Конспект урока по литературному чтению "Е.И. Чарушин .Страшный рассказ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом. Задачи: - познакомить учащихся с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»; - развивать навыки выразительного беглого чтения; - развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, формировать навык взаимооценки и самооценки,формировать коммуникативные навыки работы в группе; - воспитывать любовь к природе, животным.
Иконка файла материала Страшный рассказ.docx
Цели   урока: Урок 49. Тема: «Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»».  ознакомить   с   творчеством   Е.И.   Чарушина;   развивать   навыки выразительного,   беглого   чтения;   учить   делить   текст   на   смысловые   части   и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природе, к животным. Оборудование: иллюстрация с изображением ежа. I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания Пересказ текста М. Пришвина «Ребята и утята», Ход урока III. Изучение нового материала. Постановка цели урока 1. Рассказ учителя. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора  Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному   краю.   Детство   Чарушина  прошло   в   обстановке,   благоприятной   для   развития   творческих способностей.   Ему   замечательно   удавались   портреты,   и   живописные,   и   словесные.   После   окончания Ленинградской Академии  Художеств   Чарушин   сблизился   с   кружком   писателей   при   библиотеке  детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина­Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик­анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно». С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями,  которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. ­ Откройте учебники. Прочитайте название рассказа. ­ Было ли вам когда­нибудь страшно? ­ Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. ­ Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтете рассказ. 2. Первичное чтение. Дети читают самостоятельно. Перед чтением учитель объясняет, что такое «сени»,  «чулан». 3. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. ­ Как вы думаете, прочитанное вами произведение сказка или рассказ? ­ Понравился рассказ? ­ Кого испугались мальчики? ­ Посмотрите на иллюстрацию на доске. Еж ­ это маленький ночной хищнике В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. 4. Слово учителя. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. В случае опасности ежик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть   врага,   если   это   не   помогает,   он   свертывается   в   клубок,  подставляя   нападающему хищнику свою колючую спину. Часто,  наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое. К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя  себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.Еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Серый ежик весь в уголках, Словно он не зверь, а елка.  Хоть колюч молчун лесной ­Ежик добрый, а не злой. 5.Беседа по содержанию. ­ Почему же мальчики испугались ежа? ­ Как звали мальчиков? ­ Где они жили? ­ Почему они остались дома одни? ­ Что они делали, когда остались одни? ­ Какие звуки они услышали? ­ Как они отреагировали на эти звуки? ­ Рассказали они родителям, что случилось? ­ Кого нашли родители? ­ Чем они угостили ежика? ­ Боялись ли его мальчики потом? Почему? IV. Физкультминутка V.Закрепление нового материала 1.Выразительное чтение. ­ С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? 2.Составление плана. ­ На сколько частей можно разделить рассказ? ­ Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. 1) Мальчики остались одни. 2) Странные звуки. 3) Испуганные дети. 4) Родители вернулись. 5) Неожиданная находка. 6) Ежик остался на даче. VI. Итог урока ­ Как называется рассказ, который мы читали на уроке? ­ Кто его автор? ­ Почему автор назвал рассказ именно так? ­ Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? ­ Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? ­ Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? Домашнее задание Перечитать сказку, подготовиться к подробному пересказу.

Посмотрите также