Конспект урока по литературному чтению "МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с поэзией М. Ю. Лермонтова, дать первоначальные знания о жизни поэта; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе ; научить детей видеть скрытый, переносный смысл стихотворений ; продолжать формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение ; воспитывать любовь к русской поэзии. Планируемый результат : Владеть навыком выразительного и осознанного чтения стихотворного текста. Уметь видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
Иконка файла материала литературное чтение.docx
У р о к   24 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ» Ц е л и :   познакомить   учащихся   с   поэзией   М.   Ю.   Лермонтова,   дать первоначальные   знания   о   жизни   поэта;   расширять   кругозор   учащихся; прививать интерес к литературе. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Несколько учащихся читают наизусть басню по ролям, затем учитель может   предложить   ученикам   проинсценировать   ее.   Можно   провести конкурс на лучшее исполнение ролей Вороны, Лисицы, автора.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а III. Изучение нового материала. –   Когда   называют   великих   русских   поэтов,   сразу   после   Пушкина произносят имя Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Сам   Михаил   Юрьевич   Лермонтов   рассказывал,   что   с   детских   лет   он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный   румяными   облаками,   и   непонятно­сладостное   чувство   волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...». –  Посмотрите   на   портрет   М.   Ю.   Лермонтова   в   детстве,   написанный неизвестным художником. Что хотите сказать? – Каким вы представляете себе Лермонтова­ребенка? – Что   в   портрете   заставляет   обратить   на   себя   особое   внимание? (Глаза.) – Его глаза поражают, притягивают к себе. Один  из  учеников знаменитого  художника  К.  Брюллова, который  часто встречал   Лермонтова   в   детстве,   писал   о   нем   так:   «...маленький   ростом,   с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти сумными   черными   ресницами,   делавшими   их   еще   глубже,   производили чарующее впечатление...». – Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы». Огромную   роль   в   жизни   Лермонтова   сыграл   преподаватель   пансиона,  в котором   учился   будущий   поэт,   Алексей   Зиновьевич   Зиновьев.   Этот всесторонне   образованный   человек,   педагог   и   литератор,   дал   своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения. Кроме   того,   Лермонтов   хорошо   рисует,   берет   уроки   рисования,   но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать   свое»;   одновременно   учится   играть   на   фортепьяно,   а   позже   на скрипке. Учитель предлагает детям рассмотреть в учебнике рисунки, сделанные М. Ю. Лермонтовым. После   окончания   учебы   в   пансионе   17­летний   Лермонтов   поступает учиться в Московский университет  (учитель обращает внимание учеников на   рисунок   с   изображением   Московского   университета,   помещенный   в учебнике, с. 123, книга 2­я, часть 1­я). Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос   слабым,   болезненным   ребенком,   и   бабушка   часто   возила   его   на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер  гусарского  полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы». И   погиб   он   тоже   на   Кавказе,   но   не   от   рук   врага,  а  от   предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук. Он был молод и полон творческих сил. –   Поэзию   Лермонтова   можно   сравнить   с   лунным   сиянием.   Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки. –  Стихотворение,    с    которого     мы    начнем    знакомство     с    поэзией   М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес». – Как вы понимаете значение слова «утес»? Утес – высокая, отвесная скала.Учитель выразительно читает стихотворение. – Какое настроение вызывает стихотворение? – Каким вы представляете себе утес? – А какая тучка? – Отчего плачет утес? – С каким чувством вы бы прочитали стихотворение?  Упражнение в чтении стихотворения. –   Другое   стихотворение   М.   Ю.   Лермонтова,   которое   мы   прочитаем сегодня,   –   свободный   перевод   одной   из   частей   стихотворения   немецкого поэта И. В. Гете «Ночная песня странника». Лермонтов назвал стихотворение «Горные вершины», впоследствии оно было положено на музыку. Учитель читает стихотворение. – Какие картины вы представили? – О чем думали, слушая стихотворение? IV. Итог урока. – Какие открытия сделали? – О чем вас заставил задуматься урок? &  Домашнее   задание:  перечитать   стихотворения   М.   Ю.   Лермонтова «Утес» (с. 146)  и «Горные  вершины» (с. 144,  часть 1­я),  выучить  одно  из стихотворений     наизусть     (по     выбору     учащихся),     сделать     рисунок (рисунки).