Урок 113.
рассказы о детях. А. П. Платонов «Еще мама».
Выборочный пересказ эпизодов. замена диалогов косвенной речью
(учебник, с. 136–143,
рабочая тетрадь, с. 81)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением А. П. Платонова «Еще мама»; научатся объяснять, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода |
Метапредметные: познавательные: выделяют
по просьбе учителя необходимые эпизоды регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания сверстников; коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий |
Личностные: осознают смысл приобретаемого умения, понимают, где еще может пригодиться данное умение |
Образовательные ресурсы: тест по произведению А. Платонова «Еще мама»; задания для групповой работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответствии с це- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки. – Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, радостью, счастьем |
карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
левой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артема позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру. – Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир. – С каким другим
рассказом можно сравнить рассказ А. Платонова? (С рассказом – Когда жил Филипок, а когда – Артем? (Филипок жил в XIX веке в царской России, а Артем – в XX веке в СССР в послевоенное время.) – Чем отличается отношение мальчиков к школе? Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. – Что, на ваш взгляд, означает «понять другого человека»? А «понять автора»? Что каждому из вас помогает понять другого? – Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают, а когда не понимают? – Что, на ваш взгляд, означает «понять художественное произведение»? |
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения
определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют
главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и
различия, делают выводы. Осознанно |
IV. Самостоятельная работа |
Проводит тест по произведению А. П. Платонова «Еще мама» (см. ресурсный материал) |
Выбирают и записывают правильные ответы |
Владеют навыками самостоятельной работы, самоконтроля |
V. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Какие слова написал Артем? Почему? – Что удалось узнать о каждом из героев? А удалось ли узнать что-либо об авторе? – Как, по-вашему, характеризует Артема его речь в конце рассказа? – Почему рассказ назван «Еще мама»? – В чем причина поступков Артема? – Кому из персонажей сочувствует автор? – Как, по-вашему, мог появиться такой рассказ? – Предположите, что будет дальше. – За кого вы больше всего переживали, радовались, огорчались? – Какими впечатлениями вы готовы поделиться сейчас? Ваше первое впечатление? |
Читают произведение во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают вы- |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие? – Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою? – Что изменилось в вашем состоянии после чтения? – Что означает строчка: «Стало Артему 7 лет». Какое событие в жизни каждого ребенка происходит? (Артем пошел в школу.) – Объясните слова мамы Артема: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет». (Учительница будет как мама.) – Как зовут учительницу? (Аполлинария Николаевна.) – Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей. («И пахло от нее теплым хлебом и сухою травою».) – С чьим образом сравнивает учительницу? (С образом матери.) – Что общего у маленьких героев А. Платонова? (Любознательность, возраст, жители села, любовь к близким.) – Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник? – Кого из героев вам хотелось сыграть? – Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими? – С помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев? Найдите в тексте и прочитайте. – Какие чувства испытывал герой по дороге в школу? – Подчеркните в тексте слова, которые помогли определить состояние чувства героя. – Почему он заплакал, чего испугался? – Как Аполлинария Николаевна сделала так, что мальчик сам захотел учиться? – Почему учительница поступила именно так? – Чему же учит Платонов в своих рассказах? (Любить и знать природу. Любить Родину (род, землю, на которой живем). Труд – всему основа. Уважать и любить стариков. Любить мать. Уважать учителя. Быть смелым, самостоятельным, любознательным. Быть добрым к людям.) |
держками из текста произведения
|
точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические
высказывания. Адекватно |
VI. Работа в группах. Подбор пословиц |
Проводит групповую работу. – В наш кузовок вы должны положить пословицы, которые относятся к рассказу А. Платонова «Еще мама». Соотнесите начало и конец пословицы. |
Работают в группах. Выбирают пословицы |
Принимают и сохраняют учебную цель |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
к рассказу |
1-я группа. • Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. • На смелого собака лает, а трусливого кусает. 2-я группа. • Сердце матери лучше солнца греет. • Нет лучше дружка, чем родимая матушка. • При солнышке тепло – при матери добро. • Та матушка, что родит, и та, что уму-разуму научит. 3-я группа. • Мир не без добрых людей. • На добрый привет добрый и ответ. • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 4-я группа. • Ученье – свет, а неученье – тьма. • Без муки нет и науки. • Где терпенье, там и уменье |
|
и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение диалога Артема и мамы по ролям. • Пересказать произведение от лица Артема |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Продолжите фразу «Сегодня на уроке…»: • я научился… • мне было интересно… • мне было трудно… |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ТЕСТ
Выберите правильный ответ.
1. Укажи значение слова «ступай».
а) Торопись;
б) иди;
в) иди осторожно.
2. Что говорил Артем своей матери?
а) «Когда я немного подрасту, я обязательно пойду в школу!»
б) «А мне обязательно надо ходить в школу?»
в) «Когда я вырасту, я в школу ходить не буду!»
3. Что отвечала ему мать?
а) «Обязательно пойдешь!»
б) «Чего тебе ходить!»
в) «Это как получится!»
4. Как мать отвела сына в школу?
а) Взяла за руку, чтобы он не вырвался, и отвела.
б) Сказала ему, что они идут в гости.
в) Уговорила его пойти.
5. Куда учительница посадила Артема?
а) За первую парту;
б) на стул рядом с собой;
в) к себе на колени.
6. Что спросила у него учительница?
а) «Удобно ли тебе?»
б) «До конца урока доживешь?»
в) «Что с тобой стряслось?»
г) «Ты не обиделся?»
7. О чем Артем думал во время урока?
а) Не сгорел ли его дом;
б) скоро ли будет обед;
в) добрая ли учительница;
г) придется ли ему ходить в школу каждый день.
8. Куда учительница повела Артема после урока?
а) К себе в комнату;
б) в медпункт;
в) в столовую;
г) на школьный двор.
9. Что она сделала с его раной?
а) Смазала зеленкой;
б) наклеила пластырь;
в) вымыла теплой водой и перевязала марлей.
10. Почему, по словам учительницы, будет горевать мама?
а) Потому что у сына рана;
б) потому что сын плохо себя вел;
в) потому что сын ничего в школе не узнал;
г) потому что сын не хочет ходить в школу.
11. Чему учился мальчик?
а) Писать слова «мама» и «Родина»;
б) писать буквы «А» и «О»;
в) считать до пяти;
г) складывать два и два.
12. Что было на следующее утро?
а) Мальчик отказался идти в школу;
б) мальчик проспал и опоздал на урок;
в) мальчик побежал в школу раньше времени.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.