Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
3 кл
24.04.2017
Данная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса является адаптивной и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п.19.5).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
3 -в класс Литературное чтение Пилипенко И.И. 2016-2017 учебный год.docx
Миллеровский район
Ст. Мальчевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Протокол №1 от 30 августа 2016г.
Руководитель ШМО: Е.Н. Бердникова
Рассмотрено
педагогическим советом школы
протокол № 1 от 30 августа 2016 г.
Председатель:________А.А.Зелинский
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Мальчевская СОШ
приказ №162 от 30 августа 2016г.
___________/А.А.Зелинский/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3а класс
Количество часов: 4 часа в неделю
Учитель: Ирина Ивановна Пилипенко
Программа разработана на 2016 2017 учебный год.
Программа разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия
учебников «Школа России». Литературное чтение. 14 классы:
– 2 е издание. – М.: Просвещение, 2014 I. Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых
разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса является
адаптивной и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п.19.5).
Предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требова
ниям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,
поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят
в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам
дополнительного (необязательного) содержания.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (приложение к приказу Минобразования России от «06» октября
2009 г. № 373.) (раздел III, п.19.5);
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях» (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы — СанПиН
2.4.2.282110. Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189);
«Литературное чтение: Рабочие программы: 1 4 классы: Л.Ф.Климанова,
М.В. Бойкина» (Москва, «Просвещение», 2014 год).
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников.
Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно
нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.)направлен на достижение
следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-
-
-
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение
в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их
возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для
расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными
видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность,
помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель
обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами
работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся чтению художественных
произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетноинформационной
стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словеснообразную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и
готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Основными задачами курса являются:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно
ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно познавательными.
II. Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы
и современных писателей России и других стран (художественные и научнопознавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим
интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их
отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально
нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую
самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными
видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на
совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах
слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного
объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно
вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся
постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные
виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в
соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа
по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с
обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.
Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный
словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного
или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах
(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста
(его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на
части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации
текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ
(без термина). Сравнивая художественный и научнопознавательный тексты, учащиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словеснохудожественного образа, через который автор
выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять
героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,
соотнося их с нормами морали, осознают духовнонравственный смысл прочитанного
произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности,
которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и
проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со
словом) используется жизненный, конкретночувственный опыт ребёнка и активизируются
образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение
воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход
обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,
формирование
нравственноэстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения
(отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения,
сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей,
создателей произведений словесного искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение
в решении задач не только об учения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с
высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно
нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими
ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети
начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок
задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно
нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения,
формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям,
Родине.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план на изучение литературного чтения в 3 классе отводит 4 ч в
неделю. Курс рассчитан на 460 ч: 40 ч в 1 классе (4 часа в неделю, 10 учебных недель), по
140 ч во 2, 3 и 4 классах (35 учебных недель в каждом классе).
Последовательность изучения тем следующая:
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Самое великое чудо на свете.
Устное народное творчество.
Поэтическая тетрадь 1.
Великие русские писатели.
Поэтическая тетрадь 2.
Литературные сказки.
VII.
Былинебылицы.
VIII. Поэтическая тетрадь 1.
IX.
X.
XI.
Люби живое.
Поэтическая тетрадь 2.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
XII. По страницам детских журналов.
XIII.
Зарубежная литература.
IV. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научнопознавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативноречевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и
паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно
популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели
книги, её справочноиллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями
и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств
языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение
эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам
учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего
текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научнопопулярным, учебными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научнопопулярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения
по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного
текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание,
повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
рассуждение,
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры,
народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных
стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и
других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,
знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших
школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая,
научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература, детские периодические
издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в
различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор.
Содержание тем учебного курса.
Вводный урок по курсу литературного чтения – 1ч.
Самое великое чудо на свете – 3ч.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество – 13ч.
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванцаревич и Серый Волк», «Сивка
Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 11 ч.
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...»,
«Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...»,
«Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели – 24ч.
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год
осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о
царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и
Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»;
4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает
роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч.
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и
зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы»,
«Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки 8 ч.
1. Д. Н. МаминСибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные
Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушкапутешественница»;
3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы – 10 ч.
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 – 6 ч.
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое – 16 ч.
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. СоколовМикитов. «Листопадничек»;
3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев.
«Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 – 8 ч.
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука»,
«В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок – 12 ч.
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на
земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;
4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов 8 ч. 1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы»,
«Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература 8 ч.
