Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: В. В. БИАНКИ «МЫШОНОК ПИК»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим
Иконка файла материала Урок 91. В. В. Бианки Мышонок Пик.docx

Урок 91. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
В. В. Бианки «Мышонок Пик»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебни-

Умеют слушать в соответст-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Проводит упражнение «Аутотренинг».

– Прочитайте слова, записанные на карточке.

– Я в школе на уроке и сейчас я начну учиться.

•  Я радуюсь этому.                  •  Голова мыслит ясно.

•  Внимание мое растет.            •  Я хочу учиться.

•  Я как разведчик все замечу.  •  Я готов(а) к работе.

•  Память моя крепка.               •  Работаю!

ка, рабочей тетради, ручки простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

вии с целевой
установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2.Речевая разминка

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Кто подготовил пересказ от имени Мальки?

– Прочитайте письмо собаке Мальке.

– Расскажите, к каким фрагментам произведения вы нарисовали иллюстрации.

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорки по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

                 *   *   *

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

– Отгадайте загадку:

Кто за стенкою шуршит, 

Тонким голосом пищит, 

Сыр от них не утаишь. 

Всем ворам – воришка... (мышь).

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Отгадывают загадку

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мне-ния по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с….

•  Мы узнаем….

•  Мы вспомним….

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Кто главный герой этого произведения? (Мышонок Пик.)

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. Бианки

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознаннои произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 г. Умер в 1959 г. Отец его был известным ученым-орнитологом. У мамы были такие руки, от которых растения росли пышным цветом. Любовь к путешествиям Бианки перенял от родителей. В 20-е годы он жил на Алтае. Работал в краеведческом музее, учителем биологии. Часто бывал в тайге, где наблюдал за миром животных. Он записывал, что видел, что слышал. Когда вернулся в Петроград, познакомился с С. Я. Маршаком. Рассказы Бианки очаровали Маршака, и он посоветовал ему написать книги. За свою жизнь Бианки издал более 120 книг

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны.

Извести – уничтожить, убить.

Скопа – птица. В длину скопа достигает 60 см, а размах крыльев составляет 180 см.

Работают с толковым словарем.

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят рече-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения.

 

 

3. Беседа по содержанию прослушанного

Вес самок, которые крупнее, может доходить до 2 кг, а вес самцов составляет обычно 1,6 кг. Оперенье у самок имеет более темный окрас. Крылья у хищной птицы длинные. На верхней части тела они коричневые. Грудь и живот светло-серые. Вокруг шеи имеется своеобразное коричневое крапчатое ожерелье. По бокам головы наблюдаются коричневые полоски. Лапы и клюв черные.

Опрометьюво весь дух, очень быстро, стремительно.

Парус – укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище (или несколько особо скроенных, сшитых полотнищ) из парусины, плотной ткани.

Наладили парус – раскрыли парус.

Мачта – высокий столб или высокое металлическое сооружение на судне для крепления парусов, подъема флага, установки сигнальных огней, устройства постов управления и наблюдения и т. п.

Врассыпную – побежали в разные стороны.

– А что такое кораблекрушение? (Кораблекрушение – крушение корабля, его гибель в море при серьезном повреждении.)

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Какую мышь нашли дети?

– А еще какие бывают мыши? Чем полевые мыши отличаются от «домашних» мышей?

– Каким был мальчик? Почему он так поступил?

– Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

вое высказы-вание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Что помогло ему избежать смерти, остаться в живых?
– Какие чувства вы испытывали, следя за опасным путешествием мышонка?

– Как вы думаете, что будет дальше с мышонком?

 

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

 

 

– Каким был Пик, когда ребята его нашли? (Наивным, доверчивым и т. д.)

– Каким он стал после пережитой страшной ночи? (Осторожным, ловким и т. д.)

– Почему автор назвал его хвост цеплялкой и с кем он сравнивает нашего героя?

– Как Пику помогла его шерстка-невидимка?

– Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды, среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется мими-

крия, то есть подражание, маскировка. Наш мышонок полевой, цвет шерстки рыжевато-бурый.

– Кого автор назвал «соловей-разбойник»? (Птицу сорокопута-жулана.)

– Как Бианки описывает эту птицу? Прочитайте.

– Найдите и прочитайте, как жулан выманивал мышонка.

– Как же мышонку удалось перехитрить жулана? (Читают в учебнике (с. 81) со слов «Может быть…»)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Как вы думаете, почему в конце текста стоят три точки? (Потому что приключения мышонка на этом не закончены. У этого рассказа есть продолжение.)

– Для чего Бианки написал это произведение и над чем заставил нас задуматься?

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их; а еще можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.)

Читают произведение

по цепочке.

 

 

 

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с цельюнахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить пересказ от лица мышонка.

•  Читать по ролям первую главу.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Написать письмо герою-мальчику

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Загадки, которые задает человеку природа, чаще всего не решить без достаточного знания о растительном и животном мире. Книги таких писателей, как Бианки, учат детей любить и, главное, беречь родную землю, вызывают горячий интерес к изучению ее богатств.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Продолжите высказывания:

•  Я узнал на уроке…

•  Мне было интересно, потому что…

•  Меня удивило...

•  Я бы хотел(а)…

•  Я сделал(а) вывод, что…

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах цветы настро-

ения. Каждое настроение имеет свой цвет. Покажите мне тот цветок, который соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности