Урок 120. Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для развития умения опираться на информационный аппарат книги, ее элементы при выборе книг и поиске информации; способствовать развитию умений делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах |
Метапредметные: познавательные: осознают сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока; коммуникативные: объясняют сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности |
Личностные: знают комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводят его в классе по просьбе учителя |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Ю. Драгунского; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»). – Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. – Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. |
Сообщают о готовности |
Умеют
слушать
в соответствии с целевой и сохраняют организацион- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Под музыкальное сопровождение (тихую мелодичную музыку) тихо повторяют за учителем: – Я в школе на уроке. – Голова мыслит ясно. – Сейчас я начну учиться. – Я хочу учиться. – Я радуюсь этому. – Я очень хочу учиться. – Внимание мое растет. – Я готов к работе. – Я, как разведчик, все замечу. – Я работаю! – Память моя крепка. |
слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие произведения можно включить в раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку.
|
Выдвигают гипотезу и
обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют
слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
2. Речевая разминка
|
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Кто герой этих скороговорок? – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Прочитайте грустно. – Прочитайте радостно. – Прочитайте сердито. – Прочитайте скороговоркой. *** Кота замучила икота. И он тогда котел с компотом Охотно выпил, но зевота Кота замучила потом. *** Тише, мыши, кот на крыше |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. Драгунского |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Карнавал – народный праздник под открытым небом, сопровождающийся уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и т. д.; первоначальные карнавалы появились в Италии в XIII веке. Санаторий – лечебно-профилактическое учреждение для лечения и отдыха. Горжетка – полоса меха или шкурка пушного зверя, которую в виде украшения носят вместо воротника (деталь женского костюма). Керогаз – нагревательный керосиновый прибор для приготовления пищи, в котором горючее подается к горелке с помощью насоса. Видимо-невидимо – очень много. Премия – денежное или иное материальное поощрение в награду за что-либо. |
Работают с толковым словарем. |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по реше |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
нию учебной задачи.
Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль |
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте по цепочке произведение Виктора Драгунского «Кот в сапогах».
– Вы узнаете этих героев Виктора Драгунского? (Герои В. Драгунского – Дениска и его друг Мишка.) – Как называется сборник его рассказов, посвященный мальчику? («Денискины рассказы».) – Какие рассказы вам запомнились? – Кто является главным героем рассказа – Мишка или мальчик, от лица которого ведется повествование? (Главным героем этой истории является не Мишка, чье имя постоянно возникает по ходу сюжета, а Дениска (от его лица ведется повествование, но его имя в этом рассказе не звучит ни разу).) – Почему вы так думаете? Как же зовут этого мальчика? Что отличает главного героя от других действующих в произведении персонажей? (Автор в первую очередь уделяет внимание чувствам, мыслям, поступкам главного героя; именно с главным героем происходят какие-либо события, тогда как остальные персонажи способствуют развитию сюжета. Автору важно то, что происходит с главным героем; остальные герои помогают «развить» рассказ дальше, более полно «раскрыть» его характер.) |
Читают произведение Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Почему главный герой, в отличие от Мишки, забыл про утренник и карнавал? (Дениска в этом рассказе в мыслях настолько далек от карнавала, что даже абсолютно про него забывает.) – Чем же так сильно занят Дениска? Какое у него настроение – приподнятое или, наоборот, подавленное, невеселое? Какими строчками вы могли бы подтвердить свои предположения? (Мысли Дениски заняты мамой и ее отъездом в санаторий; она просит Дениску, чтобы тот вел себя как взрослый. Дениска пытается это сделать, но в душе остается маленьким мальчиком, который тоскует по маме: «...