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» 3 класс
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других
народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;
8)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое
поведение и поведение окружающих;
11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; 12) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами ,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составлении текстов в устной и письменной формах.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов
с использованием элементарных литературных понятий;
4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать
нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для получения дополнительной информации;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научнопознавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения ,репродукции картин художников,
иллюстраций, на основе личного опыта.
3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером
содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в
учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения,
подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками
рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в
контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов
и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
повседневной жизни для:
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем
названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами,
помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки
народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми
словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
Направления проектной деятельности обучающихся.
Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Проект «Праздник осени» Основное содержание по темам
V. Тематическое планирование.
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий)
Универсальные учебные действия,
осваиваемые в рамках изучения темы.
Книга как источник необходимых знаний.
Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Вводный урок по курсу литературного чтения 1 ч.
Ориентироваться в учебнике по литературному
чтению.
Знать и применять систему условных
обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение
в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание
главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по
иллюстрациям и оформлению учебника
Самое великое чудо на свете – 3 ч.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Рукописные
книги Древней Руси. Подготовка сообщения на
основе статьи учебника «Рукописные книги
Древней Руси — настоящие
произведения искусства». Первопечатник Иван
Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты
для получения необходимой информации.
Подготовка сообщения о первопечатнике Иване
Фёдорове. Оценка достижений
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу по теме, используя
условные обозначения.
Читать
текст вслух целыми словами,
интонационно объединяя их в словосочетания,
увеличивать темп чтения при повторном
чтении текста, выборочно читать текст про
себя, отвечать на вопросы.
Находить необходимую информацию в книге.
Обобщать
полученную информацию по
истории создания книги.
Осмыслить значение книги.
Находить книгу в школьной библиотеке,
пользуясь тематическим каталогом.
Читать возможные аннотации на книги.
Составлять аннотацию на книгу (с помощью
учителя).
Регулятивные:
Работать с учебником, находить нужную
информацию, задавать вопросы, обращаться за
помощью. Формирование действий контроля и
самоконтроля.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации в
словарях.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества.
Личностные:
посещать по – своему желанию библиотеку для
подготовки к урокам чтения,
самостоятельно выполнять домашнее задание
по литературному чтению,
Проявлять доброжелательность по отношению
к одноклассникам в спорах и дискуссиях.
Регулятивные:
формулировать учебную задачу и стараться её
выполнить. Читать в соответствии с целью
чтения.
причины
успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал,
фиксировать причины неудач,
пути их
исправления.
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на
вопросы, проявлять индивидуальные
творческие способности.
Анализировать Придумывать рассказы о книге, используя
различные источники информации.
Участвовать в работе пары и группы.
Читать текст друг другу.
Договариваться друг с другом, принимать
позицию собеседника, проявлять уважение
к чужому мнению.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Устное народное творчество – 13ч.
Коммуникативные:
строить рассуждения и доказательство своей
точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять
терпимость к альтернативному мнению,
работать в паре и группе.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Русские
народные песни. Обращение к силам природы.
Лирические народные песни. Шуточные народные
песни. Докучные сказки. Сочинение докучных
сказок. Произведения прикладного искусства:
гжельская и хохломская посуда, дымковская и
богородская игрушка. Русские народные сказки «
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван
царевич и серый волк»,
«Сивкабурка».
Особенности волшебной сказки. Деление текста на
части. Составление плана сказки. Характеристика
героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова
и И. Билибина. Сравнение художественного текста
и произведения живописи. Проект «Сочиняем
вместе волшебную сказку»,
«Дополняем
литературную сказку своими историями».
Оценка достижений
виды устного народного
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Различать
творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских
народных песен.
Отличать докучные сказки от других видов
сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении
сказок с опорой на особенности их построения.
Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами без ошибок и
содержание
повторов.
прочитанного текста (с помощью вопросов,
пересказа, самостоятельно).
чтение про себя для
Использовать
составления выборочного и краткого
пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения,
соотнося его с содержанием.
Определять особенности текста волшебных
волшебные предметы,
сказок,
описывая волшебные события.
Сравнивать содержание сказок и иллюстрации
Осмысливать
называть
Личностные:
находить произведения УНТ, произведения
писателей и поэтов других народов, читать их,
знакомить с ними слушателей (класс), находить
общее с русской культурой, осознавать
общность нравственных ценностей.
Осознанно готовиться к урокам литературного
чтения, выполнять задания, формулировать
вопросы и задания для одноклассников,
предлагать варианты литературно – творческих
работ, находить необычные повороты речи,
эпитеты, сравнения, испытывать при этом
чувство радости,
заметил,
осознавать эстетическую ценность каждого
изучаемого произведения.
