Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
1 кл
20.11.2018
Урок направлен на ознакомление учащихся с творчеством и произведениями М.Пришвина. Цель урока: научить учащихся выделять смысловые части текста, развивать навыки выразительного чтения,расширить читательский кругозор, воспитывать доброе отношение к природе и к людям. Урок сопровождается показом авторской презентации и музыкальными произведениями.
ребята и утята. 1аdoc.doc
Автор: Гущина Вера Владимировна
Полное название образовательного учреждения: МКОУ Прогимназия №10
«Сказка»
Предмет: литературное чтение
Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Класс: 1
Учебнометодическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 1 класс
О.Джежелей
рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята»;
портрет писателя;
выставка книг М. Пришвина;
презентация к уроку;
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина.
Задачи урока:
образовательная: научить выделять смысловые части произведения;
развивающая: развивать навыки выразительного чтения, мышление, внимание,
память;
воспитательная: воспитывать
доброе отношение к природе, людям,
взаимопонимание друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать
интерес к чтению.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урокисследование
Оборудование:
музыкальное
сопровождение, авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного
материалаиз11 слайдов (среда PowerPoint);
План проведения урока:
мультимедийная доска,
компьютер,
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи
4. Фронтальное исследование
5. Словарная работа
6. Музыкальная физминутка
7. Чтение текста, обмен информацией
8.Оценивание информации, вывод
9.Итог урока
10. Рефлексия
11.Заключительное слово
12.Домашнее задание
Временная
реализация
1 мин
3 мин
3мин
2 мин
3 мин
2 мин
15 мин
7 мин
3 мин
2 мин
2 мин
2 мин Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Ход урока:
I .О р ганизационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья за дело!
II . Мотивация к учебной деятельности
Ребята, посмотрите на экран. Чей портрет вы видите? (М.М. Пришвина)
(слайд №2.3)
Что вы знаете о Пришвине? (Ответы детей)
Учитель: М.М. Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь.
Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде
Орловской губернии. Работал агрономом, в течение нескольких лет был
сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а перед этим долго
путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою родину, в ее
красоту, в леса и поля, реки и озера, птиц и зверей.
III .Постановка учебной задачи
На интерактивной доске появляются изображения животных с детенышами,
мам с детьми (слайд №4
Учитель. Посмотрите на доску, что вы видите? Можем ли мы навести порядок
среди этих картинок? По какому принципу?
Ученики. Предлагаем разделить картинки на 2 группы: животные и люди.
Учитель. Какая общая идея может связывать их?
Ученики. Животные как люди заботятся о своем потомстве.
Учитель. Как вы думаете, можно ли найти подтверждение выдвинутой вами
гипотезы в рассказах М.М. Пришвина?
Ребята, я загадаю вам загадку. И если вы её отгадаете, то узнаете тему нашего
урока (слайд5.6) Загадка
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет.
(утка с утятами)
Молодцы! Кто готов назвать тему урока?
Работа
иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним
определить, кто будут герои нашей сказки?(слайд7)
заголовком,
с
Ученики с учителем формулируют цель исследования: проверить
предположение на основе изучения рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята»
(слайд9)
IV
.Фронтальное исследование (Слайд10)
Перед началом чтения текста учащиеся с учителем обсуждают план работы:
1.Прочитать рассказ М.М Пришвина «Ребята и утята».
2.Отметить карандашом в тексте те эпизоды, в которых содержатся факты,
подтверждающие гипотезу.
V .Словарная работа (перед чтением текста) (слай11)
1.Кто такой чирок свистунок?
Птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
(слайд 8)
2.Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км
3.Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов
4.Овсяное поле – поле, засеянное овсом
5.Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился
6.Кузница – помещение, где работают кузнецы
VI
. Физминутка («Танец маленьких утят» (Слайд12)
VII
. Чтение текста, обмен информацией
Для анализа текста учитель предлагает ряд вопросов: 1. Где уточка устроила свое гнездо и почему так далеко от озера?
2.Что вы можете о ребятах, какие они: веселые, жестокие, глупые,
несмышлёные, беззаботные?
3.Почему вы так считаете?
4.Как автор относится к ребятам?
5.Какие факты, подтверждающие нашу гипотезу, вы нашли?
1) Куда отправилась уточка с утятами?
2) Что случилось с ними во время путешествия?
3)Какова главная мысль 3 части?
Составление плана. (Слай13)
Путешествие
Плен
На свободу
.
Составление картинного плана . Определение главной мысли рассказа.
Работа с пословицами
VIII
. Оценивание информации, вывод
Учитель просит детей зачитать все факты подтверждающие гипотезу.
уточка не выпускала утят ни на минуту из виду;
мать бегала за утятами с раскрытым клювом;
перелетала в разные стороны в величайшем волнении;
бросилась спасать своих сыновей и дочерей;
Дети делают заключение о том, что все найденные факты подтверждают
гипотезу, а фактов опровергающих ее, обнаружено не было.
Вывод: Животные, как люди, заботятся о своем потомстве, доказана.
IX
. Итог урока.
1.С каким рассказом познакомились на уроке?
2.Как рассказ Пришвина помог доказать выдвинутую гипотезу?
3.Какую ошибку совершили мальчики?
4.Кто им помог ее исправить?
5.О чем автор заставил задуматься?
Ученики. Не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко
и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в
себе готовность защищать животных, оказывать им помощь.
Х. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана (слайд 14)
1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я понял, что…
5.Я научился…
6.Урок дал мне для жизни…
7. Мне захотелось…
Х I .Заключительное слово.
Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами Пришвина. Но для нас с вами он
оставил послание: (слайд15, 16)
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях,
горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна
родина. И охранять природу – значит охранять родину".
Х I . Д.з. подготовить подробный пересказ рассказа.
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению "М.Пришвин "Ребята и утята"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.