Цели: познакомить учащихся с поэзией М. Ю. Лермонтова, дать первоначальные знания о жизни поэта; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе ; научить детей видеть скрытый, переносный смысл стихотворений ; продолжать формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение ; воспитывать любовь к русской поэзии.
Планируемый результат :
Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
У р о к 24
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ.
«УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»
Ц е л и : познакомить учащихся с поэзией М. Ю. Лермонтова, дать
первоначальные знания о жизни поэта; расширять кругозор учащихся;
прививать интерес к литературе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся читают наизусть басню по ролям, затем учитель
может предложить ученикам проинсценировать ее. Можно провести
конкурс на лучшее исполнение ролей Вороны, Лисицы, автора.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Когда называют великих русских поэтов, сразу после Пушкина
произносят имя Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он
разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат,
усеянный румяными облаками, и непонятносладостное чувство волновало
мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».
– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный
неизвестным художником. Что хотите сказать?
– Каким вы представляете себе Лермонтоваребенка?
– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?
(Глаза.)
– Его глаза поражают, притягивают к себе.
Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто
встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с
большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами,
сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти сумными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили
чарующее впечатление...».
– Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел
«большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились
«разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает
написать свою первую поэму «Черкесы».
Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в
котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот
всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему
одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил
его с основными принципами стихосложения.
Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но
досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает
рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на
скрипке.
Учитель предлагает детям рассмотреть в учебнике рисунки, сделанные М.
Ю. Лермонтовым.
После окончания учебы в пансионе 17летний Лермонтов поступает
учиться в Московский университет (учитель обращает внимание учеников
на рисунок с изображением Московского университета, помещенный в
учебнике, с. 123, книга 2я, часть 1я).
Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он
рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на
«кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов
– офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе.
Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде
первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал
самоотвержение выше всякой похвалы».
И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского
выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы
Машук.
Он был молод и полон творческих сил.
– Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Печальная,
щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его
стихов и поэм часто одиноки.
– Стихотворение, с которого мы начнем знакомство с поэзией
М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это
стихотворение «Утес».
– Как вы понимаете значение слова «утес»?
Утес – высокая, отвесная скала.Учитель выразительно читает стихотворение.
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Каким вы представляете себе утес?
– А какая тучка?
– Отчего плачет утес?
– С каким чувством вы бы прочитали стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
– Другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое мы прочитаем
сегодня, – свободный перевод одной из частей стихотворения немецкого
поэта И. В. Гете «Ночная песня странника». Лермонтов назвал стихотворение
«Горные вершины», впоследствии оно было положено на музыку.
Учитель читает стихотворение.
– Какие картины вы представили?
– О чем думали, слушая стихотворение?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– О чем вас заставил задуматься урок?
& Домашнее задание: перечитать стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Утес» (с. 146) и «Горные вершины» (с. 144, часть 1я), выучить одно из
стихотворений наизусть (по выбору учащихся), сделать рисунок
(рисунки).