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на
вопросы,
индивидуальные
творческие способности. Выявлять основную
мысль произведения, формулировать её на
уровне обобщения. Сравнивать и сопоставлять
произведения между собой, называя общее и
различное в них (сказку бытовую и волшебную,
сказку бытовую и басню, басню и рассказ).
Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные
что увидел,
проявлять к ним. Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно
находить
героев,
составленному плану,
которые противопоставлены в сказке.
Использовать слова с противоположным
значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев
разных сказок.
Инсценировать сказку: распределять роли,
выбирать диалоги.
Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать
музыкального, изобразительного искусства.
Участвовать
фрагменты текста в паре.
Договариваться друг с другом, выражать
свою позицию.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Участвовать в подготовке проекта.
в работе группы,
произведения
словесного,
читать
рассказов,
для фиксации смысла произведения. Проявлять
индивидуальные творческие способности при
составлении
небольших
стихотворений, басен, в процессе чтения по
ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий.
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока в
минигруппе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя
свои учебные действия с заданной задачей.
Оценивать свои достижения и результаты
сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания
(шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Коммуникативные:
Анализировать причины успеха/неуспеха с
помощью оценочных шкал и знаковой системы
(«+» и «», «?»). Фиксировать причины неудач
в устной форме в группе или паре. Предлагать
варианты устранения причин неудач на уроке.
Осознавать смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая
во внешней речи.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела. Научно
популярная статья «Как научиться читать стихи»
Я. Смоленского. Русские поэты XIX—XX вв. Ф.
Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её
художественновыразительное
значение.
Олицетворение — средство художественной
выразительности. Сочинениеминиатюра «О чём
расскажут осенние листья». А. Фет. «Мама! Глянь
выразительно
стихотворения,
Поэтическая тетрадь 1 – 11 ч.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать
передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и
безударных слогов в слове (ритмом), находить
рифмующиеся слова.
Определять
выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения
различные
средства
Личностные:
воспитание
художественноэстетического
вкуса, этических потребностей и чувств на
основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы.
Познавательные:
замечать в литературных текстах сравнения и
эпитеты, анализировать их назначение в тексте.
Знать наизусть 23 стихотворения о Родине, ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие
картины природы.
Выразительное чтение
стихотворения. И. Никитин. «Полно, степь моя...»,
«Встреча зимы».
Заголовок стихотворения.
Подвижные картины природы. Олицетворение как
приём создания картины природы. Подготовка
сценария утренника «Первый снег». И. Суриков.
«Детство», «Зима». Сравнение как средство
создания картины природы в лирическом
стихотворении. Оценка достижений.
(выразить радость, удивление, определить силу
голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя
различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи
друг другу, работая в паре, самостоятельно
оценивать свои достижения.
красоте её природы, читать их выразительно,
передавая самые позитивные чувства к своей
Родине.
Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока в
минигруппе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока.
Коммуникативные:
строить рассуждение и доказательство своей
точки зрения из 78 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться,
задавать вопросы.
Пушкин.
стихотворения.
Средства
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
А.
Подготовка сообщения «Что
интересного я узнал о жизни А. Пушкина».
Настроение
Лирические
стихотворения.
художественной
выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её
выразительное значение. Приём контраста как
средство создания картин. «Сказка о царе
Салтане...». Тема сказки. События сказочного тек
ста. Сравнение народной и литературной сказок.
Особенности
Герои
литературной сказки. Нравственный смысл сказки
А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным текстом,
их сравнение. И. Крылов. Подготовка сообщения о
И. Крылове на основе статьи учебника, книг о
Крылове. Скульптурный портрет И. Крылову.
Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный
урок читателю. Герои басни. Характеристика
героев на основе их поступков. Инсценирование
басни. М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.
волшебной
сказки.
Различать
произведения.
Великие русские писатели 26 ч.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды
деятельности. Читать произведения вслух и
про себя, увеличивая темп чтения. Понимать
содержание прочитанного, высказывать своё
лирическое и
отношение.
Называть
прозаическое
отличительные особенности стихотворного
текста. Объяснять значение некоторых слов с
опорой на тест или пользуясь словарём в
Находить
учебнике и толковым словарём.
средства художественной выразительности в
лирических текстах (эпитеты, сравнения).
Использовать
средства художественной
выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять
смысл
Сравнивать
литературной
произведение живописи и произведение
литературы.
Давать характеристику героев литературной
нравственный
сказки.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного
смысла учения.
