Уроки
97–98. В. Ю. Драгунский «Он живой и
светится»
(учебник, с. 102–106;
рабочая тетрадь, с. 71)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: помочь учащимся осмыслить возможность дружеских отношений между разными людьми; способствовать развитию умения работать в парах, совместно определяя характеры героев, их взаимоотношения, внутренний мир; создать условия для обучения интонационному чтению диалогов; содействовать воспитанию чувства дружбы, товарищества между учащимися класса |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; коммуникативные:
находят
информацию о произведениях и творчестве |
Личностные: самостоятельно
выполняют задания учителя; проявляют интерес |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Ю. Драгунского; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. |
Сообщают о готовности |
Принимают организационные задачи |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Сегодня мне хочется говорить теплые и душевные слова, хочется, чтобы вы росли добрыми, открытыми и отзывчивыми. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас |
ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
|
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Над каким разделом мы сейчас работаем? – С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел? – Как вы думаете, что сближает этих авторов? – Произведение какого автора мы читали на предыдущем уроке? Какое было домашнее задание? Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение О. Борисовой про себя. Сколько звездочек в траве! На траве жучки сидят – Может, показалось мне? Вот так странный звездопад! На газоне вечерком Ярко крылышки сверкают, Светят нежным огоньком. Как фонарики сияют Подхожу я к ним поближе, Это добрые жучки, Только звездочек не вижу, Или просто – светлячки! – Прочитайте шепотом, нежно и ласково, с вопросительной интонацией, выразительно |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Рассказывают о птицах родного края, о том, как ходили в лес летом. Выполняют речевую зарядку. Читают стихотворение |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками четкого произнесения слов |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осознанно |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Как вы думаете, о чем этот рассказ? – Сегодня на уроке
будем учиться правильно и осознанно читать, ориентироваться |
и составляют план чтения |
ные учителем вопросы. Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Перед чтением рассказа поучимся читать некоторые слова, которые встретятся в тексте. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю: Задержаться – остановиться, замедлить или прекратить свое движение; остаться где-нибудь на какое-нибудь время, пробыть где-нибудь дольше, чем нужно или можно. Пристально – очень внимательно, напряженно (о взгляде, взоре). Брынза – сыр из овечьего молока. Моментально – мгновенно, очень быстро. Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Гватема́ла – государство в Центральной Америке. Барба́дос – государство в Вест-Индии на одноименном острове в группе Малых Антильских островов. |
Работают с толковым
словарем, сверяя ответы |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.) – А светлячок – существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу, и они действительно светятся в темноте.) – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. Кто из них вам более симпатичен? Почему? – Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому? Какие бы заглавия вы придумали?
– Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
Придумывают другие за-главия к рассказу: «В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство», «Волшебная звездочка», «Светлячок» |
по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению. Осуществляют контроль |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Как вы думаете, почему рассказ так называется? – Почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка? – Понятен ли вам его поступок? – А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка? – Отгадайте загадки: |
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Вдруг зажегся на
травинке В темноте, как лампочки, Проводит беседу о светлячках. – Что вы знаете о светлячках? Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1-ю часть («…И не заставлял ее сидеть на песке и скучать».) – Где бы вы закончили 2-ю часть? («…тогда увидишь!».) – Где бы вы закончили 3-ю часть? («И я забыл про всех на белом свете».) – Где бы вы закончили 4-ю часть? («Но тут пришла мама….» до конца рассказа.) – Как бы вы озаглавили каждую часть?
– Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (Дениска скучал и очень переживал, было тоскливо, неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.)
|
Заранее подготовленные ученики рассказывают о жизни святлячка (см. ресурсный материал).
Делят рассказ на части. Записывают составленный план в тетрадь: 1. Ожидание мамы. 2. Новая игрушка. 3. Живая звездочка. 4. Лучше любой игрушки на свете! Вывод: В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное, могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому |
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (Грусть, жалость, сочувствие.) – Что вы узнали о Дениске? Какие чувства вызывает его образ? Докажите, что Дениска – любящий и надежный сын, готовый прийти маме на помощь. (Дениска скучал по маме и переживал за нее. Он говорит: «Если бы я знал, что моя мама хочет есть, я бы моментально к ней побежал».) – Почему Дениска не давал Мишке самосвал? Дениска был жадным? (Дениска не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы.) – Какие предметы Мишка предлагал Дениске в обмен на самосвал? (Марки, круг.) – Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой – был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и восхищался настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, живое в ней больше всего, даже больше самосвала.) – Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; считал светлячка дороже, ценнее самосвала.) – Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.) – Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
|
недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится!
Объясняют название рассказа: любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. |
позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом.) – Сравните двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Сделайте вывод – ребята разные по характеру? (У ребят разные характеры и разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка – дорогие механические игрушки.) – А возможна ли дружба
между такими разными ребятами? (Дружба между ними – Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?
– Прочитайте разговор мальчиков по ролям. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 105. К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, середине, концу? – Точен ли художник в изображении, соответствует ли оно содержанию рассказа? – Что бы вы изменили? Что хотели бы добавить? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? – Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие – к рассказам? |
Сравнивают главных героев произведения. Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).
Вывод: Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. – Все произведения раздела «Люби живое» объединяет наличие главного героя – животного. В них описаны и реальные, и вымышленные истории. Составляют таблицу |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Придумайте рассказ о своем любимце, дополните его сведениями из энциклопедии или Интернета. Запишите в тетрадь |
(см. ресурсный материал) |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение по ролям. • Составить загадку про светлячка. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке? – Какие чувства пережил мальчик, когда сидел один во дворе и ждал маму? Когда увидел светлячка? Когда разговаривал с мамой? – Как вы думаете, каким может стать мальчик, когда вырастет? – Кто рассказал эту историю? – Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, веселый, душевный…) – Можем ли мы понять, о
чем думал В. Ю. Драгунский, когда писал этот рассказ? – Пусть в вашей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут вас каждый день, а книга станет вашим хорошим другом. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. Ю. ДРАГУНСКОМ
Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером все-таки Драгунский стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас – Театр имени Н. В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.
Первая книга писателя вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится…», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах писатель изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем писателя: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским – сыном писателя.
Драгунский стал писателем для детей, когда ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство. Рассказы Виктора Юзефовича любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.
РАССКАЗ УЧАЩИХСЯ О ЖИЗНИ СВЕТЛЯКА
Светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек.Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В. Ю. ДРАГУНСКОГО «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»
Дениска |
Мишка |
Добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный |
Невежливый, любил собирать марки, любит машины, неравнодушен к механическим игрушкам, настырный, бестактный |
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сказки |
Рассказы |
«Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов |
«Малька провинилась» В. И. Белов |
«Мышонок Пик» В. В. Бианки |
«Про обезьянку» Б. С. Житков |
|
«Капалуха» В. П. Астафьев |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.