Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
28.05.2017
Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"
Данный материал представляет подробный материал по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа России". В конспекте раскрываются личностные, метапредметные и предметные задачи с требованиями ФГОС. На данном уроке используются наглядный, словесный, частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный методы. Технологии: информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.конспект урока по литературному чтению
открый урок конкурс чтение.docx
Урок литературного чтения во 4 классе Тема: Борис Степанович Житков.  «Как я ловил человечков» Цель: развивать способности учеников­читателей полноценно воспринимать  художественный текст. Задачи: Личностные: 1.Эмоционально  «проживать» текст, выражать свои эмоции; 2. Учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки; 3.Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию  собственной речи; 4.Воспитыать интерес к чтению. Метапредметные: 1. Отрабатывать умение отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать  вопросы, находить нужную информацию в тексте; 2.Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в рассказе; 3.Развивать коммуникативность: умение общаться друг с другом уважительно,  высказывать смело своё мнение, оценивать ответы товарищей. Предметные: 1. Отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные  особенности в тексте; 2.Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через  поступок, речь героя. Обобщить полученные знания, применить их на практике; 3.Учить определять главную мысль прочитанного. Методы: 1. Объяснительно – иллюстративный; 2. Частично – поисковый; 3. Наглядный; 4. Словесный; 1 Оборудование урока:  Компьютер, экран;  Презентация «Дружба животных», созданная с использованием программы Microsoft Power Point;  Портрет писателя Б.С.Житкова;  Карточки с вопросами для анализа произведения;  Учебник. Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;  Цветные карандаши, ручки Технологии: игровая, здоровьесберегающая, информационно­коммуникативная. 2 Ход урока: 1.      Организационный момент  Цель: создание эмоционального настроя детей на урок. Учитель:  По дорожке  к вам школьной спешила. Любовалась, как жизнь хороша. Солнце ласково в небе сияло, И моя улыбалась душа. ­Своё прекрасное настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок  начать с улыбки. Посмотрите в глаза своему соседу по парте. Подарите ему свою  улыбку.  Учитель: ­Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут  Елена Геннадьевна. Я рада видеть каждого из вас И пусть в окно зима прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло Ведь весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. ­Ваши мышцы все проснулись? Да. ­Ваши губы улыбнулись? Да. ­Тогда приступаем к работе. Учитель: Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?  Дети: (примерные ответы) ­узнать что­то новое; 3 ­ сделать новое открытие; ­ встретить новых героев; ­ получить новые знания; ­хочу, чтобы урок был тебе полезным; ­хочу, чтобы урок был  интересным; ­хочу, чтобы урок принёс радость общения; ­хочу, чтобы урок наполнил наши сердца теплотой, добротой, красотой, любовью; ­ хочу, чтобы урок наполнил наши сердца добротой; ­ хочу, чтобы урок наполнил наши сердца красотой; 2. Сообщение целей урока: ­Сегодня на уроке вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою,  оценивать его поступки.  ­А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на  собственное мнение, право на ошибку, право на выбор.  ­Вы готовы к работе? 4 3.Упражнения для развития речевого аппарата 1.Дыхательная гимнастика (выполнять стоя)  а) вдох носом, выдох через рот;  б) вдох, задержка дыхания, выдох;  в) вдох, выдох по порциям.   «Свеча ­1» Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть  ртом, задувая воображаемое пламя свечи так, чтобы пламя сразу  погасло.  «Свеча – 2» Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на  воображаемое пламя свечи, чтобы пламя не погасло. Повторить 2­3  раза.  «Именинный пирог» На торте горят 8 свечей. Задуем пламя воображаемых свечей так, чтобы  сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом. Задержали дыхание. Выдох  через рот. Повторить 2­3 раза. 2.Артикуляционная разминка (выполнять сидя) Упражнение «Лягушка»: Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося  звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.  Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам. 5 Потянули ­ перестали. И нисколько не устали! Упражнение «Слон»: Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно  произнося звук у. Подражаю я слону ­  Губы хоботом тяну.  А теперь их отпускаю  И на место возвращаю. Упражнение «Лягушка ­ слон»:Чередование положений губ: в улыбке ­ трубочкой.  Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.  А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. Упражнение «Часики»:Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка  поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется  ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик­так, тик­так, ходят часики вот так. Упражнение «Щёчки»: Поочерёдно надувая каждую щеку, перемещая  поток воздуха с одной стороны щеки в другую, затем заполнить воздухом  обе щеки. Повторить 5­7 раз сидя. Упражнение «Хомячок»: Плотно сжав губы, надуть обе щеки и  имитировать жевательные движения хомячка. 