Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. И. БЕЛОВ «ЕЩЕ ПРО МАЛЬКУ»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. И. БЕЛОВ «ЕЩЕ ПРО МАЛЬКУ»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. И. БЕЛОВ «ЕЩЕ ПРО МАЛЬКУ»
Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру
Урок 90. В. И. Белов Еще про Мальку.docx

Урок 90. В. И. Белов «Еще про Мальку»
(учебник, с. 70–72)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, понимают,

какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе

(паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы

Личностные:

предлагают собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова, выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Как назывался рассказ?

Где происходят действия этого рассказа?

В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия?

– Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

Как вы понимаете слова «материнская верность собаки»? Покажите это на примере Мальки.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с ускорением.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

 

 

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определе-

– По тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание, видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с рассказами В. И. Белова.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют

Принимают

и сохраняют учебную цель


Продолжение табл.

1

2

3

4

ние целей

урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, «Еще про Мальку». Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить свое дитятко, несмотря на разлившуюся реку…

цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.

Долговязые – длинноногие.

Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – морда, сети или ловушки для ловли рыбы.

Обормот – негодный человек, грубиян.

Обомлел – легкое замирание тела.

Кулик – водная птица.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согла-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного

Легка на помине – кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают.

– Прочитайте слова по слогам, а потом полным словом с ударением.

е-жед-нев-но – ежедневно                         бес-по-мощ-на-я – беспомощная

о-бя-зан-ность – обязанность                    стре-ми-лась – стремилась

про-бе-решь-ся – проберешься                  под-пра-вил – подправил

за-хлеб-ну-лась – захлебнулась                 дол-го-вя-зы-е – долговязые

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Назовите действующих лиц рассказа. В этом филворде «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти (см. ресурсный материал).

– О чем это произведение? Подтвердились ли ваши предположения?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? (При ответе можно использовать «Словарь чувств».) (См. ресурсный материал.)

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

совывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

V. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию.

 

 

 

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

– Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой

 

 

Читают произведение
по цепочке.

 

 

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собесед-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа в группе с пословицами.

объем, небольшое количество героев, описание одного сюжета.)

– Как вы думаете, почему В. И. Белов не ограничился одним рассказом о Мальке,
а написал продолжение истории?

– Прочитайте еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый
напряженный момент в произведении Белова?

– Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну.)

– Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуйте свое мнение.

– Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

– Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да еще и маленькую?

– Как повела себя Малька в минуту опасности?

– Можем ли сказать, что Малька совершила подвиг?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
– Прочитайте предложение: «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».

– Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении?

Когда взрослеем мы с годами,           Ее любовь нам в жизни светит,

Когда становимся умней                    Ее любовь всегда видна.

Все чаще думаем о маме,                   Друзей немало можно встретить,

Все чаще думаем о ней.                     А мама все-таки одна...

– Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детенышам.

– Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

– Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

– Поэты всех времен преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сер-

осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают

выдержками из текста произведения.

 

 

 

ника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою пози-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа в рабочей тетради

дечной. Мы с вами сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

а) Всякой матери свое дитя мило.

б) Материнское сердце не знает покоя.

в) Отец и мать цены не имеют.

г) При солнышке тепло, при матери добро.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

– Прочитайте, как заканчивается первый рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.)

– Прочитайте, как заканчивается второй рассказ? (И мы оба подивились Малькиной материнской верности.)

– Какова главная мысль рассказа?

– Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. («Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Как вы представляете Мальку? Почему она получила такую кличку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы

цию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Самостоятельная работа

Организует тестирование учащихся по изученному произведению (см. ресурсный материал).

– Выберите верный ответ

Записывают верные ответы

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить пересказ от имени Мальки.

•  Написать письмо собаке Мальке.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


Окончание табл.

1

2

3

4

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– У вас на партах лежат рисунки. Это сердца. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко.

Поднимите раскрашенные вами сердца.

– Почему преобладает красный цвет? Что он означает?

 

– Объясните выбор других цветов.

– Ребята, а вот это сердце… оно случайно оказалось здесь… (учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом).

– О каком человеке говорят, что у него черное сердце?

 

 

 

– С какими людьми вам приходилось чаще встречаться в жизни? Я уверена, что вы все заботливые, любящие люди и что вас окружают люди с добрыми сердцами

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

 

 

 

 

 

Раскрашивают под музыку.

 

– Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца.

 

 

– О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе,

ни сочувствию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

                  ФИЛВОРД                                                                СЛОВАРЬ ЧУВСТВ

 

ТЕСТ

1. Как автор и рассказчик называет Мальку?

а) Матушка;          б) верная мамаша;        в) животное.

2. Два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой, называют…

а) Лава;                  б) плесо;               в) верши.

3. За что Лидия ругала Мальку?

а) Что та принесла двух щенят;       б) что та уши выставила;        в) что одного щенка забрал тракторист.

4. В какое время года Малька родила кутят?

а) Весной;              б) зимой;              в) летом.

5. За ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плесо заполнило всю низину.

а) Это ледоход;     б) это наводнение;        в) это половодье.

6. Где беспомощно барахтались два крохотных кутенка?

а) В воде;               б) в старой шапке-ушанке;              в) в избе.

7. Как Федя называл щенка Мальки?

а) «Ох, блудня! Ну погоди!»    б) «Дитятко»;      в) «Дурак, большой обормот».

8. А где же лава?

а) Подняло и водой унесло;                 б) ступила в воду и поплыла;           в) плыла наперерез струям.

9. Что Федя в рассказе В. Белова поставил поперек течения и подправил веслом?

а) Шапку;              б) лодку;               в) дощечку.

10. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой ________ и холодной ______!

а) Лавы и избы;     б) реки и воды;     в) воды и реки.

11. Куда Малька каждый день бегает?

а) За реку в соседнюю деревню;          б) на соседнюю улицу к Феде;         в) погулять у реки.


 

Урок 90 . В. И. Белов «Еще про

Урок 90 . В. И. Белов «Еще про

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

III. Сообщение темы урока. Определе- –

III. Сообщение темы урока. Определе- –

Продолжение табл. 1 2 3 4 ние целей урока –

Продолжение табл. 1 2 3 4 ние целей урока –

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Работа в группе с пословицами

Работа в группе с пословицами

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4

Ресурсный материал к уроку

Ресурсный материал к уроку

Куда Малька каждый день бегает? а)

Куда Малька каждый день бегает? а)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017