Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
23.04.2017
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»
Урок литературного чтения в 3 классе по программе УМК «Гармония», автор учебника О.В. Кубасова. Урок по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» по счету второй урок в разделе « За доброе дело стой смело». Тип урока – урок усвоения новых знаний. Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Были применены разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга,индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.docx
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»  Автор:   Козырина Ольга Николаевна МБОУ Семьянская средняя  общеобразовательная школа учитель начальных классов 2015 год Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению Б. Полевого  «Последний день Матвея Кузьмина» УМК «Гармония»                                 Тема:  Б. Полевого  «Последний день Матвея Кузьмина»   Место и роль урока в изучаемой теме:  первый урок по теме. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель:  создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников    Задачи: образовательные:  способствовать   формированию   привычки   вдумчивого   чтения,     размышления   над   содержанием   текста,   умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение; развивающие:  содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления,   умению кратко и подробно характеризовать героев; воспитательные:  содействовать  воспитанию  в детях уважительного отношения  к старшим, к героям Великой  Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Планируемые результаты Личностные результаты – ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально­ этических норм; – определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  – проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно формулировать тему и цели урока;  – работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; – высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста. – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; – расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. Познавательные универсальные учебные действия – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  – строить рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия – слушать и понимать речь других;  –  задавать вопросы;  – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; –  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  –  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Предметные результаты – применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); – полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; – устанавливать причинно­следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев; – испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;  – отвечать на вопросы по содержанию словами текста; – определять эмоциональный характер текста; – осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; – выделять эпизод из текста; – читать по ролям. Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах. Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения, методы развития критического мыщления. Оборудование:  интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет (на случай, если возникнет необходимость, уточнить значение какого­то слова,   пакет материалов для каждой группы.) Этапы учебного занятия 1 этап. Организация класса (орг.момент); 2этап. Актуализация   знаний   (стадия вызова); 3этап. Постановка задачи; 4 этап. Работа по теме урока (стадия осмысления); 5 этап.  Закрепление знаний (стадия рефлексия).   6 этап. Подведение итогов занятия. Сообщение о домашнем задании. 7 этап. Рефлексия. Этапы  учебного  занятия 1. Оргмомент  Образовательные задачи Компетенции.  аспекты    Результат У:  Ребята,  я рада приветствовать вас  на уроке литературного  чтения. Надеюсь,   что   урок   будет   продуктивный.   Как   вы   думаете,   какой   урок можно назвать продуктивным? (слайд №1)   Умение настраивать  себя на работу У : Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой­ то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным. 3.  Постановка  задачи.»Стадия­  У: Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого  нужно правильно собрать рассыпанные буквы и составить слова. Проблемная задача вызов» На доске запись:  Умение  самостоятельно  ставить цель урока    тачить внимательно (читать) нипотьма замысел автора (понимать) сужрастьда (рассуждать) цеованить поступки героев (оценивать) У: Ребята, а зачем нам на уроке надо внимательно читать, понимать,  рассуждать, оценивать поступки героев? Уч:   Научиться выразительно читать, чтобы нас люди понимали,  выражать свои мысли, для того чтобы общаться с людьми, понять то, чему нас научит произведение. У: На доске слова написаны в два столбика, догадайтесь по какому  признаку я  слова разделила  в два столбика ? (имена существительные и  прилагательные). Давайте составим словосочетания слов подходящих по смыслу.    (Дети составляют словосочетания) Настоящий человек, белый парус, трудный путь, майский день, горячий  песок. У: Ребята, вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?  