Конспект составлен в форме Технологической карты урока.При разработке материала соблюдены все требования новых стандартов образования.Во время урока используется ИКТ,в течение всего занятия используется методика критического мышления.Дети составляют кластер ,заполняют таблицу "З- Х- У", самостоятельно составляют инсерт биографии писателя.Работают в паре,в группе .
Технологическая карта урока
Предмет литературное чтение класс 4
Сергей Есенин «Лебёдушка».
Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний
Формы: фронтальная; работа в парах; групповая; индивидуальная.
Методы: словесный, проблемнопоисковый, самостоятельная работа.
Приемы: «Шкатулка», «Мозговая атака», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн», «ЗХУ», «Чтение с остановками», «Дерево
предсказаний», «Если был бы я волшебником», «Цветовой индекс».
Технологии развития критического мышления.
Организовать деятельность обучающихся по формированию ценностного отношения ко всему живому через
содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. Есенина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметный
Познавательные УУД: формировать умение анализировать,
синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к
анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои
мысли в оценочном суждении, используя различные художественные
средства в соответствии с конкретной коммуникативноречевой
ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию.
Личностный
Развивать эстетические чувства,
доброжелательность и эмоционально
нравственную отзывчивость, чувства
понимания
сопереживания
(эмпатия).
и
Тема урока
Тип урока
Формы, приемы, методы:
Педагогические технологии
Цель урока
Предметный
в
овладеть
соответствии
Формировать умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия
с
поставленной задачей и условиями её
реализации;
навыками
смыслового чтения текстов в
соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого
высказывания в устной и письменной
логическими
формах;
действиями сравнения,
анализа,
синтеза,
построения
рассуждения.
обобщения,
овладетьПрием
Деятельность учителя
ХОД УРОКА
Деятельность ученика
УУД
Цель:
подготовить обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
I Организационный этап. (1 мин)
Приветствуют учителя и выполняют
самооценку готовности к уроку.
Рифмованно
е начало
урока
Создает условия для мотивации учащихся
к учебной деятельности, позитивному
настрою на урок
Поговорим?
О чём?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
Чегото знаешь ты.
А чтото мне известно.
Поговорим?
Поговорим. Вдруг будет интересно…
Я желаю вам удачи!
II Проверка выполнения домашнего задания(4 мин)
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Коммуникативные:
планирование учебного
с
сотрудничества
учителем
со
сверстниками.
и
Оценивание/
формы
контроля
Внешний
контроль/Фр
онтальная
Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных
пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования,
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Шкатулка
вынимают
Взаимоконт
роль/Индиви
дуальная
Проверяет правильность выполнения
домашнего задания.
Ребята, вспомним литературные термины.
Открывается музыкальная шкатулка. На
листах написаны термины.
Былина.
Народные сказки
Литературные сказки
Пейзажная лирика
листочки
с
Дети
литературными терминами и дают им
определение
– жанр устного народного
Былина
творчества.
рассказ не
вымышленный, а правда иногда вымысел, но
сбыточный, не сказочный.
Народные сказки – жанр устного народного
творчества, которые создавались народом и
Это было,
Познавательные:
осознанное и
произвольное речевое
высказывание
Личностные:
Интерес к различным
видам деятельности
Регулятивные:передавались из поколения в поколение, из
уст в уста.
Литературные сказки
навсегда сохраняют имя автора.
Пейзажная лирика – вид литературного
произведения, в котором поэт воспевает
картины природы.
записываются и
выполнять действия в
устной форме
Коммуникативные:
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью
III Стадия вызов. (10 мин)
Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и
задач урока.
Создает условия для включения каждого
ученика в процесс целеполагания.
Мозговая
атака
Портрет Сергея Есенина.
Какие ассоциации возникают, глядя на
портрет этого человека.
Составляют ассоциативную цепочку
Поэт, стихи, береза, лирика, природа,
черемуха, зима, … .
Кластер
Составим определение
записанные слова.
используя
Сергей Есенин поэт, пишет лирические стихи
о природе.
Какие стихи Есенина мы изучали ранее?
Представим информацию в графическом
оформлении (раздает карточки со схемой
к приему «Кластер»). Приложение 1.
Сергей Есенин: «Черёмуха», «Белая берёза»,
«Пороша», «Бабушкины сказки», «Нивы
сжаты, рощи голы», «Поет зима — аукает», «С
добрым утром», … .
Читает стихотворение.
Он так любил, что мы забыть не в силах,
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
Многовариа
тивный/
Фронтальная
.
Взаимоконт
роль
/Индивидуал
ьная
Познавательные:
осознанное и
произвольное речевое
высказывание
Личностные:
внутренняя позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к уроку
Регулятивные:
в сотрудничестве с
находить
учителем
несколько
вариантов
решения учебной задачи
Коммуникативные:
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникацииИнсерт
Синквейн
По–прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин, то не просто имя,
России стихотворная душа.
Теперь, когда имя автора названо,
перейдем к его биографии. Перед вами
лежат карточки с биографией С.Е. Есенина.
