Конспект урока по литературному чтению по теме: «Ступеньки мудрости /устное народное творчество/».(3 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Ступеньки мудрости /устное народное творчество/».(3 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки курсов
doc
русская литература
3 кл
28.01.2017
Конспект урока по литературному чтению по теме:«Ступеньки мудрости /устное народное творчество/» составлен для учащихся 3 класса. Тип урока: урок освоения новых знаний. Целью и задачами урока являются: - познакомить с жанрами устного народного творчества, его особенностями, обобщить знания детей о родном крае через фольклор народов Республики Татарстан, расширить словарный запас и кругозор детей ; - развить внимание, интерес к чтению, устную выразительную речь, мышление, познавательную активность, творческие способности; -воспитание толерантной личности, духовно нравственной культуры, уважения, любви, бережного отношения к народному богатству и богатству родного края. На уроке учащиеся работает в группах, используется проблемно- поисковый метод.Конспект урока по литературному чтению по теме: «Ступеньки мудрости /устное народное творчество/».

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Ступеньки мудрости..doc
Открытый урок по литературному чтению по теме: «Ступеньки мудрости /устное народное творчество/». Цели: ­ познакомить с жанрами устного народного  творчества, его особенностями, обобщить знания детей о родном  крае через фольклор народов Республики Татарстан,  расширить словарный запас и  кругозор  детей ; ­ развить внимание, интерес к чтению, устную  выразительную речь, мышление, познавательную  активность, творческие способности; ­воспитание толерантной  личности, духовно   нравственной культуры, уважения, любви, бережного  отношения к народному богатству и богатству  родного края. Оборудование: символика/флаг, герб/ РТ,  России, Вьетнама, Грузии, грамзаписи народных  мелодий, национальные костюмы, выставка по  теме: «Быт народов РТ», жетоны, загадки,  пословицы, толковый словарь Ожегова, портреты  А.С.Пушкина, К.Насыри. Ход урока: 1. Оргмомент.     ­Сегодня наш классный коллектив разбит на творческие  группы. За правильные ответы каждая группа будет  получать жетоны. Как вы думаете, почему они разного  цвета? (Они показывают цвет флага – символы флага.) ­Символы флага, какого государства? (России, Татарстана,  Грузии, Вьетнама).  ­Верно.     2. Актуализация знаний, постановка  проблемной ситуации.   А) Звучит народная мелодия.    ­Что вы услышали? Докажите, что это музыкальное  произведение? О чём это произведение? Какая эта  мелодия?­ сказочная, волшебная. ­Музыканты рассказывают нам сказку с помощью  музыкальных инструментов, а народ рассказывает сказки  каким инструментом? Б) – Народ рассказывает сказки с помощью устной,  выразительной речи. А речь – это звуки. Какие звуки? ­Значит, народ с помощью речевых звуков сложил сказки,  передавая из уст в уста. Какие сказки народные вы знаете? ­ Каких типов бывают сказки? ( сказки о животных, бытовые, волшебные). ­А что такое сказка?­ ответы детей. ­В «Толковом словаре» Ожегова записано: «Сказка –  народно ­ поэтическое произведение о вымышленных людях  и событиях с участием волшебных фантастических сил». ­ Послушайте выступление нашей ученицы  А.Осиповой. Что же такое сказка? «Как сказал великий русский поэт А.С. Пушкин:  «Сказка­ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,­  в сказке всегда есть урок, но урок очень добрый, чаще  всего дружеский совет. Сказка учит отличать добро от  зла, хорошее от плохого. ­Молодец. /группам выдаются жетоны/ В) Ребята, существуют ещё мудрые предложения, которые  учат нас так же, как и сказка. Что же это? (Пословицы и  поговорки.) Верно. ­Ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Ответы детей.)    3.Первичное закрепление. А) Верно. Тема нашего урока «Ступеньки мудрости». ­Какие ступеньки мудрости вы знаете? (Сказки, потешки , пословицы, поговорки, скороговорки,  колыбельные песни, загадки, считалки и т.д.) ­Молодцы. Каким одним словом можно объединить  ступеньки народной мудрости?(Дети отгадывают загадки в  группах.) Ключевое слово­фольклор. ­Верно. В «Толковом словаре» Ожегова записано: «фольклор ­ английское слово, которое переводится как  народная мудрость». Народную мудрость люди передавали из уст в уста, поэтому фольклор – это устное народное  творчество. Б) Устное народное творчество­ творчество  коллективное. У каждого народа сформировался свой язык,  свои обычаи, традиции. На протяжении многих веков сложилась у народа своя культура через развитие ремесел и   искусства. Возникло государство. ­Ребята, в каком государстве вы живёте? Расскажите. В) Каждый народ создал свою культуру, своё народное  творчество. »Скоро сказка сказывается, да не скоро дело  делается»­ гласит народная мудрость. ­Одним из источников народной мудрости является «Книга  о воспитании» национального просветителя Каюма Насыри  (1825­1903). В книге записано 113 наставлений, которые  воспитывают добрые качества в людях. Наставления  начинаются и как сказка, и как притча. Что такое притча? В «Толковом словаре» говорится, что притча – это  краткий поучительный рассказ. (Звучит грамзапись тат. народной мелодии). Г) Чтение учителем «Наставления № 1». Работа по  прочитанному. Д) Проверка домашнего задания. Учитель показывает  иллюстрацию к сказке, дети отгадывают, называют сказку,  подбирают пословицы, пересказывают и определяют типы  сказок; за работу группам вручаются жетоны. 1. «Три дочери» ­ татарская народная сказка. 2. «Колосок» ­ украинская народная сказка. 3. «Мудрая дева» ­ русская народная сказка. Е) Физкультминутка. Ж) Знакомство с народными сказками из Грузии и  Вьетнама.   4. Рефлексия.  ­ Обычаи одного  народа прочно вошли в обычаи другого народа и  постоянно перекликаются, воспитывая духовно – нравственную  культуру каждого из вас. (звучит народная мелодия). ­ Что нового и интересного вы сегодня узнали? ­ Перечислите ступеньки мудрости? ­ Жетонов в каждой группе поровну, работали творчески, победила  дружба.  Урок хочется закончить словами: «Вовеки нельзя нашу дружбу разбить, нанизаны мы на  единую нить». Урок окончен. (Ученики прощаются с гостями урока на татарском,  грузинском, вьетнамском, русском, английском языках.).
скачать по прямой ссылке