Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
17.12.2018
Данный урок построен по технологии критического мышления. Ребята в игровой форме знакомятся с произведением К. Ушинского "Моё Отечество" . На данном уроке у ребят формируются: коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД. Уже с первой минуты ребятам приходиться включаться в работу. Для определение тему урока необходимо отгадать ребус.
К. Ушинский «Наше Отечество».docx
К. Ушинский «Наше Отечество»
Планируемые результаты:
Личностные:
понимать, что у человека одна Родина, поэтому мы должны любить ее, заботиться
о ней, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося;
проявлять интерес к истории России;
знать памятные даты
Метапредметные:
регулятивные – определяют границы знания и незнания по теме «Родина»,
принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством
учителя, учитывая выделенные им ориентиры;
познавательные – осуществляют анализ содержания художественного текста
К.Д. Ушинского «Наше Отечество», строят ответы на вопросы учителя; используют
знаковосимволические средства маркирования текста и самооценки.
коммуникативные – слушают и слышат других, допускают возможность
существования различных точек зрения, формулируют собственное мнение,
договариваются и приходят к общему решению в совместной работе, задают вопросы,
участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
чтение: работа с информацией ( под руководством учителя)
работают с информацией, представленной в тексте, иллюстрациями учебника,
преобразовывают её в схему;
знакомятся с толковым словарём;
определяют главную мысль текста и соотносят её с пословицей;
пересказывают текст на основе опорных слов;
используют полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта;
описывают по определённому алгоритму объект наблюдения;
Предметные:
знакомство с текстом К.Д.Ушинского «Наше Отечество»,
читать по слогам и целыми словами;
находить с помощью выборочного чтения ответы на вопросы;
определяют главную мысль произведения;
подбирают слова близкие по смыслу к слову Отечество,
знакомятся с пословицами и поговорками о Родине,
активизируют и расширяют словарный запас.
Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задание.
1) Первый вариант отгадывает ребус Р 1 а , второй собирает слово из
перепутанных слогов ронади.
Прикрепляет карточки обратной стороной, где правильный ответ, в центре
доски, начинает составлять «кластер».
Кто из вас ездил в гости.
Вы скучали по дому? Почему?
Что вы замечаете? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с
маленькой?
Как вы это понимаете?
Прикрепляет карточки: малая, большая. Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках окружающего мира в этом году?
Продолжает по ответам учащихся составлять кластер. Прикрепляет
картинки: карта страны, Москва, герб, флаг, гимн, президент.
2) Как мы зовём нашу Родину? (карточка Как зовём?)
Вспомните стихотворение Никитина из первой части «Азбуки».
Дополняет кластер: Русь, Россия, матушка, мать.
А можно ли ещё, как нибудь назвать Родину?
Ставит в кластере вопросительный знак.
3) – Как вы думаете, у человека одна Родина или несколько?
У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику
стр. 8687.
4) – Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Прочитайте, кто
автор этого текста?
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник
русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Константин
Дмитриевич Ушинский написал много рассказов и сказок для детей. С одним из них мы
сегодня познакомимся.
(портрет вывешиваю на доску – приложение 1)
Прочитайте название рассказа.
– Как вы понимаете слово "Отечество"?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня
зовут Наталья. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает
его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы
станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы
зовёте меня Наталья Михайловна: Наталья, дочь Михаила.
– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где
родился человек стали называть красивым словом – Отечество. Слово «Отечество»
произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.
Мы узнаем как, по мнению К. Ушинского, и почему, зовут нашу Родину, одна
ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас.
Назовите тему урока.
Открываю слайд 1
– Есть ли у вас, глядя на заголовок текста, предположения для ответа на первый
вопрос? Почему вы так решили? Проверим свою догадку. Получился «кластер»
1) Я буду читать текст по частям, делая остановки. Вы отмечаете, где я
остановилась, перечитываете отрывок самостоятельно, делая пометки на полях: «V» –
Знаю; «+» Новое для вас, «?» непонятное, или хотели бы уточнить сведения.
Читает текст с остановками по смысловым частям.
Первый отрывок.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Какое название нашей Родины вы уже знаете? Ставим V
Какое новое название России вы прочитали? Ставим +
Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.
От какого слова произошло слово Отечество? Какое слово или выражение вам непонятно? Ставим «?» Где можно узнать
значение?
Показываю толковый словарь. Зачитываем значение выражения из словаря
Ожегова
О чём говорилось в этой части текста?
Как автор называет нашу Родину – Россию и его отношение к ней?
Согласны ли вы с мнением автора?