3.Работа со скороговорками Загибаем пальцы Егорушка­Егор Полез через забор. С забора свалился За гвоздь зацепился. Висит, голосит. Снимите с забора Бедного Егора. Опускаем и поднимаем поочерёдно руки Егорушка­Егор Полез через забор. С забора свалился За гвоздь зацепился. Висит, голосит. Снимите с забора Бедного Егора. 6 Играем на пианино пальцами Егорушка­Егор Полез через забор. С забора свалился За гвоздь зацепился. Висит, голосит. Снимите с забора Бедного Егора. Щелчок правой рукой, щелчок левой  рукой, хлопок, ладони положили на  парту Егорушка­Егор Полез через забор. С забора свалился За гвоздь зацепился. Висит, голосит. Снимите с забора Бедного Егора. 4.Игра «Звукоподражание» Учитель: Вспомните и произнесите ­над ухом звенит комар: з­з­з ­проснулся жук: ж­ж­ж ­рядом ползёт змея: ш­ш­ш ­близко стрекочет сорока: ч­ч­ч (громко) ­улетает всё дальше и дальше: ч­ч­ч (тихо) 5.Речевая разминка Учитель: прочитайте стихотворение: Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (В.Лунин) Як – крупное жвачное животное с  длинной шерстью и рогами. Ястреб – хищная птица с коротким  крючковатым клювом и длинными  острыми когтями. Ягуар – хищное животное из  семейства кошачьих с жёлто­красной  шерстью и чёрными пятнами на ней. Лань – животное из семейства оленей, отличающееся быстротой бега и  стройностью. Ясень – дерево с перистыми листьями  7 и тяжёлой упругой древесиной. Язь – пресноводная рыба из семейства  карповых. ­ Прочитали «птичьим базаром» ­прочитали, разделяя на слоги ­прочитали сердито ­прочитали с восхищением ­прочитали с ускорением Прочитали тихо ­прочитали громко Прочитали скороговоркой Прочитали выразительно У:­Как бы вы озаглавили это стихотворение? 4.Актуализация знаний: ­Сегодня мы продолжим работу над анализом произведения, которое читали дома. ­Назовите автора. Посмотрите и сравните 2 таблицы. Расположите буквы в том  порядке, в котором указывают цифры. Если вы правильно сделаете задание, в ответе  у вас получится фамилия этого писателя. Сравните две таблицы: 4  3            к т 1 5 ж о 6 2 в и Правильно это Борис Степанович Житков. У: Как называется рассказ, который читали дома? Д: «Как я ловил человечков» У: Понравился ли вам рассказ?     ­Какие чувства испытывали при чтении? 8 У: А сейчас,  я хочу проверить,  внимательно вы читали или нет. Дано 5  предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметьте в тетради: “верно” ­ “+”,  “неверно” ­ “?”:  “Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко” ( «+», с.39, 4­ый абзац)  “Я заснул с радостью” ( « ­ «,с.41, 1­ый абзац. Верно: Я с горя заснул.)  “Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”( «+»,с.42, верхний абзац)  “Я ночью даже слышал какую­то возню”( «+»,с.42, последний абзац)  “Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”( «­«, с.44, 1­ый абзац: Назад пойду,  малины возьму в аптеке.) 5.Постановка проблемы У: Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ? Дети:  высказывают свое мнение У: Я ваши мысли выслушала. Теперь проследим, придем ли к этой мысли в конце  урока. ­ Чтобы решить эту проблему, проведем анализ произведения. 6.Словарно­лексическая работа У: Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и  соедините линией. 1.Пароходик­ 2.Позволяла­ 3.Нахмурилась­ 4.Тюкать­ 5.Всамделишные­ 6.Тайком­ 7.Нюнил­ 8.Заперла­ судно с паровым двигателем всё разрешала угрюмо морщила лицо несильно ударять, рубить настоящий тайно, скрытно плакал закрыла 9 9.Прилаживал­ 10.Приткнуть­ приводил в порядок кое­как поставить Игра «Назови синонимы» 1) Всамделишный – настоящий, натуральный, подлинный. 2) Смотреть – глядеть, глазеть, таращиться, уставиться, взирать, пялиться,  поглядывать, взглядывать. 3) Болтаться – ходить, бездельничать, ничего не делать. 4) Торопливо – быстро. Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом» Д: Вернусь очень быстро. 7.  Анализ содержания произведения 1) Описание пароходика У:От чьего имени идет повествование?  Д:От 1 –го лица, от лица автора, т.к. везде местоимение «я» У: Назовите предмет его обожания. Д: пароходик У:­ Прочтите, как выглядит пароходик.  Откройте учебник на стр.38.  Прочитайте 1­ый абзац. «Жужжащее чтение». У: Кто зачитает вслух описание пароходика? ( 1 ученик читает вслух) ­ Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение?  На доске карточки: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, ирония.  Используйте их для ответа на вопрос. 10 ­ Какое из данных средств художественной выразительности отметили  Метафора, Сравнение: Будочка, как домик. Винт, как медная розочка. Два чёрных  пояса на трубе. Эпитеты ( прилагательные): Пароходик настоящий, только маленький. Жёлтая  труба. Верёвочные лесенки. Полированная дверка. Медное рулевое колесо.  Замечательные якоря.  ­ Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила?  Выскажите свои предположения. ­ Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия. 2) «Чтение по ролям»разговора внука с бабушкой. Стр.38­39 Герои отрывка: бабушка, внук, автор У:­ Как будет бабушка разговаривать с внуком? Д: угрюмо и задумчиво сморщить лицо, лоб, брови ­ А внук? Д: умоляюще У:­ Кто сможет озвучить  эти роли? (Дети читают) У:­ Как называется разговор двух героев? (Диалог) У:­ Ребята справились с ролью? 