Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
21.01.2018
Цель урока: создать условия для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народа на примере подвигов. Формировать активную гражданскую позицию.
Задачи:
• учить детей анализировать произведение;
• формировать навык чтения;
• совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
• развивать устную связную речь детей,
• развивать умение высказывать своё мнение,
• воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология продуктивного чтения.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, портрет писателя; выставка книг, аудиозапись песни.
Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» Часть 2. Книга для чтения в 3-м классе в 2-х ч. Часть 2. - М.: “Баласс”, 2014
А. Ахматова. Памяти друга.doc
Кустова Ольга Владимировна
Тема урока: А.Ахматова « Памяти друга»
Цель урока: создать условия для воспитания сознательной любви к родине, уважению к
историческому прошлому своего народа на примере подвигов. Формировать активную
гражданскую позицию.
Задачи:
учить детей анализировать произведение;
формировать навык чтения;
совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного
чтения;
развивать устную связную речь детей,
развивать умение высказывать своё мнение,
воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология продуктивного чтения.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, портрет писателя;
выставка книг, аудиозапись песни.
Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» Часть 2.
Книга для чтения в 3м классе в 2х ч. Часть 2. М.: “Баласс”, 2014
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Организационный
момент
(эмоциональный
настрой)
Введение в раздел
«День Победы»
Рапорт
Прочитайте слова Г.К.Жукова, прославленного
полководца Великой Отечественной войны,
Маршала Советского Союза, которые станут
эпиграфом этого урока:
«Праздную Победу, мы всегда будем
вспоминать, какие качества нашего народа
помогли одолеть врага. Терпение. Мужество.
Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству.
Пусть эти проверенные огнем войны качества
Настраиваются на работу.
Учащиеся читают слова
Г.К.Жукова. Беседа «Что мы
знаем о войне»
всегда нам сопутствуют, и всегда победа
будет за нами».
О чем мы будем читать в новом разделе?
Как его можно было бы назвать?
Проверьте свои предположения, откройте
учебник на с.184 – 185 и прочитайте название.
Что вы знаете о празднике День Победы?
Какие события из семейной истории времен
Великой Отечественной войны вам известны?
Какие фильмы о войне вы смотрели?
Что запомнилось?
Каких знаете героевземляков?
Какие улицы носят их имена?
Почему во многих городах, селах, на улицах и
площадях стоят обелиски, памятники, горит
Вечный огонь?
Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая?
Прослушайте ее. (Звучит запись песни)
Вопросу после прослушивания:
От имени кого звучат слова песни?
Почему «Это праздник со слезами на глазах»?
Какие подвиги нашего народа вспоминает
автор?
Рассказ учителя о
подвиге советского
народа
– Ребята, мы говорим сегодня о войне. Это
трудная тема. Война была огромным горем, она
оставила свой след в душе каждого – и
пережившего войну, и родившегося после.
Прошло уже столько лет, как война кончилась, а
о ней продолжают писать, переживать всё
заново. 9 Мая 1945 года. День тишины и
спокойствия, день величия подвига, торжества
мира над войной, жизни над смертью.
Ответы учащихся.
Война … мы знаем о ней по
книгам и фильмам, наградам,
фотографиям своих дедушек и
бабушек. Листая их, мы видим
старые фотографии, с которых
смотрят на нас наши прабабушки
и прадедушки, молоды,
улыбающиеся, строгие, суровые,
грустные и серьёзные. В их
глазах надежда, что их жизнь, их
подвиги и страдания не были
напрасными. Это поколение,
которое прожило трудную,
яркую, героическою жизнь. И мы
должны сохранить уважение к
памяти наших предков, и мы
никому не позволим принизить
их подвиг!
В память о героях, в память о
защищавших Родину, в память о
подаривших нам жизнь,
зажигают Вечный Огонь.
«День Победы» муз.Д.Тухманова
От имени защитников Отечества:
солдат, тружеников тыла,
командиров, всего нашего
народа.
Борьба на фронте, трудовой
подвиг народа, освобождение
Европы от фашизма. Страшная дата 22 июня 1941 года…День, когда
для миллионов жителей нашей огромной страны
рухнули все планы на будущее – каникулы,
экзамены, торжества…Вся жизнь перевернулась.
Все поникло, ушло кудато очень далеко, в
прошлое, перед зловещим словом война.
Да, не ожидали. Да, не были готовы. Уже 22
июня земля рвалась снарядами. Тысячи
самолетов и танков с крестами стали бомбить и
обстреливать наши города. Но страна поднялась.
Встали все, кто мог держать оружие, кто мог
защищать Родину. Вчерашние школьники
осаждали военкоматы, просились на фронт,
прибавляя себе год – два. И уходили, чтобы
защитить Родину и не вернуться. Почти весь
школьный выпуск 1941 года не вернулся с
фронта…
В этом году мы празднуем 71годовщину
Победы. Это праздник со слезами на глазах.
Потому что нет ни одной семьи в России,
которой бы не коснулось горе войны.