Уч: «За доброе дело  стой смело»  У: А какое словосочетание, из которых,  мы составили, больше всего  подходит к нашему разделу? Уч: Настоящий человек. У: А как вы думаете, кто такой настоящий человек? (Учитель записывает на доске, все слова, сказанные детьми:  (приём  развития критического мышления)                                На доске запись:                              Настоящий человек Добрый Любящий свою Родину Готовый прийти на помощь Хороший товарищ Всегда достигает своей цели Говорит вежливые слова У: Ребята, а что нужно сделать, чтобы проверить правильно мы с вами  решили, кто такой настоящий человек? Уч: Надо на уроке прочитать произведение, проанализировать его, найти  главную мысль, дать характеристику герою. У: Молодцы! Для этого мы действительно сегодня на уроке прочитаем  произведение Бориса Николаевича  Полевого «Последний день Матвея  Кузьмина» (Слайд № 2) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении с таким названием? Уч: О том, как герой этого  произведения  прожил свой последний день. У:   А когда это произошло, узнаем прочитав  в учебнике на странице 26   сообщение в таблице (дети читают самостоятельно) ­ Какое новое словосочетание, вам там встретилось? УЧ: Документальный рассказ.  У: Как вы поняли, что такое документальный рассказ? Уч: Это произведение, в котором описываются реальные события и люди. У: В какое время произошла эта история? Уч: Во время Великой Отечественной войны. У: А кто знает, когда это было? Уч: С 1941­1945 год.  У: Правильно ребята! 70  назад закончилась, Вторая мировая война,  фашизм был побеждён. Победа в Великой Отечественной войне –  великий, но печальный праздник. За эту победу заплачена очень высокая  цена – жизнь пятидесяти миллионов людей (делается запись на доске: 50  000 000). Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Они считали, что  немцы – это избранная нация, а люди других национальностей должны им  подчиняться и работать на них. Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и  прабабушки воевали или трудились для победы. Наша страна больше всех сделала для победы над фашизмом, ей помогали и другие страны. В этом году мы отмечаем большой юбилей Семидесятилетие Великой  Победы! ­ И это произведение тоже расскажет о событие, которое произошло в  годы Вов.    4.Работа по теме урока.Стадия «осмысление»    Словарная работа.  У:  Перед чтением текста поработаем со словами из текста. Выполним задание   в   тетради   на   странице   12­13.   Нужно   соединить   слова     с   их значением.   Работать   будете   в   парах,   помогая   друг   другу.   (Проверка: фронтальная   работа,   прочтение   слов   с   учителем,   если   значение   слов Поиск и сбор информации   Умение работать в  парах (проводить  взаимопроверку) Умение  высказывать непонятно, дети находят значение в сети Интернета). На отшибе - в стороне. Постой - стоянка. Чурается - избегает. Комендатура - помещение, где располагались фашисты, которые следили за наведением своих порядков в занятом ими селе. Староста - назначенное лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива. Заскорузлый - шершавый, огрубевший. Целина - еще не паханная, не подвергавшаяся обработке земля. Передовые заставы - войска, несущие охрану. Огневые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск. Авангард - часть войск, находящаяся впереди главных сил. Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжников незаметными на снегу. Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) — коллективное хозяйство. Слюда - прозрачный слоистый минерал. Треух – старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком. Холщовая сумка – льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки. Знакомство с текстом.   Проводится в форме комбинированного чтения. Рассказ читают вслух хорошо читающие учащиеся. Учитель читает наиболее важные отрывки текста: о том, как фашисты вспомнили о Матвее Кузьмине ранней весной свою точку зрения.  Умение слушать и  слышать,  договариваться.  Работать с  дополнительны­ ми источниками  (Интернет)    Методы направленные на самостоятельную коммуникацию  Умение  выразительно читать  Умение работать в  группах  (выражать  свою точку зрения) (весь абзац); разговор Кузьмина с немецким офицером в комендатуре; абзац, начинающийся словами: «Теряя силы...»; фрагмент, описывающий последние   минуты   жизни   старого   колхозника.   Попутно   с   чтением   недостаточно   понятных  Подтвердились,   ли   наши   предположения,   о   чем   будет   это объясняются   и   уточняются   значения   ещё   учащимся слов. Первичное восприятие. У: Какое впечатление на вас оказало это произведение ? У: произведение? Уч:  Да,   в   нём   говорится   о   Матвее   Кузьмине,   как   он   провёл   свой последний день жизни.  У: Работая с текстом,   попробуем воссоздать портрет этого человека.  Работать будете в группах, помните правила работы друг с другом. Работа в группах. (Приём развития критического мышления ­  кластер). 1 группа. Внешность. 2 группа. Характер. 3 группа. Занятия. 4 группа. Отношения с односельчанами. Ответы: 1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.       Формирование  умения читать по  ролям. 2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен. 3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю. 4. Сторонились, побаивались. (слайд №3,4) ФИЗМИНУТКА Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. ­ Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23) ­ С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого  батальона? (Стать старостой). ­ Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах?  (Помогать немцам, доносить на односельчан) ­ Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23) Формирование умений   учебного сотрудничества, коллективного обсуждения. Умение вести  диалог. ­ Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею?  (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в  распоряжение советской армии и атаковать без боя). ­ Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера.  