3) Фантазии Бори ­ Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитайте. Чтение с учителем. Упражнение «Догонялки». Стр.39­40 (…Я всё смотрел на пароходик….Они ночью работают, когда никто их спугнуть  не может. Хитрые.) 11 Учитель читает вслух, дети читают шёпотом, стараются обогнать учителя. Учитель  читает про себя, через некоторое время опять читает вслух, свериться кто обогнал,  кто отстал. У:­ Каким вы представляете героя? Д: Фантазер, исследователь. Фантазёр – человек, который любит фантазировать. Фантазировать – предаваться несбыточным предположениям, выдумывать что­н.  неправдоподобное, невозможное. Фантазия – способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное,  ложь, прихоть, причуда. Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. У:­ Проследим, как развиваются его фантазии Выборочное чтение:  «Чтение про себя»1­ая ночь: стр.40, последний абзац “… тихонько  зашуршало…”   «Чтение цепочкой по предложениям»На другой день: стр.41, 2­ой абзац “…  дать им конфетку…”  «Читает один ученик»Стр.41, последний абзац “… отломить от леденца  кусок…”  «Хоровое чтение»Стр.42, последний абзац “… Я положил хлеб…”  «Упражнение «Буксир», чтение в паре Стр.43, 2 абзац  “… хотел взять,  намочить чернилами…” ­ Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман) 4) Оценка поступка героя ­ Чем заканчивается история?  12 У: стр.44. Упражнение «Многократное чтение» “… А потом вскочил с постели  как был…” и приготовьтесь об этом событии рассказать постороннему человеку,  отвечая на его вопросы. Проводится это так: после того как начало нового текста прочитано учителем и  осознано, осмыслено детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и  продолжать его в течение 1­ой минуты. По истечении минуты каждый из учеников  замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же  отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и  сравнивает с результатами первого прочтения. Третий раз меняется характер  упражнения. Этот же кусочек текста дети читают в темпе скороговорки. Перед четвёртым разом этого текста надо настраивать детей читать медленнее, но  красиво, выразительно. Ученики прочитывают часть текста до конца. Они  переходят на незнакомую часть текста и продолжают читать в том же  повышенном темпе.  У: Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик?     У: Какой момент вы считаете самым напряжённым? Почему? У: Мальчик поступил так, потому что был: жестоким, любознательным, завистливым, жадным? У: Как вы относитесь  к мальчику? У: А что о своём поступке думал сам мальчик? Как эти чувства его характеризуют? 5) Игра “Репортаж с места события” ­ Кто ведет репортаж?  (Корреспондент.) ­ Кто еще участвует?  (Свидетели, очевидец события.) 13 ­ Что они должны делать?  (Корреспондент задает вопросы свидетелю события, а он отвечает.) ­ Что можно использовать для ответов? (Он может показать свое возмущение, восхищение, сожаление мимикой,  голосом, жестами.) Корреспондент: ­ Что вы увидели на месте события? ­ Слышал ли он какие­то звуки? ­ Как он узнал, что внутри тихо? ­ Где он взял нож и для чего? ­ Легко ли ему было поднять палубу? ­ Как поступил Боря? ­ С какой целью он это сделал? ­ Увидел ли он кого­либо? ­ Как чувствует себя герой­исследователь после происшедшего? ­ Ребята справились с диалогом?  6) Творческая работа У: Представьте себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумайте свой  конец рассказа. У: Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори? 8. Итог 1) Графическая мимика: ­ Представьте себе, что это наши герои. Что изображено на схеме?  (Это его мимика) ­ Какая? 14 ­ В каком месте рассказа у героя был восторг? ­ В каком месте рассказа – печаль? ­ Кто и почему изменил ему настроение? 2) Вернемся к проблеме ­ Зачем автор написал рассказ?  (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость  фантазией ведет к хитрости, обману.) ­ Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши –  крепись”. (Не нарушать данное слово) 9. Домашнее задание: стр.38­46, перечитать рассказ Задание по выбору:  рассказать о реликвии в вашей семье.  продолжить фантазии Бори.  Подготовить пересказ от имени главного героя Учитель: Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?  Дети: (примерные ответы) ­узнать что­то новое; ­ сделать новое открытие; ­ встретить новых героев; ­ получить новые знания; 15 ­хочу, чтобы урок был тебе полезным; ­хочу, чтобы урок был  интересным; ­хочу, чтобы урок принёс радость общения; ­хочу, чтобы урок наполнил наши сердца теплотой, добротой, красотой, любовью; ­ хочу, чтобы урок наполнил наши сердца добротой; ­ хочу, чтобы урок наполнил наши сердца красотой; Работа со скороговоркой: Егорушка­Егор Полез через забор. С забора свалился За гвоздь зацепился. Висит, голосит. Снимите с забора Бедного Егора. Речевая разминка: Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. 16

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"

Конспект урока по  литературному чтению. Б.С.Житков "Как я ловил человечков". 4 класс. "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017