих рассказах? (Любить и знать природу. Любить

Родину (род, землю, на которой живем). Труд – всему основа. Уважать и любить стариков. Любить мать. Уважать учителя. Быть смелым, самостоятельным, любознательным. Быть добрым к людям.)

держками из текста произведения

 

точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение

и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

VI. Работа

в группах. Подбор пословиц

Проводит групповую работу.

– В наш кузовок вы должны положить пословицы, которые относятся к рассказу

А. Платонова «Еще мама». Соотнесите начало и конец пословицы.

Работают в группах. Выбирают пословицы

Принимают

и сохраняют учебную цель


Окончание табл.

1

2

3

4

к рассказу
«Еще мама»

1-я группа. •  Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

             •  На смелого собака лает, а трусливого кусает.

2-я группа. •  Сердце матери лучше солнца греет.

             •  Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

             •  При солнышке тепло – при матери добро.

             •  Та матушка, что родит, и та, что уму-разуму научит.

3-я группа. •  Мир не без добрых людей.

             •  На добрый привет добрый и ответ.

             •  Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

4-я группа. •  Ученье – свет, а неученье – тьма.

             •  Без муки нет и науки.

             •  Где терпенье, там и уменье

 

и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить чтение диалога Артема и мамы по ролям.

•  Пересказать произведение от лица Артема

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Продолжите фразу «Сегодня на уроке…»:

•  я научился…

•  мне было интересно…

•  мне было трудно…

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


Ресурсный материал к уроку

ТЕСТ

Выберите правильный ответ.

1. Укажи значение слова «ступай».

а) Торопись;

б) иди;

в) иди осторожно.

2. Что говорил Артем своей матери?

а) «Когда я немного подрасту, я обязательно пойду в школу!»

б) «А мне обязательно надо ходить в школу?»

в) «Когда я вырасту, я в школу ходить не буду!»

3. Что отвечала ему мать?

а) «Обязательно пойдешь!»

б) «Чего тебе ходить!»

в) «Это как получится!»

4. Как мать отвела сына в школу?

а) Взяла за руку, чтобы он не вырвался, и отвела.

б) Сказала ему, что они идут в гости.

в) Уговорила его пойти.

5. Куда учительница посадила Артема?

а) За первую парту;

б) на стул рядом с собой;

в) к себе на колени.

6. Что спросила у него учительница?

а) «Удобно ли тебе?»

б) «До конца урока доживешь?»

в) «Что с тобой стряслось?»

г) «Ты не обиделся?»

7. О чем Артем думал во время урока?

а) Не сгорел ли его дом;

б) скоро ли будет обед;

в) добрая ли учительница;

г) придется ли ему ходить в школу каждый день.

8. Куда учительница повела Артема после урока?

а) К себе в комнату;

б) в медпункт;

в) в столовую;

г) на школьный двор.

9. Что она сделала с его раной?

а) Смазала зеленкой;

б) наклеила пластырь;

в) вымыла теплой водой и перевязала марлей.

10. Почему, по словам учительницы, будет горевать мама?

а) Потому что у сына рана;

б) потому что сын плохо себя вел;

в) потому что сын ничего в школе не узнал;

г) потому что сын не хочет ходить в школу.

11. Чему учился мальчик?

а) Писать слова «мама» и «Родина»;

б) писать буквы «А» и «О»;

в) считать до пяти;

г) складывать два и два.

12. Что было на следующее утро?

а) Мальчик отказался идти в школу;

б) мальчик проспал и опоздал на урок;

в) мальчик побежал в школу раньше времени.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 113 . рассказы о детях. А

Урок 113 . рассказы о детях. А

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

V. Повторное чтение и анализ произведения

V. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 к рассказу «Еще мама» 1-я группа

Окончание табл. 1 2 3 4 к рассказу «Еще мама» 1-я группа

Ресурсный материал к уроку ТЕСТ

Ресурсный материал к уроку ТЕСТ

Что с тобой стряслось?» г) «Ты не обиделся?» 7

Что с тобой стряслось?» г) «Ты не обиделся?» 7

Что было на следующее утро? а)

Что было на следующее утро? а)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017