Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
25.03.2019
Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)
Моё впечатление от урока положительное. Этапы урока получились взаимосвязанными, чередовались различные виды деятельности. Учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, мною давались только положительные посылы в адрес детей, что формировало комфортную обстановку на уроке, создавало положительный микроклимат в классе, повышало их активность и способствовало повышению познавательного интереса к теме урока и к предмету в целом.
Открытый урок20.03.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА Открытый урок в 4­А классе по литературному чтению «Путешествие в мир Поэзии» Учитель начальных классов:  Костомаха Людмила Николаевна Цели урока:  развивать память, речь учащихся, умение работать в группах;  обобщить знания учащихся по данному разделу;  совершенствовать навык выразительного чтения;  прививать любовь к поэзии.   дать понятия рифмы и ритма  ввести элементы анализа лирического текста  воспитывать культуру восприятия поэтической речи Оборудование и материалы для урока: проектор, экран, презентация. Ход урока. Целевая установка. Организационный момент. I        Все учащиеся делятся на 2 команды, выбирают командиров и название  команд. Выбираются члены жюри. II Поэты­ это те люди, которые, «чувства добрые пробуждают», которые  «лиру посвятили народу своему». Поэзия, говоря словами А.С. Пушкина,­­ это «души прекрасные порывы». Поэты—это особенные люди, они много  знают, много пережили и постарались нам обо всём этом рассказать.       Беседа по вопросам. 1) Можно ли научиться писать стихи? (Этот вопрос очень сложный, ничего  страшного, если вы затрудняетесь ответить на него. Попробуйте на него  ответить несколько позже). 2) Чем же отличаются стихи от прозы? Вывод: стихи звучные, складные, пишутся чаще всего столбиками, имеют  определённый размер, мелодичны. Многие стихи положены на музыку.  Из стихов появилась песня. И всё это благодаря композитору. 3) А что помогают делать стихи? Чему можно научиться с помощью  стихов? ( менять настроение, понимать прекрасное, учиться чувствовать и  радость, и горе, и сострадание, и добро, и зло). 4) Что, по­вашему, легче пересказать большой рассказ или маленькое  стихотворение?        Сегодня на уроке нам необходимо обобщить и повторить изученное по  разделу «Путешествие в мир поэзии». Для этого проведём несколько  конкурсов. III Игра. 1 конкурс. «Подскажи словечко».       Бывает так: услышишь где­нибудь слово или предложение, а в мыслях  уже мелькает знакомая песня или стихотворение. Вам необходимо  продолжить стихотворение по первой строке, вспомнить название и автора: 1 Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…… («Зимний вечер», А. С. Пушкин) 2 Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера  («Золотая осень» Б.Л.  Пастернак) 3 Сквозь волнистые туманы,  Пробирается луна,     На печальные поляны Льёт печально свет она….. ( «Зимняя дорога», А. С.  Пушкин) 4 Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя….. ( « Утёс», М. Лермонтов) 5 Мороз и солнце; день  Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! ( «Зимнее утро», А.С. Пушкин) 6 Люблю грозу в начале мая,      Когда весенний первый гром,      Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом      («Весенняя гроза», Ф.Тютчев) 7 Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Всё так же сонными лугами Лениво движется Ока.. («Бежит тропинка с бугорка», М. Цветаева) 8 Белая береза           Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. («Белая берёза» С. Есенин) 9 Подруга дней моих суровых,  Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня…. (« Няня», А.С. Пушкин) чудесный!,,,, Ещё ты дремлешь, друг  прелестный­ Пора, красавица, проснись: 2 конкурс «Назови поэта».        Команды по очереди называют фамилии поэтов, произведения  которых читали в разделе.              Александр Сергеевич Пушкин        Федор Иванович Тютчев  Борис Леонидович Пастернак           Михаил Юрьевич Лермонтов             Самуил Яковлевич Маршак            Николай Алексеевич Некрасов  «Школьник»                                            Алексей Николаевич Плещеев          Афанасий Афанасиевич Фет  «Дети и птичка»   Марина Ивановна Цветаева                Иван Алексеевич Бунин  «Листопад»  Сергей Александрович Есенин          Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон»                          Рифмоград. Почему он так называется? Кто здесь живёт? (Рифмы). Что же такое рифма? (Высказывания детей). ­Я предлагаю вам поиграть в игру доскажи словечко. Есть сладкое слово – конфета. Есть быстрое слово – …ракета. Есть кислое слово – лимон. Есть слово с прицепом –… вагон. Есть слово колючее – ёжик. Есть слово промокшее – …дождик. – Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.) ­ Что такое рифма?  (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.) Рифмовать – значит подбирать слова для получение рифмы. – Где используют рифмующиеся слова? Игра “Поиграем в рифму”. Есть слово упрямое – осёл. Есть слово рогатое – …козёл. Есть книжное слово – страница. Есть слово лесное – …синица. Есть слово пушистое – снег. Есть слово весёлое –… смех. Печка – свечка Точка – почка Зима – мороз Искать – играть Шалить – ловить Класс – дети Мартышка ­ … книжка, мышка… Лес ­ … чудес, небес… Горка ­ … корка, норка… Опушка ­ … ушко, подушка… Молодцы! Я вижу вам понравилась игра. Сейчас я с вами проведу похожую  игру, но здесь нужно быть очень внимательными.   Физкультминутка. Когда я буду называть созвучные слова – рифмы, вы  хлопайте в ладошки, если – нет – топайте ногами. Внимание! Готовы? Снежинки – пушинки Печальный –  хрустальный Речка – лёд Что же можно считать главной особенностью стиха? (ученики называют  рифму и ритм) ­ А что такое ритм? Ритм – периодическое повторение каких­либо элементов стихотворной  речи через определенные промежутки. Сложно для понимания. А как вы,  ребята, думаете, ритм есть только в стихотворении? (нет, он есть в музыке, в  ходьбе и даже в прозаическом тексте). Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. или Знайка шел гулять на речку,  Перепрыгнул через овечку. Как вы думаете, научился Незнайка писать стихи? Посмотрите на них  внимательно: Что есть, а чего нет в стихах Незнайки? (рифма? ритм? смысл?) Значит, может быть рифма, ритм, а настоящего стихотворения не получится.  Попытаемся понять, что же такое ­ настоящие стихи.­ Молодцы! 4 конкурс «Чтецы»     От каждой команды по одному человеку выразительно читают по 1  стихотворению. 5 конкурс «Мы поэты»        Учащиеся читают стихи своего сочинения.  Учитель иронично: «Нет, не перевелись ещё поэты на Руси!». В начале урока  был поставлен вопрос: можно ли научиться писать стихи? Как бы вы теперь  ответили, попробовав свои способности. IV.Подведение итогов и рефлексия.   Рассказ учителем сказки. ­ Понравилось вам путешествие? Что нового вы узнали ?  Чему научились? ­ Что было самое интересное? За то, что слушали внимательно И помогали мне старательно, Благодарю вас за внимание, Урок окончен – до свидания! А если вас кто­нибудь когда­нибудь спросит: «Зачем нужна поэзия?».  Вспомните эту историю. Я сейчас расскажу вам одну удивительную сказку об  одном Чудаке. 5. Рассказ учителем сказки. Жил­был город. Дома в нём были высокие, улицы широкие и все одинаковые.  Даже самые давние жители могли в нём легко заблудиться. Но главное— жители этого города не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому.  Когда им было холодно или больно, они хмурились и даже плакали. Но  никому не было грустно, когда солнце закрывалось тучами, когда кому­то  было больно и холодно. Они могли смеяться над упавшим человеком, но  никто не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок,  купающегося в луже воробья. Но ведь все люди не могут быть одинаковыми?  Вот и в этом городе жил один Чудак. Это был обыкновенный человек, но жителям города он казался чудаком,  потому что мог подолгу смотреть, как опадают листья на деревьях, мог  беседовать о чём­то с воробьями, мог подолгу наблюдать за тучами. Порой  он произносил фразы ,которые казались жителям города странными,  например, Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. В ней есть любовь, в ней есть язык. Или: Не то, что мните вы, природа; Не слепок, не бездушный лик— В ней есть душа, в ней есть свобода, И был в этом городе сад. Чудак приходил сюда и любовался красотой сада.  Стоило ему появиться , как к нему тянулись цветы, только для него пели птицы. Он замечал то, чего не видели остальные. И мог точно и красиво об  этом сказать. Представьте себе. Сентябрь… Облетают листья, ночью был первый заморозок. Ещё вчера цвели георгины. А  сегодня! Что случилось с ними? Как сказали бы об этом жители города? Они подумали и сказали бы: «Цветы  завяли. Надо их вытащить и вскопать клумбы». А наш Чудак, посмотрев на цветы, произнёс: Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело. Дохнул сентябрь. И георгины Дыханьем ночи обожгло. Сказал ,как о живом ! Стихи Чудака слушали деревья, звери, птицы. А  люди не хотели слушать. Но ведь человеку очень трудно живётся, когда его не понимают, когда он одинок. И Чудак ушёл из города искать людей,  близких ему, которые видели и понимали прекрасное. Ему было больно  покидать сад, и он ушёл, даже не попрощавшись с ним. А сад ждал своего  друга. Без него увяли цветы и деревья, перестали петь птицы. Сад умирал.  Жители города поняли, отчего это происходит. Люди разыскали Чудака и  сказали ему: «Погибает наш сад, верни его нам». Чудаку было жаль своего друга, и он вернулся. Он вошёл в умирающий  сад , и случилось чудо. Он шёл, и оживали цветы и деревья, пели птицы,  радуясь возвращению друга. И тогда люди увидели, как прекрасен их сад.  Поняли они и Чудака, который вернул им красоту и радость. И стали  называть его не Чудаком, а Поэтом! Ведь это поэзия учит людей видеть  красоту окружающего мира, открывает им души людей ,цветов, зверей,  делает человека добрее и красивее. И когда люди поняли, зачем нужна  поэзия, они полюбили стихи. И гуляя по своему чудесному саду, они читали стихи. Вот такая интересная история об одном из необычных людей.

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир поэзии( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019