Отметьте  карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А).  Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой  интонацией. ­ Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину,  происходящую в комендатуре. Чтение диалога с. 25 ­ Молодцы, справились с задачей. ­ Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем? ­ Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как  вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам) ­ Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26) ­ Что было задумано Матвеем Кузьминым? ­ Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских 5.Закрепление  знаний. Стадия  «рефлексия» войск? ­ Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии) ­Почему мальчик смог выполнить это поручение?  ­Какими качествами он обладал? Чему научился у своего деда  ­ Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он,  что погибнет?  – Как вёл себя русский колхозник в последние минуты жизни? (Он вёл  себя с достоинством: помолодевшие глаза насмешливо сверкали, стоял со спокойным торжеством, издевательски бесстрашно усмехнулся в лицо  фашисту, презрительно отвернулся от наведённого на него оружия,  швырнул деньги в лицо офицеру, вызвал огонь на себя.) (слайд №5) Самостоятельная работа с текстом.      Прочитайте последние два абзаца рассказа.  Почему 80­летнего старика, который нигде не служил, хоронили с  военными почестями «как бывалого офицера»?   (слайд № 6,7) У:  ­ Как прожил свой последний день Матвей Кузьмин?  Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?  Уч: Да, потому что, он ценой своей жизни помог уничтожить немецкий  батальон.   У: Давайте составим синквейн  по образу главного героя: (приём  развития критического мышления) Матвей Кузьмин Смелый, отважный Предупредил, пожертвовал, защитил Он совершил героический поступок   Герой Матвей Кузьмин Нелюдимый, мудрый. Обманул, спас, пожертвовал Настоящий русский человек. Герой У: Ребята. Давайте вернёмся к нашей записи на доске. На какой вопрос  нам надо было ответить, прочитав это произведение? Уч: Кто такой настоящий человек. У: Давайте. Проверим, правильно мы ответили на этот вопрос. А какой  он настоящий человек? (неверные ответы вычёркиваются). (приём  развития критического мышления)  Уч: Настоящий человек – умный, волевой, сильный, тот, который любит  свою Родину, честный, трудолюбивый, не боится  трудностей,  выносливый, готовый помочь и выручить товарища из беды.. У: Ребята, вот мы  и получили ответ на вопрос, кто такой настоящий  человек. А из вас кто нибудь,  может себя назвать настоящим человеком и почему? (ответы детей) -У: Какова главная мысль рассказа? -Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть – завоевать бессмертие». У: Чему научил вас этот рассказ?   Умение давать  оценку своей  деятельности - Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. А кто в нашем селе посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза? (слайд 8,9) Уч: Малов Михаил Семёнович (рассказ  подготовленного ученика).   (слайд №10) Родился   01.03.1914   г.   в   д.   Нефедиха   Воротынского   р­на Горьковской   области   в   семье   крестьянина.   Русский.   Член   КПСС   с 1941 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал столяром, шофером. В Советской Армии с 1936 г. Окончил школу стрелков­радистов в 1937 г. Участвуя   в   оказании   интернациональной   помощи   китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в 1937 — 38 гг., совершил 27 боевых вылетов. Окончил Сталинградское военно­авиационное училище летчиков в 1940 г. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир аэ 800 шап капитан Малов к июлю 1943 г. совершил 80 боевых   вылетов   на   штурмовку   важных   объектов,   скоплений   живой силы   и   техники   противника.   На   аэродромах   и   в   воздушных   боях уничтожил 12 вражеских самолетов. 08.07.43 г. в четвертом боевом вылете над целью Ил­2 капитана Малова   (воздушный   стрелок   старшина Е.Е.Борисов)   был   подбит зенитной артиллерией. Летчик тянул поврежденный самолет к своему аэродрому.  Но   мотор   остановился   и  самолет,   планируя,   врезался  в дубовую   рощу.   Когда   санитарная   машина   с   полковым   врачом, техником и мотористом прибыла к месту падения самолета, Малов и Борисов были мертвы. Их похоронили на площади в г. Новый Оскол Белгородской области. 28.09.43 г. М.С.Малову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. В г. Новый Оскол именем Малова названа улица, в п. Воротынец установлен обелиск. Итог урока. 6.Подведение  итогов занятия,  информация о  домашнем  задании ­У: Ребята, над каким произведение мы работали на уроке? ­ Какие чувства у вас вызвал поступок героя?  ­ Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?  (слайд №11) ­Закончите  предложения. “Я говорю спасибо Матвею Кузьмину  и Малову Михаилу Семёновичу за то, что ..” “Я говорю спасибо  Борису Полевому за то, что …” ­Я считаю, наш урок действительно оказался продуктивным. И “продукт” нашего урока заключается еще и в том, что вы теперь имеете в ваших душах.  О чём мы должны помнить и чем гордиться? (слайд №12) На дом: написать мини ­ сочинение о подвиге Матвея Кузьмина. У: С каким настроением уходите с урока? Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный 7.Рефлексия

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» по программе УМК «Гармония»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе  Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»  по программе УМК «Гармония»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017