Прочитайте
текст,
промаркируйте его,
используя приём
«Инсерт» (приложение 2)
внимательно
и
задания,
анализируют
Выполняют предложенные
систематизируют
информацию.
Во время чтения текста дети делают на полях
пометки:
" V " уже знал
" + " новое
" " думал иначе
" ? " не понял, есть вопросы
Скажите, пожалуйста, много ли у вас на
полях значков это я знал?
А новая информация для вас?
А есть ли информация, которая осталась
непонятной для вас? О чём бы хотелось
узнать?
Где можно найти нужную информацию?
Картина лебедушки с лебедятами.
Посмотрите на картинку. Кто на ней
изображён?
Что вы можете сказать о лебедях? Какая
лебедушка мать?
Составим синквейн о лебеди матери
1. Назовите имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три словадействия
4. Предложение
5. Словосмысл темы.
Обратится в библиотеку, найти в сети
интернет.
Дети рассматривают картинки, делятся
своими наблюдениями, знаниями.
1.Лебедь.
2.Добрая, заботливая.
3.Плавает, заботится, охраняет.
4. Лебедь величавая и грациозная птица,
символ чистоты, благородства, верности.
5. Мать.
Самоконтро
ль/
Индивидуал
ьная
Взаимоконт
роль/
Групповая Легко предположить тему нашего урока?
Да, вы правы. Сегодня на уроке мы
познакомимся со стихотворением Сергея
Есенина «Лебёдушка»
— О чем может быть стихотворение с
таким названием?
— Что может произойти в стихотворении с
таким названием?
— Можно ли по названию определить,
будет ли
стихотворение шуточное,
серьёзное, поучительное?
Заполним таблицу «ЗХУ». (приложение 3,
в первом столбце информация подведена,
напечатано).
ЗХУ
Формулируют тему и цель урока
Сергей Есенин писал стихи о природе. На
уроке мы будем читать лирическое
стихотворение и узнаем о жизни лебедей.
Высказывают
доказывают свою точку зрения
предположения
и
З – что мы знаем
Х– что мы хотим
узнать
У– что мы
узнали
Произведение
«Лебёдушка»
Написал С.А.
Есенин.
Это стихотворение.
Факты из
биографии автора.
Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.
IV Стадия – осмысления ( 15 мин)
ЗХУ
самостоятельную
Организует
(с
осмысленную
собственного
понимания)
учащихся с новой информацией
и
отслеживанием
работу
Выполняют
осмысленную
собственного понимания)
информацией.
(с
самостоятельную
и
отслеживанием
работу с
Внешний
контроль/
Фронтальная
Самоконтро
ль/
Комбиниров
анная
Познавательные:
определение основной и
второстепенной
информации
Самоконтро
ль
/Фронтальна
яСтавим учебную задачу. Что мы хотим
узнать? Запишем.
(Возвращаемся к
таблице)
У– что мы
узнали
З – что мы знаем
Х– что мы хотим
Произведение
«Лебёдушка»
Написал С.А.
Есенин
Это стихотворение.
Факты из
биографии автора
узнать
О событиях в
стихотворении.
Почему
стихотворение
так называется.
О героях
стихотворения.
Тему
стихотворения.
Физкультмин
утка. Птицы
крыльями машут.
Лебеди летят,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Дети машут руками
Качают головой
Распрямляют спину
Садятся.
Личностные:
понимание нравственного
содержания поступков
героев стихотворения
Регулятивные:
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению
Коммуникативные:
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации
Чтение с
остановками
Первая
остановка
– Слушаем историю о лебедушке,
рассказанную Сергеем Александровичем
Есениным.
Учитель выразительно читает часть
произведения до слов: «Но не чуяла
лебедушка…».
– Прочитайте, как начинался день, как
просыпалась природа.
– Как поэт описывает лебедушку?
Прочитайте.
– Какие слова, выражения говорят о том,
что поэт любуется прекрасной, гордой
птицей?
– Как описана лебедьмать?
Как вы думаете, что будет дальше?
Затем учитель читает следующую часть
текста до слов: «В это время лебедь
белая…».
Дети
стихотворения.
зачитывают
строки
из
Самоконтро
ль/Фронталь
ная
Выплывала, словно зоренька, белоснежная
лебедушка.
Свободные высказывания обучающихся.
Молодого коршуна.
Со стрелой, чёрной тучей.Вторая
остановка
– Кого противопоставляет поэт лебеди?
С чем он его сравнивает? Почему?
– Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти,
страха.
Дерево
предсказаний
Давайте, попробуем предсказать, какие
события могут произойти в дальнейшем. С
этой целью построим
«Дерево
предсказаний» (приложение 4).
Учитель дочитывает произведение до
конца, после чего выдерживает паузу.
– Какие картины вы представили в своем
воображении?
– Какое настроение возникло у вас?
Попробуйте объяснить свои эмоции.
Третья
остановка
Орел покружился и пролетел мимо.
Орел утащил птенца.
Лебедь уплыла вместе с лебедятами в
безопасное место.
