Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
27.12.2018
Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс
Данный файл содержит конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Николай Рубцов. Тихая моя Родина". На уроке ребята знакомятся с творчеством поэта, его стихотворением "Тихая моя родина", учатся анализировать стихи, работают в парах и группах. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Рубцов.docx
Эпиграф:                                                          Мать России целой – деревушка,                                                          Может быть, вот этот уголок.                                                                                                           Н. Рубцов. Ход урока: I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. 1. Слово учителя (Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной») На фоне музыки – чтение учителем отрывка из стихотворения Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…» Всё в тающей дымке­  Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки.   Здесь медленны реки, Туманны озёра, И всё ускользает От беглого взора.   Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.   2. Слово учителя      Природа   всегда являлась источником вдохновения для композиторов, поэтов, художников.    Вы слушали музыкальное произведение  композитора Огинского   –   полонез   «Прощание   с   Родиной».   Он   родился   в   Польше,   но некоторое время жил в Петербурге.      Посмотрите   репродукции   картин   русских   художников:   «Московский дворик»   Василия   Дмитриевича   Поленова,   «Корабельная   роща»   Ивана Ивановича   Шишкина,     «Родина»   Аполлинария   Михайловича   Васнецова, «Мокрый луг» Фёдора Александровича Васильева.               Ребята, как вы думаете, какой темой объединены эти картины? Какое чувство стремились выразить художники, изображая русскую природу?   III. Формулирование темы урока: ребята, о чём на сегодняшнем уроке мы будем говорить, что будет темой нашего разговора? Итак, тему урока можно сформулировать так: с чего начинается Родина? IV.   1. Слово учителя.   может   быть, Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах.   У   одних   –   при   встрече   с   чем­нибудь   необычным, исключительным,   с   историческими   памятниками, напоминающими о героических событиях, а у других это чувство осознаётся при встрече  с чем­то привычным и будничным, внешне совсем неброским. Ребята, что вы вкладываете в понятие «Родина»?   родина – дом, школа, семья… ­ Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы детей). Найдите пару каждой  пословице    Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины — что соловей без песни. Родная земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. На чужой стороне родина милей вдвойне. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит. Как   открывается   человеку   чувство   Родины?  Чтобы   ответить   на   этот вопрос, обратимся к стихотворению Николая Михайловича Рубцова «Тихая моя родина!..» С творчеством этого поэта мы  продолжаем знакомиться. Как бы вы сформулировали цель нашего урока?  портрет Н.М.Рубцова Нам в наследство Николай Рубцов оставил прекрасные стихи о нашей стране,  о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о  Родине. Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много  стихов. 2. Чтение стихотворения. 3. Словарная работа. Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель». К какому стилю относятся эти слова? С какой целью автор использует элементы высокой лексики?   Погост ­ кладбище, обычно сельское. Обитель ­ 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто­то живёт, жилище. 4. Работа в парах. Задание 1­: ребята, вам предлагается небольшая биографическая справка о Н.М.Рубцове. Познакомьтесь с ней и ответьте на вопрос: а что можно узнать из стихотворения  о жизни поэта? (Краткая биографическая справка: Н. Рубцов (1936­1971) ­ вологодский поэт. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл   на   фронт   (1941),   в   1942   году   умерла   мать   (мальчику   было   6   лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Трагически погиб. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь ­ вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.)   Задание   2­:   ребята,   проследите   по   тексту,   как   развивается   настроение лирического героя стихотворения. Задание 3­: найдите в стихотворении образы, которые являются ключевыми.   Опорная лексика           5. Проверка работы с текстом. По   мере   слушания   ответов   и   дальнейшей   работы,   ребята,   заполняйте, пожалуйста, таблицу. Часть плана 1. Об авторе 2. Основная тема стихотворения. 3. Мысли и чувства автора. 4. Главная мысль      (идея). 5. Художественные средства, использованные автором.     6.  Беседа по стихотворению «Тихая моя родина!..» ­ Какова тема этого стихотворения? (Возвращение на родину). ­ Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения ­ в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе). ­  Какие   картины   детства   встают  перед  глазами   поэта?  Почему   так  важны слова: «Я ничего не забыл». (Из этих воспоминаний складывается « чувство родины», неподвластное времени). ­ Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они   «чувство родины» в душе лирического героя? (Нет. Глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает: «Словно ворона весёлая, сяду опять на забор»). ­   Какое   значение   имеет   повторение   слова   «тихий»?   (Здесь   всё   просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима). ­  Подумайте, что ещё постоянно возвращает поэта к родным местам? (Память о матери. К ней он обращается во многих своих стихотворениях,   называя ласково «матушка»,  «маменька»).  7. Проверим.           8.   Ребята,   я   предлагаю   вам   ещё   раз   послушать   стихотворение. (Демонстрация видеоролика)        9. А теперь, ребята, скажите, почему в качестве эпиграфа мы взяли эти слова? (Простая русская деревня с её привычным видом, простые деревенские люди   ­   добрые,   размеренная   жизнь   человека   в   труде   и   повседневных человеческих   заботах   ­   вот   тот   нравственный   идеал   поэта,   который реализуется в его творчестве.) Вывод: Малая   родина   есть   у   каждого   человека.   Это   как   корни   у   дерева.   Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно   прожить   без   таких   слов:   родина,   родился,   родители,   родня, родной. 10. Синквейн слова РОДИНА V. Рефлексия.  Ребята, закончите предложение: для меня Родина начинается с… VI. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению Рубцов "Тихая моя Родина" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018