Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
15.05.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)
Корзина с еловыми шишками.doc
Тема: «Спасибо... За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем  должен жить человек...» (К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками»). Р.К. Паустовский К.Г. и Тульский край. Цель: формирование умения осмысленного чтения литературных  произведений и воспитание чувства прекрасного. Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе  формировать умение осмысленно воспринимать литературные  произведения; воспитывать любовь к прекрасному, доброму, вечному; развивать интеллектуальные способности, эмоциональную сферу,  расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной  классики и знакомя с новыми авторами. Оборудование: учебное издание «Родная речь» (Учебник по чтению для учащихся начальной школы: 4 кл. / Сост. Голованова М.В., Горецкий В.Г.,  Климанова Л.Ф. 3­е изд. М., 2007.). Портреты К.Г. Паустовского (1892­1968), Э.Грига (1843­1907),  П.И.Чайковского (1840­1893). Записи фрагментов музыкальных произведений Э. Грига (фрагменты  Концерта для фортепиано с оркестром, «Лирические пьесы» для  фортепиано, избранные фрагменты романсов и песен). На доске цитата из новеллы К.Г. Паустовского, вынесенная в качестве  темы урока. Аудиозапись рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».  Ход урока. Объяснение нового материала. — Посмотрите на доску. На ней — цитата из произведения, с которым  мы сегодня познакомимся на уроке. Как вы думаете, о чем пойдет в нем  речь? Что вы можете назвать в качестве «того прекрасного, чем должен  жить человек»? (Ученики дают разные ответы, но весьма далекие от  определения тех ценностей, которые можно связать с понятием  «прекрасного».) На самом деле очень трудно ответить, что можно назвать в качестве  «того прекрасного, чем должен жить человек». Когда­то над этим самым вопросом задумался известный русский  писатель Константин Георгиевич Паустовский. Так появилась новелла  «Корзина с еловыми шишками». Удивительное название, не правда ли? Да и сам писатель был удивительным человеком, он умел видеть  красоту в обыденном и скромном. (На экране появляется портрет К.Г. Паустовского, начинает очень тихо  — в качестве фона — звучать музыка Грига) — Родился Константин Георгиевич в 1892 году в Москве в семье  железнодорожного служащего. Но, как часто бывает в жизни, пожить  пришлось и в других местах. Заметный след в его душе оставил Киев, где  прошли детство и отрочество будущего писателя. Часто и подолгу  Паустовский жил на  Тульской земле. Здесь ему очень хорошо работалось.  Хотя писать прозу Паустовский начал еще в последних классах гимназии,  известность пришла к нему не сразу. Только спустя сорок лет постоянной  писательской работы он стал известен в широких литературных и  читательских кругах.. Можно сказать, что основным содержанием его произведений всегда  была любовь к Родине, к ее необъятным просторам, к ее людям. А  способность видеть красоту в самом обыденном дополнила это содержание еще и темой искусства. В «Повести о лесах» К.Г. Паустовский рассказал об одном ярком  эпизоде из жизни П.И. Чайковского. Думаю, вам известно имя этого  композитора? (На экране появляется портрет П.И. Чайковского.) А вот сегодня мы будем читать новеллу (рассказ), в которой встретимся  еще с одним очень знаменитым композитором и музыкантом — Эдвардом  Григом. Неслучайно все это время у нас звучит музыка... Как вы думаете,  кого? Конечно, Эдварда Грига! (На экране появляется портрет Э. Грига.) — Эдвард Хагеруп Григ — великий норвежский композитор, пианист,  дирижер, общественный деятель. Его имя известно всему миру, а не только в его стране. П. И. Чайковский, глубоко ценивший и любивший произведения Грига,  писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца. В его музыке есть что­то близкое, родное, немедленно находящее в сердце горячий  сочувственный отклик». И это на самом деле так. Вот и К.Г. Паустовский захотел рассказать и о  Григе, и о его музыке, и... о чем­то еще. Давайте узнаем, о чем? (Произведение читается хорошо читающими учениками до с. 53, после  чего чтение прерывается и учитель обращается к детям с предложением  «услышать, что могло звучать...». Затем включается аудиозапись и произведение дослушивается  до  конца.  