Конспект урока по литературному чтению "Буква ь – показатель мягкости согласных звуков."(1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; познакомить с сочетанием ши; развивать речь, память, логическое мышление. Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; 7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: ИЗО, математика. Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги. Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Иконка файла материала чтение.doc
Урок № 48, 49                                                                 Дата ____________ Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. Цель:  познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой  Ш ш; познакомить с сочетанием  ши;    развивать речь, память, логическое мышление. Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно­познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;    7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: ИЗО, математика. Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги. Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа. Ход урока: Этап урока Содержание учебного материала и деятельности ФУУД у учащихся учителя. Форма организации. 1. Мобилизующее  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Л1. Учащиеся настраиваются на работу. начало 2. Формирование  Фонетическая зарядка. Л1, 4; Р1, 4; П7; К2, 4.Свободные высказывания детей Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.  Дети   рассматривают   предметные   картинки   с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам. Наблюдая   за   произношением   звука   [ш]   в   этих   словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый. Дети   называют   слова,   находят   одинаковый   звук   [ш]. Определяют, что он глухой и твердый. Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова. Ш Е С Т Ё Р К А новых знаний. 3. Работа по теме  урока – Как шипит змея? (Ш­ш­ш.) – Как шипит гусь? (Ш­ш­ш.) ­ О каком звуке пойдет речь сегодня на уроке? Фронтальная работа, с. 17 1. Изучаемый звук выделяется из слов: шкаф  карандаш ● Игра «Кто внимательный?». а) Назовите одинаковый звук в словах: шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф. Учитель показывает предметные картинки,  б) На доске предметные картинки с изображением шара,   ели,   солнца,   печной   трубы,   ежа,   руки, карандаша,   арбуза  (картинки   расположены   в   том порядке, в котором перечислены). –  Нужно   отгадать   слово   по   первым   звукам названий. Читается полученное слово. Делается   в ы в о д, что звук [ш] всегда  твердый, поэтому   гласная   буква  е  не   обозначает   мягкость согласного. Учитель   сообщает,   что   согласный   звук   [ш]   на письме обозначается буквой Ш ш (ша). Вывешивается карточка с буквой Ш ш. Работа в парах, с. 17 ▲ Чтение слов в столбиках. Проводится слого­звуковой анализ этих слов.Шамаханская   царица,   шатер,   чаша,   груша,   кувшин, шаровары, подушка, шапка. 4. Работа с иллюстрацией, с. 16. Рассмотри­ка все внимательно, Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Все слова на букву Ш. В о п р о с ы: – Из какой сказки Шамаханская царица? – Кто автор этой сказки? (Учитель   зачитывает   отрывок   из   «Сказки   о золотом петушке» А. С. Пушкина.) … Вдруг шатер Распахнулся… и девица, Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя. … … … И она перед Дадоном Улыбнулась – и с поклоном Его за руку взяла И в шатер свой увела. Там за стол его сажала. Всяким яством угощала. Индивидуальная работа, с. 16 Почему так говорят? Работа в парах, с. 16 ­ Может ли шутка разрушить дружбу? 4. Продолжение  работы по теме Фронтальная работа, с.17 ▲ Чтение текста. В о п р о с ы: Физминутка Л4, П6, К2.– О каком времени года говорится в тексте? – Куда пошли дети? – Что они видели в лесу? – Что собирали ребята? Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с буквой  ш.   Проводится   слого­звуковой   анализ   этих слов. Самостоятельная работа, с. 18 ▲ Чтение   стихотворения   В.   Берестова «Петушки». В о п р о с ы: – О ком говорится в тексте? – Объясните значение слова «распетушились». Фронтальная работа, с. 19 ▲ Чтение текста. В о п р о с ы: – Каким был дед? – Что он не смог сделать? – Кто еще был в избе? – Как вел себя внук? Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл. Работа в парах, с. 20 ▲ Чтение текста. В о п р о с ы: – Узнали ли вы сказку? – Что произошло потом? – Чем закончилась сказка? (Если дети не знают содержания сказки, то учитель читает   или   пересказывает   содержание   сказки   «Три Читать  текст.  Отвечать  на   вопросы   по   содержанию текста.  Озаглавливать  текст.  Находить  в   тексте   слова   с новой буквой. Читать  текст.  Отвечать  на вопросы по содержанию текста. Задавать  вопросы   по   содержанию   текста.  Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой. Читать  текст.  Отвечать  на вопросы по содержанию текста. Пересказывать близко к тексту. Читать  текст.  Отвечать  на вопросы по содержанию текста. Находить  в   тексте   слова   с   новой   буквой.   Рассказывать сказку.медведя».) –  Какой   момент   сказки   проиллюстрирован   в учебнике? – Опишите, что видите на рисунке? Фронтальная работа, с. 20 Разгадайте загадку. Рассматриваются разные значения слова лист. Лист – тетрадный, книжный. Лист – лиственного дерева. Делается   в ы в о д: слово лист – многозначное. Самостоятельная работа, с. 22 ▲ Чтение текста «Шутки». В о п р о с ы: – Что сделала мышка? – Кого она пригласила? – Что случилось? Почему? ▲ Чтение пословицы. Объяснение ее смысла. Работа в группах, с. 22 Проговаривание скороговорок. По   выбору   выучить   одну   скороговорку.   Можно провести конкурс. Дети   находят   отгадку   (книга),   объясняя,   что   книга   не куст, но листочки у нее есть. Читать  текст.  Отвечать  на вопросы по содержанию текста. Находить в тексте слова с новой буквой. Самостоятельная работа, с. 23 ▲ Чтение текста «Шум, Машина и Тишина». При   чтении   обратить   внимание   учащихся   на вопросительных произношение   правильное предложений.   Чтение текста в лицах. З а д а н и е: прочитать текст про себя, подчеркнуть слова, в которых встречается буква ш. 5. Итог урока – Сколько знаете согласных букв? Назовите их. К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.– Назовите знакомые гласные буквы. – Какие из них обозначают мягкость согласного? –  Какая   еще   буква   обозначает   мягкость согласного? – Какой согласный звук всегда мягкий? – Какой согласный звук всегда твердый? –  Что   вы   должны   помнить   при   написании 6. Рефлексия  ­ Оцените свою работу на уроке. сочетаний ча, ши? Определять место новой буквы на «ленте букв».  Р3. Оценивать свои достижения  Ученики оценивают свою работу с помощью  светофоров­«смайликов».