Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
06.11.2019
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Конспект составлен в форме Технологической карты урока.При разработке материала соблюдены все требования новых стандартов образования.Во время урока используется ИКТ,в течение всего занятия используется методика критического мышления.Дети составляют кластер ,заполняют таблицу "З- Х- У", самостоятельно составляют инсерт биографии писателя.Работают в паре,в группе .
С.Есенин Лебедушка.docx
Технологическая карта урока Предмет литературное чтение   класс    4  Сергей Есенин «Лебёдушка». Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний Формы: фронтальная; работа в парах; групповая; индивидуальная. Методы: словесный, проблемно­поисковый, самостоятельная работа. Приемы: «Шкатулка», «Мозговая атака», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн», «З­Х­У», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Если был бы я волшебником», «Цветовой индекс». Технологии развития критического мышления. Организовать деятельность обучающихся по формированию  ценностного отношения ко всему живому через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. Есенина. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметный Познавательные   УУД:   формировать   умение   анализировать, синтезировать.   Оценивать   прочитанное   с   целью   подготовки   к анализу стихотворения, к выразительному чтению. Коммуникативные   УУД: формировать   умение   выражать   свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства   в   соответствии   с   конкретной   коммуникативно­речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Личностный Развивать   эстетические   чувства, доброжелательность и эмоционально­ нравственную   отзывчивость,   чувства понимания сопереживания (эмпатия). и     Тема урока Тип урока Формы, приемы, методы: Педагогические технологии Цель урока Предметный в     овладеть соответствии   Формировать   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия   с поставленной   задачей   и   условиями   её реализации;   навыками смыслового   чтения   текстов   в соответствии   с   целями   и   задачами, осознанного   построения   речевого высказывания   в   устной   и   письменной   логическими формах; действиями   сравнения,   анализа, синтеза,   построения рассуждения.   обобщения,   овладеть Прием Деятельность учителя ХОД УРОКА Деятельность ученика УУД Цель:     подготовить обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. I Организационный этап. (1 мин) Приветствуют   учителя   и   выполняют самооценку готовности к уроку. Рифмованно е  начало урока Создает условия для мотивации учащихся к   учебной   деятельности,   позитивному настрою на урок ­  Поговорим? ­ О чём? ­ О разном и о прочем. ­ О том, что хорошо. ­ И хорошо не очень. ­ Чего­то знаешь ты. ­ А что­то мне известно. ­ Поговорим? ­ Поговорим. Вдруг будет интересно… ­Я желаю вам удачи! II Проверка выполнения домашнего задания(4 мин) Личностные:  смыслообразование  Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование   учебного с сотрудничества   учителем со сверстниками.     и Оценивание/ формы контроля Внешний контроль/Фр онтальная Цель   этапа:  установить   правильность   и   осознанность   выполнения   всеми   обучающимися   домашнего   задания;   выявить   причины   обнаруженных пробелов   в   знаниях   и   умениях;   стимулировать   опрашиваемых   и   весь   класс   к   овладению   рациональными   приемами   учения   и   самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.  Шкатулка  вынимают     Взаимоконт роль/Индиви дуальная  Проверяет правильность выполнения  домашнего задания. ­ Ребята, вспомним  литературные термины.  Открывается музыкальная шкатулка. На  листах написаны термины. Былина. Народные сказки  Литературные сказки  Пейзажная лирика    листочки с Дети литературными   терминами   и   дают   им определение –   жанр   устного   народного Былина  творчества.   рассказ   не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Народные сказки  –  жанр устного народного творчества, которые создавались народом и   Это   было, Познавательные:  осознанное и  произвольное речевое  высказывание Личностные: Интерес к различным  видам деятельности Регулятивные: передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные   сказки  навсегда сохраняют имя автора. Пейзажная   лирика   –  вид   литературного произведения,   в   котором   поэт   воспевает картины природы. записываются   и выполнять действия в  устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и  точностью III Стадия ­ вызов. (10 мин)  Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока. Создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.  Мозговая  атака Портрет Сергея Есенина. ­   Какие   ассоциации   возникают,   глядя   на портрет этого человека. Составляют ассоциативную цепочку ­   Поэт,   стихи,   береза,   лирика,   природа, черемуха, зима, … . Кластер   Составим   определение  ­ записанные слова. используя Сергей Есенин­ поэт, пишет лирические стихи о природе. ­  Какие стихи Есенина мы изучали ранее?  ­Представим   информацию   в   графическом оформлении (раздает карточки со схемой к приему «Кластер»). Приложение 1. Сергей Есенин: «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша»,   «Бабушкины   сказки»,   «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима — аукает», «С добрым утром», … . Читает стихотворение. ­Он так любил, что мы забыть не в силах,  Тоску поэта, радость и печаль,  Ведь главная любовь его – Россия  Земля добра и голубая даль.  