Урок
89. Верность и преданность. В. И. Белов
«Малька провинилась»
(учебник, с. 68–70;
рабочая тетрадь, с. 68)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для формирования умений выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; обучения определению жанра и темы литературного произведения; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведением научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте |
Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы |
Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске): |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответствии с целевой установ- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какое солнце вам больше всего нравится? Почему? – Мне нравится ваш настрой на работу |
воспринимать материал урока») |
кой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? – Почему это произведение так называется? – Кто такой листопадничек? – Рассмотрите выставку
рисунков. На дом вам было задано нарисовать рисунки – Поработайте в парах. Выполните задание по карточкам (см. ресурсный материал). Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с ускорением. Жалобно щенок пищит, Тащит он тяжелый щит |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
Работают в парах. Выполняют речевую |
Выдвигают ги-потезу и обо- сновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руковод-ством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в уст-ной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Харовского района Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к самостоятельному чтению. Он даже воровал книги с чердаков брошеных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы. Батявка – собака. Долговязые – высокие, худощавые и нескладные. Обормот – грубый и пустой человек, бездельник. Шельма – мошенник, плут. |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Недоумение –
состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, Блудный – так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний. Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик. – Прочитайте по слогам слова, записанные на доске. о-ка-зы-ва-ет-ся – оказывается бес-со-вест-ну-ю – бессовестную с не-до-у-ме-ни-ем – с недоумением – Как вы понимаете это выражение? е-жед-нев-но – ежедневно ша-ро-мыж-ни-ков – шаромыжников од-на-о-ди-не-шень-ка – одна-одинешенька блуд-ня – блудня |
|
учебной задачи. Осуществляют контроль по результатуформе, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – В чем же провинилась Малька? – Понимала ли Малька, за что ее ругают? – Кому хозяйка отдала щенков? – Куда Малька бегала каждый день? – Зачем она туда бегала? |
Прослушивают текст.
Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения.
2. Беседа по содержанию прочитанного.
|
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Что произошло в доме Лидии? Перечитайте этот эпизод. – Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос.) – Обратите внимание, как автор описывает негодование Лидии. Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков.) – Как вы считаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор написал именно так? (Мы бы не почувствовали, что Лидия ругает ее не со злости, а любя.) – Опишите встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька? – Какое открытие сделал рассказчик? (Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка.) – Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки.) – На чьей стороне ваши симпатии? Объясните. – Как можно озаглавить текст по-другому? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Дайте характеристику Мальке и людям, которые ее окружают, используя таблицу.
|
Читают произведение режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
|
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника.
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Выполнение заданий в рабочей тетради |
– Василий Иванович Белов в своих рассказах наделяет животных качествами человека, например у Мальки обостренное чувство материнства. Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы. – Что вы думаете о главных героях рассказа? На чьей стороне ваши симпатии? |
Выполняют задание в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы |
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие с поставленной задачей |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить пересказ от имени Мальки. • Написать письмо собаке Мальке. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете? – Попробуйте вспомнить пословицу, которую можно соотнести с рассказом. (Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя.) – Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас так же поразили? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы.
Проводят анализ и самоанализ учебной деятельности, делают выводы |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
КАРТОЧКИ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ
1. С какой целью Листопадничек согласился жить в бобровой хатке? Выбери правильный вариант ответа: а) Обиделся на маму. б) Боялся замерзнуть. в) Хотел научиться плавать. г) Хотел стать взрослым. |
2. Вставь подходящее слово из текста. Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке). Остался Листопадничек в бобровой (хатке). Любят (бобры) чистоту и порядок. За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок. Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери). Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.