Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой. "Какая бывает роса на траве" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока содержит материал для работы с художественным текстом и научным. Представлена таблица с текстами различных типов. Разработаны карточки с заданиями для работы по группам. Конспект урока содержит материал, который расширяет знания детей о круговороте воды в природе. Соответствует ФГОС.
Иконка файла материала Л.Н.Толстой Какая бывае роса на траве.doc
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема:  Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Цель урока:   1. Обучающие:   ознакомить   с   новыми   произведениями   Толстого,   обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств,   заложенных   автором   в   произведении,   а   также   для   выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; сравнить текст­рассуждение и текст­описание, расширить знания о круговороте воды в природе. 2. Развивающие:  способствовать   развитию   речи,   мыслительных   процессов, внимания, памяти, творческих способностей. 3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к   урокам   литературного   чтения,   воспитывать   любовь   к   книге, внимательное отношение друг к другу. 4. Универсальные   учебные   действия:   развивать   умение   контролировать   и оценивать   свою   работу   и   ее   результат,   планировать   свою   работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера. Тип урока: ОНМ. Оборудование:  учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам. Этап урока Организационный момент (1­3 мин.). Содержание  Вхождение   в   урок, дети стоят,  учитель читает   стихотворение   и делает упражнения, дети   повторяют   за ним. Деятельность учащихся ­  руки «О»  ­   руки   поднимают   над головой  ­   собой ладошками вниз  ­ руки параллельно вниз  ­ руки вниз широко    руки   вытянуты   перед Ход урока Деятельность педагога ­ Из глубокого колодца  ­ Солнце медленно встает  ­Свет его на нас прольется  ­ Луч его нам улыбнется  ­ Новый день оно начнет  ­   С   наступлением   нового дня! ­ Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким   же   солнечным,   как ваши  улыбки. ­   Сели   девочки,   селиАктуализация знаний. Проверка домашнего задания Слайд 2 Речевая разминка. (3 мин.)   над Работа выразительностью, смыслом пословицы Слайд 3 Слайд 3  I этап Работа с текстом до чтения (5­10 мин.) Появление   целей урока     какого мальчики. ­Творчество писателя мы изучаем? ­С   какими   произведениями мы уже познакомились? ­Как   называются   эти тексты? ­Назовите признаки текста – повествования. ­ Сегодня мы познакомимся с   новыми     произведениями Л.Н.Толстого. Прочитайте пословицу:  Никакое искусство не  достигнет природы.  ­ по слогам ­ с ускорением ­ с вопросительной  интонацией ­ с утвердительной  интонацией ­ Объясните смысл, как вы  её понимаете.  ­   Да,   природа   может   нас восхищать, удивлять,   завораживать   своей красотой, необычностью.  ­ Здесь мало увидеть, здесь нужно   всмотреться.   Что объединяет   последние   два кадра?   на   ­ Отгадайте загадку: Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем – не найдём.       уроке ­У   нас присутствует капелька росы,   она   сегодня   будут узнавать   новое   вместе   с вами.                                           ­   Наблюдали   ли   вы   это явление природы?  ­ Отчего оно возникает?                                                 ­ Прочитайте,   как   об   этом явлении   написал   C.   И. Ожегов   «Словаре в   ­ Л.Н.Толстого (портрет) «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» (таблица) ­Текст­повествование. (таблица) Читают по заданию Ответы детей ­ Капля воды или роса  Роса. Капельки рассматривают. Выслушиваются детей   ответы Дети   читают   текст   из словаря. (Словарь С. И. Ожегова)Слайд 4   Словарь: русского   Д.Н.Ушаков. языка»   и   ­   капелька   отправляет   вас на стр. 162 ­ Как   называется  рассказ?   ­Кто автор?   ­   Как   вы   думаете,   о   чем будет этот текст? Слайд 5 Антиципация  1.   Роса   ­   атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.  2.  Роса – маленькие капли влаги, оседающие на  растениях, почве при  наступлении утренней,   или вечерней прохлады.  ­Открывают учебник ­ «Какая бывает роса на  траве».   ­ Л.Н.Толстой Высказывают предположения. Первичное чтение Слайд 6­15    Читает учитель по   презентации.  Чтение­слушание ­ Яркое солнечное утро.    ­ Чтобы поделиться с нами радостью,   восхищением   от увиденного.     ­   Чтобы   привлечь   наше внимание   к   окружающему нас миру . ­   Чтобы   мы   с   вами   а заинтересовались, ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?   Читают «цепочкой» ­ Алмазы (словарь в  учебнике с.220)  ­   прозрачные драгоценные  II этап. Работа с текстом во время чтения   (С бархатом)                                              Задание 1 Что   вы   представляли   себе, когда читали этот текст?   ­     У вас на столе листок с таблицей.   Если   вы   будете внимательно  меня слушать, то без труда заполните ее в конце урока. ­   С   какой   целью   Толстой написал этот  текст?    ­ Прочитайте текст  по  «цепочке» ­ С чем сравнивает Л. Н.  Толстой капельки росы? ­ Что такое алмазы? Перечитывание  текста Беседа по  содержанию в  целом.Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18  Задание 2   ­ А с чем сравнивается  мохнатый пушистый  листок?    ­ Вам было задано на дом  найти значение слова  «бархат».  ­ Кто нашел в словаре  толкование слова «бархат»? (Показ ткани) ­ Какие еще сравнения вы  нашли в тексте?   ­Определите тип этого  текста.  ­По каким признакам вы  определили, что это текст –  описание?  ­  Найдите и зачитайте.   в   тексте   слова,   которые использовал   автор,   чтобы передать  свою радость  при виде   необыкновенной красоты.   камни. Бархат (интернет) ­ плотная шёлковая или  хлопчатобумажная ткань с  мягким гладким и густым  ворсом.  ­ Капелька ­ шарик ­ Листик ­ чашечка ­ Росинка – вкусный  напиток  ­ Текст­ описание. ­ Алмазы блестят,  переливаются разными  цветами;  ­ Листок внутри мохнат и  пушист, как бархат. ­Какое   изобразительное средство использует автор?  ­  Сравнение                       росинки, ­   Мы   предполагали,   что Л.Н.Толстой   напишет   о   об красоте удивительном   явлении природы.  ­   Подтвердились   наши предположения? ­Подтвердите   словами   из текста. Задание 3. Чтение текста   из энциклопедии.  ­   На   листке   у   вас   ещё   1 текст о росе. Роса, атмосферные   осадки   в виде капелек, осаждающихся вечером, ночью и рано утром положительных при температурах на земли, поверхности       ­ Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет  поделиться своими  чувствами с читателями:  Да «росинка эта вкуснее  всякого напитка кажется»предметах,   растениях   и   др. Р.   образуется   в   результате охлаждения   воздуха   и конденсации   водяного   пара на   данной   поверхности, температура которой понижается ниже точки росы вследствие   потери   тепла излучением   в   вечерние   и ночные   часы.   Особенно интенсивно   Р.   образуется при   ясной   погоде   и   слабом ветре.  ­   Прочитайте   этот   текст про себя. ­   Теперь   прочитайте   этот текст вслух   выразительно, передавая чувства.  ­   Удалось   вам   выполнить это задание? ­ Это два текста описания, но   они   различаются   между собой.  ­   В   рассказе   Толстого используются   изобрази­ тельные средства языка, мы видим отношение автора.   ­   В   тексте­   описании   из энциклопедии мы встретили слова выражения свойственные   научной   и деловой   речи,   получили точные   сведения   об   этом явлении,   не   увидели отношения автора и     Дети читают про себя.  Дети читают вслух. Приходят   к   выводу,   что чувства   передать   трудно, так   как   нет   отношения автора.  ­   Такой   текст   относится   к художественному стилю. ­  Это научный стиль  текста. На доске   таблички   ­ Росинка приглашает вас отдохнуть. Первичное чтение    Куда девается  вода из моря?  Физминутка ­ Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили  Море  и Туча. Говорило Море Туче, Той, что ливень пролила: ­Эй, ты, Туча! Что ж ты. лучше Места выбрать не могла? Отвечала Морю Туча: ­ Я у всех морей в долгу! И сегодня выпал случай – Расплатилась,  чем могу! ­   А   вот   чем   расплатилась Туча с Морем, почему она у всех   Морей   в   долгу,   вы ответите мне, прочитав ещё один   рассказ   Л.   Н. Толстого.  ­ Росинка отправляет нас  на с. 163.   ­ Как называется рассказ?  ­ Прочитайте рассказ  «жужжащим чтением»   Постановка проблемы   Работа над  содержанием  текста. «Куда девается вода из  моря?» Жужжащее чтение ­ О чём данный текст?  ­ о воде. ­ В середине текста  Л.Н.Толстой задаёт  вопросы.  ­ Зачитайте первый. ­Найдите в тексте ответ на этот вопрос.   ­ Куда девается вода из  моря?  ­ 1 предложение 2 абзаца. ­ Какой ещё вопрос задаёт  Л.Н.Толстой?  ­ Отчего она не течёт  через край? ­  Как автор отвечает на  этот вопрос? Читаем текст со «стопами»  ­ Какие вопросы вы хотели бы задать по этой части  текста? ­ читают дальше   ­ Почему туча у всех  морей в долгу? ­ Чем расплатилась Туча с  Морем? ­ Последнее предложение ­ читают вслух   1 абзац.   –Как вода попадает в  моря? ­ Когда образовались  моря? ­ читают вслух   2 абзац.   ­ С поверхности морей  вода поднимается в виде  тумана, а из тумана  делаются тучи ­ Из туч вода падает на  Повторное  чтение со  «стопами»землю, с земли стекает в  болота и ручьи, из ручьев  течет в реки, из рек в моря ­ Круговорот воды в  природе. О воде. В первом любуется,  во втором  объясняет,  доказывает, куда девается  вода. ­ Это текст­рассуждение. ­ научный   Веселым, серьезным, вдумчивым, юмористичным.   ­ Как называется это  явление природы?  ­ Сравним оба текста.   Что общего? Чем отличаются?   ­ Какой получился текст:  описание или  рассуждение? ­ Определите  стиль  текста­рассуждения ­А теперь я предлагаю вам  заполнить таблицу. ­ Мы прочитали рассказы  Л.Н.Толстого.  ­ Каким он был  писателем?  Выставление оценок Сегодня вы много узнали  нового.  Кто выйдет к  доске и расскажет, что он  узнал, поместив росинку  на траву Стр. 162, наизусть 1 абзац  Слайд 19  Обобщение  (3­5 мин.).   Слайд 20 Итог урока Рефлексия Домашнее задание  (1­2 мин.). Слайд 21­22Литературный жанрТип текста С какой целью  написано  произведение? Название  произведения «Какая бывает  роса на траве»     «Куда девается  вода из моря?»   ____________________________________________________________________________ _Литературный жанрТип текста С какой целью  написано  произведение? Название  произведения «Какая бывает  роса на траве»     «Куда девается  вода из моря?»