Урок
91. В. В. Бианки «Мышонок Пик»
(учебник, с. 73–82;
рабочая тетрадь, с. 69)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; памяти, внимания, воображения; воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли |
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента |
Личностные: самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Бианки; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответст- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Проводит упражнение «Аутотренинг». – Прочитайте слова, записанные на карточке. – Я в школе на уроке и сейчас я начну учиться. • Я радуюсь этому. • Голова мыслит ясно. • Внимание мое растет. • Я хочу учиться. • Я как разведчик все замечу. • Я готов(а) к работе. • Память моя крепка. • Работаю! |
ка, рабочей тетради, ручки простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
вии с целевой |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2.Речевая разминка
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Кто подготовил пересказ от имени Мальки? – Прочитайте письмо собаке Мальке. – Расскажите, к каким фрагментам произведения вы нарисовали иллюстрации.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Прочитайте с вопросительной интонацией. В камышах шуршат мышата, Шумно плещутся в ушатах. * * * Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Мышки зубики сломали. – Отгадайте загадку: Кто за стенкою шуршит, Тонким голосом пищит, Сыр от них не утаишь. Всем ворам – воришка... (мышь). |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. Отгадывают загадку |
Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мне-ния по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с…. • Мы узнаем…. • Мы вспомним…. • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Кто главный герой этого произведения? (Мышонок Пик.) – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознаннои произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 г. Умер в 1959 г. Отец его был известным ученым-орнитологом. У мамы были такие руки, от которых растения росли пышным цветом. Любовь к путешествиям Бианки перенял от родителей. В 20-е годы он жил на Алтае. Работал в краеведческом музее, учителем биологии. Часто бывал в тайге, где наблюдал за миром животных. Он записывал, что видел, что слышал. Когда вернулся в Петроград, познакомился с С. Я. Маршаком. Рассказы Бианки очаровали Маршака, и он посоветовал ему написать книги. За свою жизнь Бианки издал более 120 книг |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны. Извести – уничтожить, убить. Скопа – птица. В длину скопа достигает 60 см, а размах крыльев составляет 180 см. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят рече- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведения.
3. Беседа по содержанию прослушанного |
Вес самок, которые крупнее, может доходить до 2 кг, а вес самцов составляет обычно 1,6 кг. Оперенье у самок имеет более темный окрас. Крылья у хищной птицы длинные. На верхней части тела они коричневые. Грудь и живот светло-серые. Вокруг шеи имеется своеобразное коричневое крапчатое ожерелье. По бокам головы наблюдаются коричневые полоски. Лапы и клюв черные. Опрометью – во весь дух, очень быстро, стремительно. Парус – укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище (или несколько особо скроенных, сшитых полотнищ) из парусины, плотной ткани. Наладили парус – раскрыли парус. Мачта – высокий столб или высокое металлическое сооружение на судне для крепления парусов, подъема флага, установки сигнальных огней, устройства постов управления и наблюдения и т. п. Врассыпную – побежали в разные стороны. – А что такое кораблекрушение? (Кораблекрушение – крушение корабля, его гибель в море при серьезном повреждении.) Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Какую мышь нашли дети? – А еще какие бывают мыши? Чем полевые мыши отличаются от «домашних» мышей? – Каким был мальчик? Почему он так поступил? – Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке? |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
вое высказы-вание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Что помогло ему
избежать смерти, остаться в живых? – Как вы думаете, что будет дальше с мышонком? |
|
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Каким был Пик, когда ребята его нашли? (Наивным, доверчивым и т. д.) – Каким он стал после пережитой страшной ночи? (Осторожным, ловким и т. д.) – Почему автор назвал его хвост цеплялкой и с кем он сравнивает нашего героя? – Как Пику помогла его шерстка-невидимка? – Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды, среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется мими- крия, то есть подражание, маскировка. Наш мышонок полевой, цвет шерстки рыжевато-бурый. – Кого автор назвал «соловей-разбойник»? (Птицу сорокопута-жулана.) – Как Бианки описывает эту птицу? Прочитайте. – Найдите и прочитайте, как жулан выманивал мышонка. – Как же мышонку удалось перехитрить жулана? (Читают в учебнике (с. 81) со слов «Может быть…») Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Как вы думаете, почему в конце текста стоят три точки? (Потому что приключения мышонка на этом не закончены. У этого рассказа есть продолжение.) – Для чего Бианки написал это произведение и над чем заставил нас задуматься? (Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их; а еще можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.) |
Читают произведение по цепочке.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с цельюнахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить пересказ от лица мышонка. • Читать по ролям первую главу. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Написать письмо герою-мальчику |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Загадки, которые задает человеку природа, чаще всего не решить без достаточного знания о растительном и животном мире. Книги таких писателей, как Бианки, учат детей любить и, главное, беречь родную землю, вызывают горячий интерес к изучению ее богатств. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Продолжите высказывания: • Я узнал на уроке… • Мне было интересно, потому что… • Меня удивило... • Я бы хотел(а)… • Я сделал(а) вывод, что… – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах цветы настро- ения. Каждое настроение имеет свой цвет. Покажите мне тот цветок, который соответствует вашему настроению |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.