Орел напал на лебедь, и они начали
сражаться. Лебедь – мать прогнала орла.
Свободные высказывания обучающихся.
– Настроение печальное, тревожное, грустное.
Стало жалко лебежатушек, что они остались
без мамы; жалко лебедушку, которую погубил
орел.
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.
V. Стадия рефлексии – время (8 мин)
Создает условия для рефлексии учебной
деятельности учащихся на уроке для
соотнесения целей и результатов учебной
деятельности, фиксирования степени их
соответствия.
Вернемся к «Дереву предсказаний»,
оправдались ли ваши предположения?
Дерево
предсказани
й
– Как вы считаете, какой лебедь была
мамой? Ответ аргументируйте.
Устанавливают соответствие между
поставленной целью и результатом урока.
Мы предполагали … (проверяют гипотезы).
А на самом деле оказалось, что лебедь
погибла, защищая своих детей.
– Лебедь была заботливой, доброй, она
наблюдала за детьми, чтобы они не попали в
Познавательные:
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Личностные:
адекватное понимание
причин успеха / неуспеха
в учебной деятельности
Регулятивные:
контроль, коррекция,
оценка
Коммуникативные:
Взаимоконт
роль/Работа
в паре
Самоконтро
ль/Фронталь
ная
Фронтальная– У С. Есенина образ Родины слит с
образом матери. На всю жизнь мама
оставалась для него воплощением
нравственной чистоты и мужества,
самопожертвования ради своих детей. И
оперение лебедушки в стихотворении –
тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В
своем стихотворении он уделяет большое
внимание образу материлебеди, которая
бесконечно любит, оберегает своих детушек
и заботится о них.
Вернёмся к таблице. Что узнали?
Проводит беседу по вопросам:
– О чем хотел нам рассказать в своем
стихотворении Сергей Есенин? Что нового
вы узнали на уроке?
– Понравилось ли вам произведение? Какие
чувства оно у вас вызвало? О чем
заставляет задуматься?
– Сергей Есенин не любил сказок,
стихотворений с плохим концом. Почему
же стихотворение «Лебедушка» так грустно
закончилось? Могла бы лебедушка
беду.
формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации
Выполняют
осмысленную работу с информацией.
самостоятельную
и
З – что мы знаем
Произведение
«Лебёдушка»
Написал С.А.
Есенин
Это стихотворение.
Факты из
биографии автора
Х– что мы хотим
узнать
О событиях в
стихотворении.
Почему
стихотворение
так называется.
О героях
стихотворения.
Тему
стихотворения.
У– что мы узнали
О
самоотверженной
любви родителей
к детям.
О мире живой
природы, его
радостях и
трагедиях.
Новые факты из
биографии автора
Самоконтро
ль,
взаимоконтр
оль
Устанавливают соответствие между
поставленной целью и результатом урока.
– Лебедь погибает, но не погибает добро,
трепетная глубокая нежность, не погибает
любовь матери к своим детям – это вечный
Внешний
контроль/поступить иначе?
– Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам
эту историю? Что он хотел сказать
читателям?
– Кто символизирует в этом лирическом
произведении добро? Зло?
Почему орел совершил это зло?
закон природы.
Добро символизирует лебедь. Зло совершает
орел.
Орел хотел есть. В мире животных это
закономерно, чтобы выжить одно животное
убивает другое.
Если был бы
я
волшебником
…
Цветовой
индекс
Самое страшное, если зло совершает
человек. Надеюсь, что ваши поступки будут
нести в себе только добро.
Не хочется заканчивать этот урок на такой
грустной минорной нотке.
Давайте
подумаем, если бы вы были волшебниками,
что бы вы сделали, что бы вы изменили в
сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба
лебедят?
А теперь, ребята, возьмите на партах одну
карточку из трех: красного, желтого или
зеленого цвета,
прикрепите к доске
соответствующее вашему восприятию урока.
(Карточка красного цвета обозначает: "Я
удовлетворен уроком, урок был полезен для
меня! Я получил заслуженную оценку!".
Желтый цвет "Урок был в определенной
степени полезен для меня."
Зеленый цвет "Пользы от урока я получил
мало, не очень понимал, о чем идет речь."
Свободные высказывания обучающихся.
Обучающиеся оценивают свое состояние,
результаты своей деятельности.
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Фронтальная
Индивидуал
ьная
Самоконтро
ль/
ФронтальнаяИнструктирует учащихся по выполнению
домашнего задания.
Домашнее (дифференцированное) задание:
1.Подготовить лингвистический анализ
стихотворения по плану (приложение 5).
Лингвистич
еский
анализ
текста
Художестве
нное чтение
2. Художественное чтение стихотворения
(приложение 6).
Записывают домашнее
соответствии с выбранным уровнем.
задание
Уточнение и запись домашнего задания.
Самоконтро
ль/
Дифференци
рованная
в
Познавательные:
определение основной и
второстепенной
информации.
Личностные:
интерес к различным
видам
учебной
деятельности.
Регулятивные:
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и
точностью.