Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект составлен в форме Технологической карты урока.При разработке материала соблюдены все требования новых стандартов образования.Во время урока используется ИКТ,в течение всего занятия используется методика критического мышления.Дети составляют кластер ,заполняют таблицу "З- Х- У", самостоятельно составляют инсерт биографии писателя.Работают в паре,в группе .
Иконка файла материала С.Есенин Лебедушка.docx
Технологическая карта урока Предмет литературное чтение   класс    4  Сергей Есенин «Лебёдушка». Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний Формы: фронтальная; работа в парах; групповая; индивидуальная. Методы: словесный, проблемно­поисковый, самостоятельная работа. Приемы: «Шкатулка», «Мозговая атака», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн», «З­Х­У», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Если был бы я волшебником», «Цветовой индекс». Технологии развития критического мышления. Организовать деятельность обучающихся по формированию  ценностного отношения ко всему живому через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. Есенина. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметный Познавательные   УУД:   формировать   умение   анализировать, синтезировать.   Оценивать   прочитанное   с   целью   подготовки   к анализу стихотворения, к выразительному чтению. Коммуникативные   УУД: формировать   умение   выражать   свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства   в   соответствии   с   конкретной   коммуникативно­речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Личностный Развивать   эстетические   чувства, доброжелательность и эмоционально­ нравственную   отзывчивость,   чувства понимания сопереживания (эмпатия). и     Тема урока Тип урока Формы, приемы, методы: Педагогические технологии Цель урока Предметный в     овладеть соответствии   Формировать   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия   с поставленной   задачей   и   условиями   её реализации;   навыками смыслового   чтения   текстов   в соответствии   с   целями   и   задачами, осознанного   построения   речевого высказывания   в   устной   и   письменной   логическими формах; действиями   сравнения,   анализа, синтеза,   построения рассуждения.   обобщения,   овладетьПрием Деятельность учителя ХОД УРОКА Деятельность ученика УУД Цель:     подготовить обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. I Организационный этап. (1 мин) Приветствуют   учителя   и   выполняют самооценку готовности к уроку. Рифмованно е  начало урока Создает условия для мотивации учащихся к   учебной   деятельности,   позитивному настрою на урок ­  Поговорим? ­ О чём? ­ О разном и о прочем. ­ О том, что хорошо. ­ И хорошо не очень. ­ Чего­то знаешь ты. ­ А что­то мне известно. ­ Поговорим? ­ Поговорим. Вдруг будет интересно… ­Я желаю вам удачи! II Проверка выполнения домашнего задания(4 мин) Личностные:  смыслообразование  Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование   учебного с сотрудничества   учителем со сверстниками.     и Оценивание/ формы контроля Внешний контроль/Фр онтальная Цель   этапа:  установить   правильность   и   осознанность   выполнения   всеми   обучающимися   домашнего   задания;   выявить   причины   обнаруженных пробелов   в   знаниях   и   умениях;   стимулировать   опрашиваемых   и   весь   класс   к   овладению   рациональными   приемами   учения   и   самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.  Шкатулка  вынимают     Взаимоконт роль/Индиви дуальная  Проверяет правильность выполнения  домашнего задания. ­ Ребята, вспомним  литературные термины.  Открывается музыкальная шкатулка. На  листах написаны термины. Былина. Народные сказки  Литературные сказки  Пейзажная лирика    листочки с Дети литературными   терминами   и   дают   им определение –   жанр   устного   народного Былина  творчества.   рассказ   не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный. Народные сказки  –  жанр устного народного творчества, которые создавались народом и   Это   было, Познавательные:  осознанное и  произвольное речевое  высказывание Личностные: Интерес к различным  видам деятельности Регулятивные:передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные   сказки  навсегда сохраняют имя автора. Пейзажная   лирика   –  вид   литературного произведения,   в   котором   поэт   воспевает картины природы. записываются   и выполнять действия в  устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и  точностью III Стадия ­ вызов. (10 мин)  Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока. Создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.  Мозговая  атака Портрет Сергея Есенина. ­   Какие   ассоциации   возникают,   глядя   на портрет этого человека. Составляют ассоциативную цепочку ­   Поэт,   стихи,   береза,   лирика,   природа, черемуха, зима, … . Кластер   Составим   определение  ­ записанные слова. используя Сергей Есенин­ поэт, пишет лирические стихи о природе. ­  Какие стихи Есенина мы изучали ранее?  ­Представим   информацию   в   графическом оформлении (раздает карточки со схемой к приему «Кластер»). Приложение 1. Сергей Есенин: «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша»,   «Бабушкины   сказки»,   «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима — аукает», «С добрым утром», … . Читает стихотворение. ­Он так любил, что мы забыть не в силах,  Тоску поэта, радость и печаль,  Ведь главная любовь его – Россия  Земля добра и голубая даль.  