И в дом его со ставнями резными  Многовариа тивный/ Фронтальная . Взаимоконт роль /Индивидуал ьная Познавательные:  осознанное и  произвольное речевое  высказывание Личностные: внутренняя позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к уроку Регулятивные: в   сотрудничестве   с находить учителем несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации Инсерт Синквейн По–прежнему мы входим не дыша.  Сергей Есенин, то не просто имя,  ­ России стихотворная душа. ­   Теперь,   когда   имя   автора   названо, перейдем   к   его   биографии.   Перед   вами лежат карточки с биографией С.Е. Есенина. Прочитайте текст, промаркируйте   его,   используя   приём «Инсерт» (приложение 2) внимательно         и задания, анализируют Выполняют   предложенные систематизируют  информацию. Во время чтения текста дети делают на полях пометки: " V " ­ уже знал " + " ­ новое " ­ " ­ думал иначе " ? " ­ не понял, есть   вопросы ­Скажите,   пожалуйста,   много  ли   у   вас   на полях значков ­ это я знал? ­А новая информация для вас?   ­А есть ли информация, которая осталась непонятной   для   вас?   О   чём   бы   хотелось узнать? ­ Где можно найти нужную информацию? ­  Картина лебедушки с лебедятами.  ­Посмотрите   на картинку.   Кто   на   ней изображён?    ­ Что вы можете сказать о лебедях? Какая лебедушка мать? Составим синквейн о лебеди матери 1. Назовите имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова­действия 4. Предложение 5. Слово­смысл темы.  ­   Обратится   в   библиотеку,   найти   в   сети интернет. Дети   рассматривают   картинки,   делятся своими наблюдениями, знаниями. 1.Лебедь. 2.Добрая, заботливая. 3.Плавает, заботится, охраняет.  4.   Лебедь   ­   величавая   и   грациозная   птица, символ чистоты, благородства, верности. 5. Мать. Самоконтро ль/ Индивидуал ьная  Взаимоконт роль/ Групповая ­ Легко предположить тему нашего урока? ­Да,   вы   правы.   Сегодня   на   уроке   мы познакомимся   со   стихотворением   Сергея Есенина «Лебёдушка» —   О   чем   может   быть  стихотворение  с таким названием? — Что может произойти в стихотворении с таким названием? —   Можно   ли   по   названию   определить, будет   ли  стихотворение  шуточное, серьёзное, поучительное? Заполним таблицу «З­Х­У». (приложение 3, в   первом   столбце   информация   подведена, напечатано). З­Х­У Формулируют тему и цель урока ­  Сергей  Есенин  писал   стихи  о  природе.  На уроке   мы   будем   читать   лирическое стихотворение и узнаем о жизни лебедей. Высказывают   доказывают свою точку зрения предположения   и З – что мы знаем Х– что мы хотим узнать У– что мы узнали Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин. Это стихотворение. Факты из биографии автора. Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися. IV Стадия – осмысления ( 15 мин) З­Х­У самостоятельную   Организует   (с осмысленную   собственного понимания)   учащихся с новой информацией и отслеживанием работу     Выполняют   осмысленную   собственного   понимания) информацией.  (с   самостоятельную   и отслеживанием   работу   с Внешний  контроль/ Фронтальная Самоконтро ль/ Комбиниров анная  Познавательные:  определение основной и  второстепенной  информации  Самоконтро ль /Фронтальна я ­Ставим   учебную   задачу.   Что   мы  хотим узнать?   Запишем. (Возвращаемся   к таблице)   У– что мы узнали З – что мы знаем Х– что мы хотим Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора узнать О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. Физкультмин утка. Птицы   крыльями   машут. Лебеди   летят,   Прогнулись   над   водой,   качают   головой.    Прямо   и   гордо   умеют   держаться.    Очень бесшумно на воду садятся.   Дети машут руками Качают головой Распрямляют спину Садятся. Личностные: понимание нравственного  содержания поступков  героев стихотворения Регулятивные: осознание того, что уже  усвоено и что ещё  подлежит  усвоению  Коммуникативные: аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации Чтение с  остановками Первая остановка –   Слушаем   историю   о   лебедушке, рассказанную   Сергеем   Александровичем Есениным.  Учитель   выразительно   читает   часть произведения   до   слов:   «Но   не   чуяла лебедушка…».  –   Прочитайте,   как   начинался   день,   как просыпалась природа.  –   Как   поэт   описывает   лебедушку? Прочитайте.  – Какие слова, выражения говорят о том, что   поэт   любуется   прекрасной,   гордой птицей?  – Как описана лебедь­мать?  ­ Как вы думаете, что будет дальше? Затем учитель читает следующую часть текста   до   слов:   «В   это   время   лебедь белая…».   Дети стихотворения. зачитывают   строки   из Самоконтро ль/Фронталь ная  ­   Выплывала,   словно   зоренька,   белоснежная лебедушка. Свободные высказывания обучающихся. ­ Молодого коршуна. ­ Со стрелой, чёрной тучей. Вторая остановка – Кого противопоставляет поэт лебеди?  ­ С чем он его сравнивает? Почему? – Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти, страха. Дерево предсказаний ­   Давайте,   попробуем   предсказать,   какие события могут произойти в дальнейшем. С этой   целью   построим       «Дерево предсказаний» (приложение 4). Учитель   дочитывает   произведение   до конца, после чего выдерживает паузу.  – Какие картины вы представили в своем воображении? –   Какое   настроение   возникло   у   вас? Попробуйте объяснить свои эмоции. Третья остановка ­ Орел покружился и пролетел мимо. ­ Орел утащил птенца. ­   Лебедь   уплыла   вместе   с   лебедятами   в безопасное место. ­   Орел   напал   на   лебедь,   и   они   начали сражаться. Лебедь – мать прогнала орла. Свободные высказывания обучающихся. – Настроение печальное, тревожное, грустное. Стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебедушку, которую погубил орел. Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке. V. Стадия рефлексии – время (8 мин) Создает условия для рефлексии учебной деятельности   учащихся   на   уроке   для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. ­   Вернемся   к   «Дереву   предсказаний», оправдались ли ваши предположения? Дерево предсказани й  –   Как   вы   считаете,   какой   лебедь   была мамой? Ответ аргументируйте.  Устанавливают   соответствие   между поставленной целью и результатом урока. Мы предполагали … (проверяют гипотезы). А   на   самом   деле   оказалось,   что   лебедь погибла, защищая своих детей. –   Лебедь   была   заботливой,   доброй,   она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в Познавательные:  контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности  Личностные: адекватное понимание  причин успеха / неуспеха  в учебной деятельности  Регулятивные: контроль, коррекция,  оценка Коммуникативные: Взаимоконт роль/Работа в паре Самоконтро ль/Фронталь ная  Фронтальная –   У   С.   Есенина   образ   Родины   слит   с образом   матери.   На   всю   жизнь   мама оставалась   для   него   воплощением нравственной   чистоты   и   мужества, самопожертвования   ради   своих   детей.   И оперение   лебедушки   в   стихотворении   – тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В своем   стихотворении   он   уделяет   большое внимание   образу   матери­лебеди,   которая бесконечно любит, оберегает своих детушек и заботится о них. ­Вернёмся к таблице. Что узнали? Проводит беседу по вопросам: –   О   чем   хотел   нам   рассказать   в   своем стихотворении Сергей Есенин? Что нового вы узнали на уроке? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства   оно   у   вас   вызвало?   О   чем заставляет задуматься? –   Сергей   Есенин   не   любил   сказок, стихотворений   с   плохим   концом.   Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось?   Могла   бы   лебедушка беду. формулирование и  аргументация своего  мнения в коммуникации Выполняют   осмысленную работу с информацией. самостоятельную   и З – что мы знаем Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора Х– что мы хотим узнать О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. У– что мы узнали О самоотверженной любви родителей к детям. О мире живой природы, его радостях и трагедиях. Новые факты из биографии автора Самоконтро ль, взаимоконтр оль Устанавливают   соответствие   между поставленной целью и результатом урока. –   Лебедь   погибает,   но   не   погибает   добро, трепетная   глубокая   нежность,   не   погибает любовь  матери  к  своим  детям  –  это  вечный Внешний контроль/ поступить иначе? – Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту   историю?   Что   он   хотел   сказать читателям? –   Кто   символизирует   в   этом   лирическом произведении добро? Зло?  ­ Почему орел совершил это зло? закон природы. ­ Добро символизирует лебедь.  Зло совершает орел. ­  Орел   хотел   есть.  В   мире   животных   это закономерно,   чтобы   выжить   одно   животное убивает другое. Если был бы я волшебником … Цветовой индекс ­   Самое   страшное,   если   зло   совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро. ­Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной   минорной   нотке.   Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба лебедят? ­   А   теперь,   ребята,   возьмите   на   партах   одну карточку   из   трех:  красного,   желтого   или зеленого   цвета,   прикрепите   к   доске соответствующее вашему восприятию урока. (Карточка   красного   цвета   обозначает:   "Я удовлетворен  уроком, урок  был полезен  для меня! Я получил заслуженную оценку!".  Желтый   цвет­   "Урок   был   в   определенной степени полезен для меня."  Зеленый  цвет­ "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."  Свободные высказывания обучающихся. Обучающиеся   оценивают   свое   состояние, результаты своей деятельности. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) Фронтальная Индивидуал ьная  Самоконтро ль/  Фронтальная Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Домашнее  (дифференцированное) задание: 1.Подготовить   лингвистический   анализ стихотворения по плану (приложение 5). Лингвистич еский анализ текста Художестве нное чтение 2. Художественное чтение стихотворения (приложение 6). Записывают   домашнее соответствии с выбранным уровнем. задание   Уточнение и запись домашнего задания. Самоконтро ль/ Дифференци рованная    в   Познавательные:  определение   основной   и второстепенной информации.  Личностные: интерес   к   различным видам учебной деятельности. Регулятивные: осознание   того,   что   уже усвоено   и   что   ещё подлежит усвоению.  Коммуникативные: выражение   своих   мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.