Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалочка»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалочка» для учащихся 4 класса
Иконка файла материала Рабочая программа внеурочной деятельности Читалочка.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18» поселка Фазанный

Кировского городского округа Ставропольского края

 

 

                                                                     Утверждена

                                                                     на заседании   педагогического совета

                                                                     протокол от  29.08.2022 г    _1__   

                                                                     Председатель ПС,

                                                                     директор МКОУ «СОШ №18»     

                                                                     п. Фазанный

                                                                     _________О.И. Крышкина  

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

 «Читалочка»

(читательская грамотность)

для 4 класса

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

                                                                 Составитель:

                                                                 Котлова Оксана Николаевна,

                                                                 учитель начальных классов,

                                                                 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год

п. Фазанный

1. Планируемые результаты освоения курса «Читалочка»

        Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные результаты:

                    1.      формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

                    2.      формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культ ур и религий;

                    3.      воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

                    4.      развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

                    5.      формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

                    6.      овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

                    7.      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

                    8.      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

                    9.      развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

                  10.    наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

        Метапредметные результаты:

                1.      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

                2.      освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

                3.      формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

                4.      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

                5.      использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

                6.      активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

                7.      использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

                8.      овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

                9.      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

             10.    готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

             11.    умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

             12.    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

        Предметные результаты:

        -  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

        - формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;

        - достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

        - использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

        - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

        - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

        - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;

        - умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

         Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

         Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

         Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

         Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

         Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

         Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

         Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

         Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

         Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

         Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

         Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен-ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

         Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

         Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

         Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

         Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

 

Умение говорить (культура речевого общения)

         Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

         Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Письмо (культура письменной речи)

         Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

2. Содержание в 4 классе

Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения живописи.

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с учебной задачей.

Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.

Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы.

Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление взаимосвязей.

Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.

Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).

3. Тематическое планирование

 

п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Текст-описание Г. Николаева «Ливень»

1

2

Текст-описание Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета»

1

3

Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки»

1

4

Тренировочная комплексная работа №1.

1

5

Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар»

1

6

Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж»

1

7

Текст-описание С.Аксаков «Осень»

1

8

Тренировочная комплексная работа №2.

1

9

Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены»

1

10

Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок»

1

11

Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок»

1

12

Тренировочная комплексная работа №3.

1

13

Работа с текстом-описанием А.Тихонова «Колибри»

1

14

Публицистический текст. «Хочу все знать. Экология».

1

15

Работа с текстом «Осень» по И.Соколову- Микитову

1

16

Тренировочная комплексная работа №4.

1

17

Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания»

1

18

Публицистический текст. «Хочу все знать. Планеты».

1

19

Работа с текстом- рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру)

1

20

Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц»

1

21

Текст-описание И.Соколов- Микитов «Рябина»

1

22

Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода»

1

23

Тренировочная комплексная работа №5

1

24

Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи»

1

25

Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

1

26

Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался»

1

27

Тренировочная комплексная работа №6.

1

28

Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»

1

29

Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя»

1

30

Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому

1

31

Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка»

1

32

Итоговая комплексная работа 7.

1

33

Работа с текстом Г.Скребицковго «Художник-Осень»

1

34

Чему научились на курсе «Читалочка»

1

 

Итого

34

 

Согласовано                                                       Согласовано                       

Протокол заседания                                               Заместитель  директора по ВР              

методического объединения                              ________Ю.В.Коломойцева

учителей начальных классов 

от _____________№____                                                    «___»________2022г.

руководитель МО  начальных классов                                                                           

________ О.Н.Котлова