И в дом его со ставнями резными  Многовариа тивный/ Фронтальная . Взаимоконт роль /Индивидуал ьная Познавательные:  осознанное и  произвольное речевое  высказывание Личностные: внутренняя позиция  школьника на уровне  положительного  отношения к уроку Регулятивные: в   сотрудничестве   с находить учителем несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникацииИнсерт Синквейн По–прежнему мы входим не дыша.  Сергей Есенин, то не просто имя,  ­ России стихотворная душа. ­   Теперь,   когда   имя   автора   названо, перейдем   к   его   биографии.   Перед   вами лежат карточки с биографией С.Е. Есенина. Прочитайте текст, промаркируйте   его,   используя   приём «Инсерт» (приложение 2) внимательно         и задания, анализируют Выполняют   предложенные систематизируют  информацию. Во время чтения текста дети делают на полях пометки: " V " ­ уже знал " + " ­ новое " ­ " ­ думал иначе " ? " ­ не понял, есть   вопросы ­Скажите,   пожалуйста,   много  ли   у   вас   на полях значков ­ это я знал? ­А новая информация для вас?   ­А есть ли информация, которая осталась непонятной   для   вас?   О   чём   бы   хотелось узнать? ­ Где можно найти нужную информацию? ­  Картина лебедушки с лебедятами.  ­Посмотрите   на картинку.   Кто   на   ней изображён?    ­ Что вы можете сказать о лебедях? Какая лебедушка мать? Составим синквейн о лебеди матери 1. Назовите имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова­действия 4. Предложение 5. Слово­смысл темы.  ­   Обратится   в   библиотеку,   найти   в   сети интернет. Дети   рассматривают   картинки,   делятся своими наблюдениями, знаниями. 1.Лебедь. 2.Добрая, заботливая. 3.Плавает, заботится, охраняет.  4.   Лебедь   ­   величавая   и   грациозная   птица, символ чистоты, благородства, верности. 5. Мать. Самоконтро ль/ Индивидуал ьная  Взаимоконт роль/ Групповая­ Легко предположить тему нашего урока? ­Да,   вы   правы.   Сегодня   на   уроке   мы познакомимся   со   стихотворением   Сергея Есенина «Лебёдушка» —   О   чем   может   быть  стихотворение  с таким названием? — Что может произойти в стихотворении с таким названием? —   Можно   ли   по   названию   определить, будет   ли  стихотворение  шуточное, серьёзное, поучительное? Заполним таблицу «З­Х­У». (приложение 3, в   первом   столбце   информация   подведена, напечатано). З­Х­У Формулируют тему и цель урока ­  Сергей  Есенин  писал   стихи  о  природе.  На уроке   мы   будем   читать   лирическое стихотворение и узнаем о жизни лебедей. Высказывают   доказывают свою точку зрения предположения   и З – что мы знаем Х– что мы хотим узнать У– что мы узнали Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин. Это стихотворение. Факты из биографии автора. Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися. IV Стадия – осмысления ( 15 мин) З­Х­У самостоятельную   Организует   (с осмысленную   собственного понимания)   учащихся с новой информацией и отслеживанием работу     Выполняют   осмысленную   собственного   понимания) информацией.  (с   самостоятельную   и отслеживанием   работу   с Внешний  контроль/ Фронтальная Самоконтро ль/ Комбиниров анная  Познавательные:  определение основной и  второстепенной  информации  Самоконтро ль /Фронтальна я­Ставим   учебную   задачу.   Что   мы  хотим узнать?   Запишем. (Возвращаемся   к таблице)   У– что мы узнали З – что мы знаем Х– что мы хотим Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора узнать О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. Физкультмин утка. Птицы   крыльями   машут. Лебеди   летят,   Прогнулись   над   водой,   качают   головой.    Прямо   и   гордо   умеют   держаться.    Очень бесшумно на воду садятся.   Дети машут руками Качают головой Распрямляют спину Садятся. Личностные: понимание нравственного  содержания поступков  героев стихотворения Регулятивные: осознание того, что уже  усвоено и что ещё  подлежит  усвоению  Коммуникативные: аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации Чтение с  остановками Первая остановка –   Слушаем   историю   о   лебедушке, рассказанную   Сергеем   Александровичем Есениным.  Учитель   выразительно   читает   часть произведения   до   слов:   «Но   не   чуяла лебедушка…».  –   Прочитайте,   как   начинался   день,   как просыпалась природа.  –   Как   поэт   описывает   лебедушку? Прочитайте.  – Какие слова, выражения говорят о том, что   поэт   любуется   прекрасной,   гордой птицей?  – Как описана лебедь­мать?  ­ Как вы думаете, что будет дальше? Затем учитель читает следующую часть текста   до   слов:   «В   это   время   лебедь белая…».   Дети стихотворения. зачитывают   строки   из Самоконтро ль/Фронталь ная  ­   Выплывала,   словно   зоренька,   белоснежная лебедушка. Свободные высказывания обучающихся. ­ Молодого коршуна. ­ Со стрелой, чёрной тучей.Вторая остановка – Кого противопоставляет поэт лебеди?  ­ С чем он его сравнивает? Почему? – Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти, страха. Дерево предсказаний ­   Давайте,   попробуем   предсказать,   какие события могут произойти в дальнейшем. С этой   целью   построим       «Дерево предсказаний» (приложение 4). Учитель   дочитывает   произведение   до конца, после чего выдерживает паузу.  – Какие картины вы представили в своем воображении? –   Какое   настроение   возникло   у   вас? Попробуйте объяснить свои эмоции. Третья остановка ­ Орел покружился и пролетел мимо. ­ Орел утащил птенца. ­   Лебедь   уплыла   вместе   с   лебедятами   в безопасное место. ­   Орел   напал   на   лебедь,   и   они   начали сражаться. Лебедь – мать прогнала орла. Свободные высказывания обучающихся. – Настроение печальное, тревожное, грустное. Стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебедушку, которую погубил орел. Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке. V. Стадия рефлексии – время (8 мин) Создает условия для рефлексии учебной деятельности   учащихся   на   уроке   для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. ­   Вернемся   к   «Дереву   предсказаний», оправдались ли ваши предположения? Дерево предсказани й  –   Как   вы   считаете,   какой   лебедь   была мамой? Ответ аргументируйте.  Устанавливают   соответствие   между поставленной целью и результатом урока. Мы предполагали … (проверяют гипотезы). А   на   самом   деле   оказалось,   что   лебедь погибла, защищая своих детей. –   Лебедь   была   заботливой,   доброй,   она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в Познавательные:  контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности  Личностные: адекватное понимание  причин успеха / неуспеха  в учебной деятельности  Регулятивные: контроль, коррекция,  оценка Коммуникативные: Взаимоконт роль/Работа в паре Самоконтро ль/Фронталь ная  Фронтальная–   У   С.   Есенина   образ   Родины   слит   с образом   матери.   На   всю   жизнь   мама оставалась   для   него   воплощением нравственной   чистоты   и   мужества, самопожертвования   ради   своих   детей.   И оперение   лебедушки   в   стихотворении   – тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В своем   стихотворении   он   уделяет   большое внимание   образу   матери­лебеди,   которая бесконечно любит, оберегает своих детушек и заботится о них. ­Вернёмся к таблице. Что узнали? Проводит беседу по вопросам: –   О   чем   хотел   нам   рассказать   в   своем стихотворении Сергей Есенин? Что нового вы узнали на уроке? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства   оно   у   вас   вызвало?   О   чем заставляет задуматься? –   Сергей   Есенин   не   любил   сказок, стихотворений   с   плохим   концом.   Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось?   Могла   бы   лебедушка беду. формулирование и  аргументация своего  мнения в коммуникации Выполняют   осмысленную работу с информацией. самостоятельную   и З – что мы знаем Произведение «Лебёдушка» Написал С.А. Есенин Это стихотворение. Факты из биографии автора Х– что мы хотим узнать О событиях в стихотворении. Почему стихотворение так называется. О героях стихотворения. Тему стихотворения. У– что мы узнали О самоотверженной любви родителей к детям. О мире живой природы, его радостях и трагедиях. Новые факты из биографии автора Самоконтро ль, взаимоконтр оль Устанавливают   соответствие   между поставленной целью и результатом урока. –   Лебедь   погибает,   но   не   погибает   добро, трепетная   глубокая   нежность,   не   погибает любовь  матери  к  своим  детям  –  это  вечный Внешний контроль/поступить иначе? – Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту   историю?   Что   он   хотел   сказать читателям? –   Кто   символизирует   в   этом   лирическом произведении добро? Зло?  ­ Почему орел совершил это зло? закон природы. ­ Добро символизирует лебедь.  Зло совершает орел. ­  Орел   хотел   есть.  В   мире   животных   это закономерно,   чтобы   выжить   одно   животное убивает другое. Если был бы я волшебником … Цветовой индекс ­   Самое   страшное,   если   зло   совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро. ­Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной   минорной   нотке.   Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба лебедят? ­   А   теперь,   ребята,   возьмите   на   партах   одну карточку   из   трех:  красного,   желтого   или зеленого   цвета,   прикрепите   к   доске соответствующее вашему восприятию урока. (Карточка   красного   цвета   обозначает:   "Я удовлетворен  уроком, урок  был полезен  для меня! Я получил заслуженную оценку!".  Желтый   цвет­   "Урок   был   в   определенной степени полезен для меня."  Зеленый  цвет­ "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."  Свободные высказывания обучающихся. Обучающиеся   оценивают   свое   состояние, результаты своей деятельности. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) Фронтальная Индивидуал ьная  Самоконтро ль/  ФронтальнаяИнструктирует учащихся по выполнению домашнего задания. Домашнее  (дифференцированное) задание: 1.Подготовить   лингвистический   анализ стихотворения по плану (приложение 5). Лингвистич еский анализ текста Художестве нное чтение 2. Художественное чтение стихотворения (приложение 6). Записывают   домашнее соответствии с выбранным уровнем. задание   Уточнение и запись домашнего задания. Самоконтро ль/ Дифференци рованная    в   Познавательные:  определение   основной   и второстепенной информации.  Личностные: интерес   к   различным видам учебной деятельности. Регулятивные: осознание   того,   что   уже усвоено   и   что   ещё подлежит усвоению.  Коммуникативные: выражение   своих   мыслей с достаточной полнотой и точностью.