Я с папой совсем замучился. То одно, то другое, и на улице шел снег, и все время я думал, когда же мама вернется. Я зачеркивал клеточки на своем календаре».) – Мальчик победил в конкурсе на лучший костюм. Стало ли это событие для него самым главным в тот день? Или в его жизни есть что-то более важное? Что же это? (Денискин костюм-экспромт оказывается на школьном карнавале самым лучшим, сам Дениска становится «героем дня», за что получает в награду две книжки. Безусловно, произойди это событие в привычной для Дениски ситуации (когда мама дома), оно стало бы для мальчика основным. Но сейчас, когда время тянется так медленно (как можно догадаться, что время для Дениски течет медленно?), главное – что половина срока без мамы уже прошла и она скоро вернется домой («А дома я... побежал к календарю и зачеркнул сегодняшнюю клеточку. А потом зачеркнул уж и завтрашнюю. Посмотрел, а до маминого приезда осталось всего три дня».) – Сумеете подтвердить, что Дениска совсем не жадный и любит своего друга Мишку? (Дениска не только не жадный, он справедливый и великодушный: отдает одну из выигранных книг Мишке (по выбору Мишки!), очень мудро мотивируя (объясняя, обосновывая) свой поступок. Мишка должен получить приз не потому, что «вытащил» друга на карнавал или помог и придумать, и сделать костюм. Дениска говорит: «...Все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку».) |
|
Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие
в соответствиис поставленной задачей |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Можно Мишку и Дениску назвать настоящими друзьями? (Мишка такой же преданный и великодушный друг, как и Дениска. Именно благодаря Мишке Дениска вообще пошел на карнавал; Мишка помог другу создать необыкновенный костюм из обыденных старых вещей. В итоге именно благодаря Мишке пролетел так быстро еще один день до возвращения мамы, но самое главное – настроение Дениски заметно улучшилось.) – Подтвердите строчками из текста, что Мишка не сердится на Дениску за то, что тот выиграл конкурс, не завидует ему. (Мишка вовсе не ожидал какого-нибудь подарка за свою идею костюма; несложно предположить, что он гордился созданным своей фантазией и своими руками костюмом друга («Конечно, гномов много, а ты один!») и был рад первому призу не меньше Дениски.) – Какие слова доказывают, что Дениска очень скучал по маме? – Почему он забыл про утренник? – Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон? – Что дополнило его костюм? – Представьте Дениску в сапогах и шляпе. Какое название костюма предложили бы вы? – Какие были предложения у Мишки и Дениски? – Почему они же сами их отвергли? – Как они нашли название Денискиному костюму? – Чего не хватало «коту»? – Как и какой хвост появился у «кота»? – Что смешного в костюме Дениски? |
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
|
Игра «Костюм героя литературного произведения» |
– Выполните работу в группах (раздает учащимся заранее подготовленные рисунки). – Вы выбираете подходящие детали костюма, соответствующие описанию в тексте. Каждая группа выставляет свою работу на доску. Мы сравним работы и определим их соответствие описанию в тексте. – О каком настоящем богатстве идет речь в этом рассказе? (Урок искренней заботы и великодушия получили оба друга – и Дениска, и Мишка. А настоящее бо- |
|
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
гатство – это дружба, которая позволяет преодолеть житейские невзгоды и умеет поднять настроение.) |
|
|
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Принести детский журнал, который дети любят читать. • Подобрать пословицы к произведению В. Драгунского «Кот в сапогах» |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
|
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Кто главные герои этого произведения? – К какому жанру литературы относится текст? – Какова основная тема рассказа? – Что нового вы узнали о творчестве В. Драгунского? – Чему научил вас рассказ В. Драгунского? – Как вы обозначите свою успешность на уроке? Предлагает рефлексивное упражнение. У каждого ученика три картинки: солнышко, тучка, вопросик. Дети оценивают свою успешность, показывая одну из картинок. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
|
Если вы довольны собой, выберите
Если вы недовольны, выберите
Если вам нужно что-нибудь выяснить, покажите |
|
|||
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. Ю. ДРАГУНСКОМ
Виктор Драгунский – автор произведения «Кот в сапогах».
Родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Трудовую деятельность начал в 16 лет: работал шорником (мастером по изготовлению шop и других элементов упряжи для лошадей), лодочником, потом актером в театре и в цирке. Начиная с 1940 г. стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая эстрадные монологи, тексты для клоунов.
В детской литературе известен как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Известно, что прототипом главного героя стал сын писателя Дениска. В 1961 г. вышла первая книга из серии «Он живой и светится», в которую были включены 16 рассказов. Однако на этом приключения Дениски, его друга Мишки и других ребят не заканчиваются – в разные годы издается около 100 рассказов.
Виктор Драгунский внес огромный вклад в развитие юмористической литературы для детей.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.