По окончании чтения проводится беседа по прочитанному.) — Понравился ли вам рассказ К.Г. Паустовского? Чем? (В ответах отмечается «сказочность» произведения.) — Подумайте, пожалуйста, почему у рассказа такое название? (Описывается встреча великого композитора с маленькой девочкой, дочкой лесника, собирающей шишки в лесу. Григу пришлось предложить свою помощь, поскольку корзина была тяжелой. И Дагни запомнила  человека, который ей помог. А еще он пообещал Дагни подарок. По  существу, получается, что если бы не было этой тяжелой корзины, то,  возможно, и не произошло бы всего того, о чем говорится в рассказе.  Насколько все­таки важен «случай» в нашей жизни!) — Вот на какую важную жизненную закономерность обращает наше  внимание в своем произведении писатель К.Г. Паустовский! Вот почему у рассказа такое название!   ­Какой же подарок предполагал сделать композитор девочке через...  десять лет? Можно ли ответить на этот вопрос, не зная конца рассказа? (На с. 50 об этом прямо сказано.) — А теперь самый сложный вопрос: о чем была музыка Грига,  сочиненная для Дагни? (На с. 52 легко находим ответ: «...играл обо всем, что думал».) — Какие же мысли композитора нашли отражение в его музыке? (Мы находим ответ в эпизоде прямого обращения Грига к Дагни, с.  52: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она  удивительна и прекрасна...» Звучат фрагменты из музыкальных произ­ ведений Грига: сначала достаточно громко, затем тише и до полного  исчезновения.) — Наверное, и нам, читателям, нужно запомнить сказанное героем  Паустовского и всегда верить в то, что жизнь «удивительна и  прекрасна»! ­Как вы думаете, почему Григу захотелось написать музыку для Дагни?  Чем девочка привлекла внимание композитора?  ­Кроме корзины еловых шишек, которую она с трудом тащила, что  удивительного было в ней? (Глаза. С. 48: «Григ заметил, что...») — Глаза... глаза — очень важная деталь в портрете человека. Глаза  отражают внутренний мир человека, его душу и никогда не лгут! ­Присмотритесь внимательно к окружающим: какие разные у всех глаза! Не по цвету, а по отражению того, что скрыто в глубине души: у кого­то  подозрительно всматривающиеся, у кого­то открытые, как говорят,  «распахнутые», у кого­то настороженные, у кого­то откровенно злые...  Бывают умные глаза, серьезные, внимательные, добрые, излучающие свет...  Какие глаза были у Дагни? (Находим описание на с. 51.) — Не обманулся ли Григ? Какой Дагни стала через десять лет и как  случилось, что она получила обещанный подарок? (Доказательства находим на с. 53.) — Что чувствовала Дагни, когда слушала музыку, сочиненную для нее  великим композитором, которого уже не было в живых? (Перечитываем фрагмент на с. 56,57.) — Что чувствовали вы, когда слушали музыку Грига? (Ответы в большей мере связаны с представлениями того, что описано в  рассказе К.Г. Паустовского: книга и музыка слились воедино.) — Что хотелось сказать Дагни человеку, с которым она когда­то  случайно встретилась в лесу, но которого теперь уже не было в живых?  (Слова благодарности...) Что же помогла понять Дагни музыка Грига? (Что в жизни есть «то  прекрасное, чем должен жить человек». Счастливый человек!) Пройдет какое­то время, и вы, возможно, забудете содержание этого  рассказа Паустовского, но очень хотелось бы, чтобы вы никогда не теряли  в душе то прекрасное, чем должен жить человек! Вот это открытие  Константина Георгиевича пусть навсегда останется с вами! Итог урока: — Вот видите, сколько сегодня нового на уроке мы узнали! И музыку  великого композитора послушали, и познакомились с очень тонким,  интересным и глубоким по содержанию рассказом К.Г. Паустовского, и   ответили на какой­то очень важный для себя вопрос... На какой? (Мы  ответили на вопрос, который прозвучал в самом начале урока. Мы узнали  о «том прекрасном, чем должен жить человек».) Дом. задание: перечитать всё произведение, подготовить на его основе                          рассказ о композиторе Э.Григе .

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (4 класс)
Скачать файл