Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим
Урок 91. В. В. Бианки Мышонок Пик.docx

Урок 91. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
В. В. Бианки «Мышонок Пик»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебни-

Умеют слушать в соответст-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Проводит упражнение «Аутотренинг».

– Прочитайте слова, записанные на карточке.

– Я в школе на уроке и сейчас я начну учиться.

•  Я радуюсь этому.                  •  Голова мыслит ясно.

•  Внимание мое растет.            •  Я хочу учиться.

•  Я как разведчик все замечу.  •  Я готов(а) к работе.

•  Память моя крепка.               •  Работаю!

ка, рабочей тетради, ручки простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

вии с целевой
установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Кто подготовил пересказ от имени Мальки?

– Прочитайте письмо собаке Мальке.

– Расскажите, к каким фрагментам произведения вы нарисовали иллюстрации.

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорки по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

                 *   *   *

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

– Отгадайте загадку:

Кто за стенкою шуршит, 

Тонким голосом пищит, 

Сыр от них не утаишь. 

Всем ворам – воришка... (мышь).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Отгадывают загадку

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мне-ния по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с….

•  Мы узнаем….

•  Мы вспомним….

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Кто главный герой этого произведения? (Мышонок Пик.)

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. Бианки

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознаннои произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 г. Умер в 1959 г. Отец его был известным ученым-орнитологом. У мамы были такие руки, от которых растения росли пышным цветом. Любовь к путешествиям Бианки перенял от родителей. В 20-е годы он жил на Алтае. Работал в краеведческом музее, учителем биологии. Часто бывал в тайге, где наблюдал за миром животных. Он записывал, что видел, что слышал. Когда вернулся в Петроград, познакомился с С. Я. Маршаком. Рассказы Бианки очаровали Маршака, и он посоветовал ему написать книги. За свою жизнь Бианки издал более 120 книг

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны.

Извести – уничтожить, убить.

Скопа – птица. В длину скопа достигает 60 см, а размах крыльев составляет 180 см.

Работают с толковым словарем.

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят рече-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения.

 

 

3. Беседа по содержанию прослушанного

Вес самок, которые крупнее, может доходить до 2 кг, а вес самцов составляет обычно 1,6 кг. Оперенье у самок имеет более темный окрас. Крылья у хищной птицы длинные. На верхней части тела они коричневые. Грудь и живот светло-серые. Вокруг шеи имеется своеобразное коричневое крапчатое ожерелье. По бокам головы наблюдаются коричневые полоски. Лапы и клюв черные.

Опрометьюво весь дух, очень быстро, стремительно.

Парус – укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище (или несколько особо скроенных, сшитых полотнищ) из парусины, плотной ткани.

Наладили парус – раскрыли парус.

Мачта – высокий столб или высокое металлическое сооружение на судне для крепления парусов, подъема флага, установки сигнальных огней, устройства постов управления и наблюдения и т. п.

Врассыпную – побежали в разные стороны.

– А что такое кораблекрушение? (Кораблекрушение – крушение корабля, его гибель в море при серьезном повреждении.)

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Какую мышь нашли дети?

– А еще какие бывают мыши? Чем полевые мыши отличаются от «домашних» мышей?

– Каким был мальчик? Почему он так поступил?

– Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

вое высказы-вание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Что помогло ему избежать смерти, остаться в живых?
– Какие чувства вы испытывали, следя за опасным путешествием мышонка?

– Как вы думаете, что будет дальше с мышонком?

 

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

 

 

– Каким был Пик, когда ребята его нашли? (Наивным, доверчивым и т. д.)

– Каким он стал после пережитой страшной ночи? (Осторожным, ловким и т. д.)

– Почему автор назвал его хвост цеплялкой и с кем он сравнивает нашего героя?

– Как Пику помогла его шерстка-невидимка?

– Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды, среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется мими-

крия, то есть подражание, маскировка. Наш мышонок полевой, цвет шерстки рыжевато-бурый.

– Кого автор назвал «соловей-разбойник»? (Птицу сорокопута-жулана.)

– Как Бианки описывает эту птицу? Прочитайте.

– Найдите и прочитайте, как жулан выманивал мышонка.

– Как же мышонку удалось перехитрить жулана? (Читают в учебнике (с. 81) со слов «Может быть…»)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Как вы думаете, почему в конце текста стоят три точки? (Потому что приключения мышонка на этом не закончены. У этого рассказа есть продолжение.)

– Для чего Бианки написал это произведение и над чем заставил нас задуматься?

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их; а еще можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.)

Читают произведение

по цепочке.

 

 

 

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с цельюнахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить пересказ от лица мышонка.

•  Читать по ролям первую главу.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Написать письмо герою-мальчику

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Загадки, которые задает человеку природа, чаще всего не решить без достаточного знания о растительном и животном мире. Книги таких писателей, как Бианки, учат детей любить и, главное, беречь родную землю, вызывают горячий интерес к изучению ее богатств.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Продолжите высказывания:

•  Я узнал на уроке…

•  Мне было интересно, потому что…

•  Меня удивило...

•  Я бы хотел(а)…

•  Я сделал(а) вывод, что…

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах цветы настро-

ения. Каждое настроение имеет свой цвет. Покажите мне тот цветок, который соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


 

Урок 91 . В. В. Бианки «Мышонок

Урок 91 . В. В. Бианки «Мышонок

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017