Весной и летом 1944 года наша армия отвоевала
почти всю захваченную советскую территорию.
Предвоенная советская граница была
восстановлена на всем своем протяжении. Бои
теперь шли на земле других стран Европы,
захваченных немцами, от Норвегии до Австрии.
В 1945 году сражения уже шли на территории
Германии. 16 апреля началось сражение за
Берлин. 29 апреля начался штурм
рейхстага. 30 апреля 1945 года над еще не
побежденном рейхстагом было поднято Красное
Знамя Победы.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года Германия
безоговорочно капитулировала. В Европе
наступил долгожданный мир.
Физминутка
Исполнение песни
«День Победы»
марш
Чтение авторского
текста с.186
Чтение
стихотворения
А.Ахматовой
«Памяти друга»
Почему День Победы – праздник грустный?
А почему торжественный?
Согласны ли вы с ответом Настиного папы?
Прочитайте название, имя и фамилию автора.
Посмотрите на год рождения стихотворения.
Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что
можете предположить?
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. Работа с текстом
до чтения
:
Знакомство с
биографией Анны
Ахматовой.
Ахматова, Анна Андреевна (настоящая
фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889
года под Одессой в семье потомственного
дворянина, отставного инженерамеханика
флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э.
Стоговой. А. Ахматова состояла в отдаленном
родстве с Анной Буниной первой русской
поэтессой. Своим предком по материнской
линии Ахматова считала легендарного
ордынского хана Ахмата, от имени которого и
образовала свой псевдоним.
Годовалым ребенком Анна была перевезена в
Царское Село, где прожила до шестнадцати
лет. Ее первые воспоминания
царскосельские: ` Зеленое, сырое великолепие
парков, выгон, куда меня водила няня,
ипподром, где скакали маленькие пестрые
лошадки, старый вокзал`. Каждое лето
проводила под Севастополем, на берегу
Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке
Льва Толстого. В пять лет, слушая, как
учительница занималась со старшими детьми,
она тоже начала говорить пофранцузски.
Первое стихотворение Ахматова написала,
когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна
в Царскосельской женской гимназии, сначала
плохо, потом гораздо лучше, но всегда
неохотно.
Отечественная война застала ее в Ленинграде
и заставила ее уехать в Москву, затем
эвакуироваться в Ташкент, где она жила до
1944. Выступала с чтением стихов в
госпиталях перед ранеными. Много и тяжело
болела. В ее стихотворениях, созданных в
годы войны (`Избранное`, 1943), звучала
глубокая патриотическая тема (`Клятва`,
1941, `Мужество`, 1942, `Щели в саду
вырыты...`, 1942). В июне 1944 Ахматова
вернулась в Ленинград, встречу с которым
(`страшным призраком`) описала в
прозаическом очерке `Три сирени`.
5 марта 1965 года Анна Андреевна Ахматова
умирает в кардиологическом санатории в
Подмосковье. Похоронена на Комаровском
кладбище под Ленинградом.
Работа с текстом
во время чтения
1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
Учащиеся читают про себя. Безымянного солдата, погибшего
на войне.
Зарево – отсвет пожара на небе.
Вдова – женщина, у которой
умер муж.
Безымянная – на которой не
указано имя.
Весна; поэтесса создает такой
образ: веснавдова у могилы
солдата.
Зеленый: почки, трава и желтый:
бабочка, одуванчик – это цвета
жизни.
Грусти, печали, скорби и
чувством красоты весенней
природы, счастьем жизни…
Друг тот, кто поможет в
трудную минуту. Их много, не
перечислить имена тех, кто спас
Родину и всех живущих.
С печалью, торжественно – 1ю
часть и с более светлой,
спокойной интонацией – 2ю.
Вы поняли, кого автор называет другом?
Все ли слова были понятны, когда читали?
Уточните, как вы понимаете слова зарево,
вдова, безымянная (могила).
3. Чтение вслух по частям.
После чтения 1 – 4 строчек:
Обратите внимание: заря не просто розовая,
она красная, как зарево, т.е. в цвете зари
поэтесса видит отблески пожаров – память о
войне.
Что вы представили, когда прочитали 3ю и 4
ю строчки?
Да, в могиле под обелиском с красной звездой
похоронен солдат, имя которого неизвестно,
поэтому на его могулу не придет вдова. Кто же
горюет, скорбит по погибшим?
После чтения 5 – 8 строчек:
В первой части мы увидели красный цвет: цвет
пожара, цвет знамени Победы. А в этой части –
какие увидели цвета?
4. Обобщающая беседа, подготовка к
выразительному чтению.
А) Какими чувствами наполнено стихотворение?
Б) Почему лирический герой не называет имени
своего друга?
В) Как нужно читать это стихотворение?
5. Выразительное чтение (дети, затем учитель).
Почему это стихотворение А.Ахматовой
открывает раздел?
Чего ждете от чтения других произведений?
Выучить стихотворение наизусть или
читать выразительно.
Работа с текстом
после чтения
Домашнее задание
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Конспект урока по литературному чтению "Памяти друга" А. Ахматовой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.