Цель: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; познакомить с сочетанием ши; развивать речь, память, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Урок № 48, 49 Дата ____________
Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.
Цель: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; познакомить с сочетанием ши; развивать речь, память,
логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебнопознавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Этап урока
Содержание учебного материала и деятельности
ФУУД у учащихся
учителя. Форма организации.
1. Мобилизующее
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Л1. Учащиеся настраиваются на работу.
начало
2. Формирование
Фонетическая зарядка.
Л1, 4; Р1, 4; П7; К2, 4.Свободные высказывания детей
Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Дети рассматривают предметные картинки с
изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними
схемы к этим словам.
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах,
дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и
всегда твердый.
Дети называют слова, находят одинаковый звук [ш].
Определяют, что он глухой и твердый.
Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой
печатают начальную букву слова.
Ш Е С Т Ё Р К А
новых знаний.
3. Работа по теме
урока
– Как шипит змея? (Шшш.)
– Как шипит гусь? (Шшш.)
О каком звуке пойдет речь сегодня на уроке?
Фронтальная работа, с. 17
1. Изучаемый звук выделяется из слов:
шкаф
карандаш
● Игра «Кто внимательный?».
а) Назовите одинаковый звук в словах:
шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель показывает предметные картинки,
б) На доске предметные картинки с изображением
шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки,
карандаша, арбуза (картинки расположены в том
порядке, в котором перечислены).
– Нужно отгадать слово по первым звукам
названий.
Читается полученное слово.
Делается в ы в о д, что звук [ш] всегда твердый,
поэтому гласная буква е не обозначает мягкость
согласного.
Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на
письме обозначается буквой Ш ш (ша).
Вывешивается карточка с буквой Ш ш.
Работа в парах, с. 17
▲ Чтение слов в столбиках.
Проводится слогозвуковой анализ этих слов.Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин,
шаровары, подушка, шапка.
4. Работа с иллюстрацией, с. 16.
Рассмотрика все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
В о п р о с ы:
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки?
(Учитель зачитывает отрывок из «Сказки о
золотом петушке» А. С. Пушкина.)
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
… … …
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
Индивидуальная работа, с. 16
Почему так говорят?
Работа в парах, с. 16
Может ли шутка разрушить дружбу?
4. Продолжение
работы по теме
Фронтальная работа, с.17
▲ Чтение текста.
В о п р о с ы:
Физминутка
Л4, П6, К2.– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
Дети повторно читают текст, подчеркивая слова с
буквой ш. Проводится слогозвуковой анализ этих
слов.
Самостоятельная работа, с. 18
▲ Чтение стихотворения В.
Берестова
«Петушки».
В о п р о с ы:
– О ком говорится в тексте?
– Объясните значение слова «распетушились».
Фронтальная работа, с. 19
▲ Чтение текста.
В о п р о с ы:
– Каким был дед?
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
Повторно читается пословица из текста. Учитель
выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.
Работа в парах, с. 20
▲ Чтение текста.
В о п р о с ы:
– Узнали ли вы сказку?
– Что произошло потом?
– Чем закончилась сказка?
(Если дети не знают содержания сказки, то учитель
читает или пересказывает содержание сказки «Три
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию
текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с
новой буквой.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать
текст. Находить в тексте слова с новой буквой.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Пересказывать близко к тексту.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Находить в тексте слова с новой буквой. Рассказывать
сказку.медведя».)
– Какой момент сказки проиллюстрирован в
учебнике?
– Опишите, что видите на рисунке?
Фронтальная работа, с. 20
Разгадайте загадку.
Рассматриваются разные значения слова лист.
Лист – тетрадный, книжный.
Лист – лиственного дерева.
Делается в ы в о д: слово лист – многозначное.
Самостоятельная работа, с. 22
▲ Чтение текста «Шутки».
В о п р о с ы:
– Что сделала мышка?
– Кого она пригласила?
– Что случилось? Почему?
▲ Чтение пословицы. Объяснение ее смысла.
Работа в группах, с. 22
Проговаривание скороговорок.
По выбору выучить одну скороговорку. Можно
провести конкурс.
Дети находят отгадку (книга), объясняя, что книга не
куст, но листочки у нее есть.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Находить в тексте слова с новой буквой.
Самостоятельная работа, с. 23
▲ Чтение текста «Шум, Машина и Тишина».
При чтении обратить внимание учащихся на
вопросительных
произношение
правильное
предложений.
Чтение текста в лицах.
З а д а н и е: прочитать текст про себя, подчеркнуть
слова, в которых встречается буква ш.
5. Итог урока
– Сколько знаете согласных букв? Назовите их.
К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.– Назовите знакомые гласные буквы.
– Какие из них обозначают мягкость согласного?
– Какая еще буква обозначает мягкость
согласного?
– Какой согласный звук всегда мягкий?
– Какой согласный звук всегда твердый?
– Что вы должны помнить при написании
6. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
сочетаний ча, ши?
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Р3. Оценивать свои достижения
Ученики оценивают свою работу с помощью
светофоров«смайликов».