Урок
90. В. И. Белов «Еще про Мальку»
(учебник,
с. 70–72)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру |
Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы |
Личностные: предлагают собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова, выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке? – Как назывался рассказ? – Где происходят действия этого рассказа? – В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия? – Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят? – Как вы понимаете слова «материнская верность собаки»? Покажите это на примере Мальки. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с ускорением. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в
соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и
задачу. |
III. Сообщение темы урока. Определе- |
– По тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание, видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с рассказами В. И. Белова. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют |
Принимают и сохраняют учебную цель |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
ние целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. Мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, «Еще про Мальку». Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно. Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить свое дитятко, несмотря на разлившуюся реку… |
цель урока. По названию
произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста,
выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки. Долговязые – длинноногие. Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. Верши – морда, сети или ловушки для ловли рыбы. Обормот – негодный человек, грубиян. Обомлел – легкое замирание тела. Кулик – водная птица. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согла- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию прочитанного |
Легка на помине – кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают. – Прочитайте слова по слогам, а потом полным словом с ударением. е-жед-нев-но – ежедневно бес-по-мощ-на-я – беспомощная о-бя-зан-ность – обязанность стре-ми-лась – стремилась про-бе-решь-ся – проберешься под-пра-вил – подправил за-хлеб-ну-лась – захлебнулась дол-го-вя-зы-е – долговязые Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Назовите действующих лиц рассказа. В этом филворде «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти (см. ресурсный материал). – О чем это произведение? Подтвердились ли ваши предположения? – Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? (При ответе можно использовать «Словарь чувств».) (См. ресурсный материал.) |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
совывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию. |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой |
Читают произведение
Взаимодействуют с учителем во время опроса, |
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собесед- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Работа в группе с пословицами. |
объем, небольшое количество героев, описание одного сюжета.) – Как вы думаете, почему В. И. Белов не ограничился одним
рассказом о Мальке, –
Прочитайте еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый – Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну.) – Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуйте свое мнение. – Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке? – Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да еще и маленькую? – Как повела себя Малька в минуту опасности? – Можем ли сказать, что Малька совершила подвиг? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Над
чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке? – Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении? Когда взрослеем мы с годами, Ее любовь нам в жизни светит, Когда становимся умней Ее любовь всегда видна. Все чаще думаем о маме, Друзей немало можно встретить, Все чаще думаем о ней. А мама все-таки одна... – Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детенышам. – Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили? – Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. – Поэты всех времен преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сер- |
осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
|
ника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою пози- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Работа в рабочей тетради |
дечной. Мы с вами сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы. а) Всякой матери свое дитя мило. б) Материнское сердце не знает покоя. в) Отец и мать цены не имеют. г) При солнышке тепло, при матери добро. – Прочтите собранные пословицы. – Что их объединяет? (Все пословицы о маме.) – Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему? – Прочитайте, как заканчивается первый рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.) – Прочитайте, как заканчивается второй рассказ? (И мы оба подивились Малькиной материнской верности.) – Какова главная мысль рассказа? – Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. («Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».) Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Как вы представляете Мальку? Почему она получила такую кличку? |
Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы |
цию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
VI. Самостоятельная работа |
Организует тестирование учащихся по изученному произведению (см. ресурсный материал). – Выберите верный ответ |
Записывают верные ответы |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить пересказ от имени Мальки. • Написать письмо собаке Мальке. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – У вас на партах лежат рисунки. Это сердца. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко. – Поднимите раскрашенные вами сердца. – Почему преобладает красный цвет? Что он означает?
– Объясните выбор других цветов. – Ребята, а вот это сердце… оно случайно оказалось здесь… (учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом). – О каком человеке говорят, что у него черное сердце?
– С какими людьми вам приходилось чаще встречаться в жизни? Я уверена, что вы все заботливые, любящие люди и что вас окружают люди с добрыми сердцами |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Раскрашивают под музыку.
– Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца.
– О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ФИЛВОРД СЛОВАРЬ ЧУВСТВ
ТЕСТ
1. Как автор и рассказчик называет Мальку?
а) Матушка; б) верная мамаша; в) животное.
2. Два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой, называют…
а) Лава; б) плесо; в) верши.
3. За что Лидия ругала Мальку?
а) Что та принесла двух щенят; б) что та уши выставила; в) что одного щенка забрал тракторист.
4. В какое время года Малька родила кутят?
а) Весной; б) зимой; в) летом.
5. За ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плесо заполнило всю низину.
а) Это ледоход; б) это наводнение; в) это половодье.
6. Где беспомощно барахтались два крохотных кутенка?
а) В воде; б) в старой шапке-ушанке; в) в избе.
7. Как Федя называл щенка Мальки?
а) «Ох, блудня! Ну погоди!» б) «Дитятко»; в) «Дурак, большой обормот».
8. А где же лава?
а) Подняло и водой унесло; б) ступила в воду и поплыла; в) плыла наперерез струям.
9. Что Федя в рассказе В. Белова поставил поперек течения и подправил веслом?
а) Шапку; б) лодку; в) дощечку.
10. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой ________ и холодной ______!
а) Лавы и избы; б) реки и воды; в) воды и реки.
11. Куда Малька каждый день бегает?
а) За реку в соседнюю деревню; б) на соседнюю улицу к Феде; в) погулять у реки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.