Вывешиваю справа на доске первую строку опорных слов для пересказа:
Отечество – отец.
Второй отрывок
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным
нам языком, и всё в ней для нас родное,
Почему Россию мы зовём Родиной?
На каком языке вы говорите?
Найдите в тексте похожие слова.
Согласны ли вы с мнением автора?
Вывешиваю вторую строку опорных слов: Родина, родились, родной язык, родное.
Третий отрывок
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими
водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Почему автор называет Россию матерью?
Как вы понимаете выражения: «вскормила хлебом», «вспоила водами»,
«защищает и бережёт от врагов»
Подберите слова близкие по значению:
(воспитала, заботится, охраняет, вырастила)
Вскормила ……, вспоила ……….. Защищает ……………,Бережёт
………………………
Вывешиваю третью строку опорных слов: вскормила, вспоила, выучила,
защищает и бережёт.
Четвёртый отрывок
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но
одна у человека мать – одна у него и Родина.
Какое слово вам непонятно? Ставим «?»
Государство страна.
Какие другие страны вы знаете?
Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной?
Сколько у человека может быть Родин? Как об этом говорит автор?
Как сам автор относится к Родине? Какая наша Родина?
Так почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?
Большая Родина всегда начинается с малой своей семьи, двора и дома,
детского сада и школы, леса и речки.
Да, автор любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.
Вывешиваю четвертую строку опорных слов: государства, одна мать – одна
Родина. 5) Физкультминутка для глаз
Возвратимся к нашей схеме. Какие дополнения вы можете сделать? Что нового
вы узнали из текста? Помогут вам опорные слова.
Получился «кластер»
Какая же главная мысль передана автором в тексте?
Согласны ли вы с мнением автора?
Подтвердите словами текста.
Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой
пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.
Своя земля и. –/ умри, не сходи!
С родной земли / в горсти мила
Всякому мила/ край сладок.
Любовь к Родине ,/ дороже золота
Родина краше солнца / сильнее смерти.
2) Сейчас в группах вы будете собирать пословицы.
1.
2.
3.
4.
5.
6. Каждому свой / своя сторона
Обсудите, что означает каждая из них.
Проверим вашу работу.
Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите её своими
словами.
Наш урок проходит в преддверии государственного праздника. Назовите его.
Почему он так назван? Кого вы поздравите этот день?
3) Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 87. Назовите
персонажей, если не знаете, поставьте «?». Будьте внимательными. Обсудите в парах,
что ещё можно дописать на доске о Родине.
Называю неизвестных детям персонажей.
Подумайте о ком или о чём вы хотели бы узнать поподробнее?
Летописец (слайд 2) Так в прошлом называли человека, который записывал всё
происходящее, все исторические события.
Георгий Победоносец (слайд 3)
Даёт краткую информацию о Георгии Победоносце.
Послушайте отрывок из сказания.
Давным давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он
уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные
набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители
поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы.
Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин –
Георгий. Он сразился с жестоким драконом и одержал победу. Георгия стали
называть Победоносцем.
Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ
Дополняет кластер изображением Григория Победоносца
Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли
мы ответы на поставленные вопросы?
Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились.
Согласны ли вы с мнением автора? Прочитайте строки с опорными словами. (Запись на доске)
1.Отечество – отец.
2. Родина, родились, родной язык, родное.
3. Мать вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.
4. Государства, одна мать – одна Родина.
Перескажите текст по очереди в группах. Каждый использует слова одной
строки.
А сейчас самая интересная и сложная работа. Работаем на листочке. Мы
составим пятистишие, которое выразит ваше отношение к тому, что вы узнали и
прочувствовали на уроке. Будем действовать по памятке
Пример «синквейн»:
1. Родина.
2. Большая, могучая. (Сильная, красивая, любимая).
3. Кормит, учит, защищает. ( Поит, охраняет).
4. Одна у человека мать – одна у него и Родина. ( Другая посл.)
5. Отечество. (Россия, Русь, матушка)
Кто хочет прочитать своё пятистишие вслух?
Оцените свою работу на уроке – смайликом: на уроке было всё понятно, со всеми
заданиями справлялся уверенно — весёлый человечек; затруднялся при выполнении
заданий — простой; было трудно работать – грустный.
Объяснение домашнего задания
Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке.
1) Текст читать выразительно и пересказывать; сделать рисунок на тему
«Моя Родина».
По желанию:
2) Подобрать о Родине или стихотворение, или песню, или фотографии;
3) (Повышенной сложности) составить пятистишие о Георгии Победоносце.
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Конспект урока по литературному чтению К. Ушинский «Наше Отечество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.