Познавательные:
определять основную идею произведения
(эпического и лирического), осознавать смысл
образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора
они несут, выявлять отношение автора к
описываемым
героям
произведения.
необычные
сравнительные обороты, необычные эпитеты,
испытывать при этом чувство радости и
удовольствия от того, что заметил.
Регулятивные:
Оценивать свои достижения и результаты
сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания
(шкалы, лесенки, баллы и пр.),
Коммуникативные:
Находить
событиям
и Подбор
стихотворения.
Подготовка сообщения на основе статьи.
Настроение
Лирические
стихотворения.
музыкального
сопровождения к лирическому стихотворению.
Сравнение лирического текста и произведения
живописи. Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из
воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о
жизни и творчестве писателя. Рассказы Л.
Толстого. Тема и главная мысль рассказа.
Составление различных вариантов плана.
Сравнение рассказов (тема, главная мысль,
события, герои). Рассказописание. Особенности
прозаического и лирического текстов. Средства
художественной выразительности в прозаическом
тексте. Текстрассуждение. Сравнение текста
рассуждения и текстаописания.
Оценка
достижений.
Строить диалог в паре или группе, задавать
вопросы на осмысление нравственной
проблемы.
сказки. Определять самостоятельно тему и
главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ
описание и рассказрассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать
текст по плану. Соотносить заглавие рассказа
отвечать на
с темой и главной мыслью,
Определять
вопросы по содержанию.
особенности басни, выделять мораль басни в
текстах. Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их
поступков. Инсценировать басню. Проверять
себя и самостоятельно оценивать свои
достижения. Различать в басне изображённые
события и скрытый смысл.
Некрасов.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Н.
Стихотворения о природе.
Настроение стихотворений. Картины природы.
Средства художественной выразительности.
Повествовательное произведение в стихах
«Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к
герою. Выразительное чтение стихотворений. К.
Бальмонт, И. Бунин. Вырази тельное чтение
стихотворений. Создание словесных картин.
Оценка достижений
Находить
олицетворения.
Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать стихи на слух.
Читать
стихотворение, выражая авторское настроение.
текстописание и текст
Сравнивать
средства
повествование.
художественной выразительности: сравнения,
за
эпитеты,
выражением и развитием чувства в лирическом
произведении. Объяснять смысл непонятных
слов и выражений с опорой на текст, с
помощью словаря в учебнике или толкового
Высказывать свои собственные
словаря.
впечатления о прочитанном стихотворении.
Создавать словесные картины по тексту
стихотворения. Читать стихи выразительно,
оценивать свои достижения.
Следить
формирование
Личностные:
воспитание
художественноэстетического
вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания
произведений художественной
наизусть
литературы;
средствами
литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы.
Познавательные:
знать наизусть 23 стихотворения о Родине,
красоте её природы, читать их выразительно,
передавая самые позитивные чувства к своей
Родине.
Коммуникативные:
строить диалог в паре или группе, задавать
вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Регулятивные:
читать в соответствии с целью чтения (бегло,
выразительно, по ролям, выразительно наизусть
и пр.).
Оценивать свои достижения и
результаты сверстников в группе (паре)
Литературные сказки – 9 ч.
МаминСибиряк.
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
«Алёнушкины сказки».
Д.
Присказка. Сравнение литературной и народной
сказок. Герои сказок. Характеристика героев
сказок. Нравственный смысл сказки. В. Гаршин.
«Лягушка путешественница». Характеристика
героев сказки. Нравственный смысл сказки. В.
Одоевский.
Сравнение
народной и литературной сказок. Сравнение героев
сказки. Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки.
Оценка достижений
«Мороз Иванович».
за
развитием
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух тексты литературных
сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать
приёмы выразительного чтения при
перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и
определять нравственный
народной сказок,
смысл сказки.
Наблюдать
и
последовательностью событий в литературных
сказках.
Объяснять значения разных слов с опорой на
текст, с помощью словаря в учебнике или
толкового словаря.
Сравнивать героев литературной сказки,
характеризовать их, используя текст сказки.
Определять
изображаемому.
Читать сказку в лицах. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения на
основе
работы,
представленной в учебнике.
авторское отношение к
диагностической
и
Личностные:
посещать по своему желанию библиотеку
(реальную или виртуальную) для подготовки к
урокам литературного чтения.
чувств,
Развитие
этических
доброжелательности
эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других.
Познавательные:
Определять основную идею произведения
(эпического и лирического), осознавать смысл
образных слов и выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и настроении автора
они несут, выявлять отношение автора к
описываемым
героям
произведения.
Коммуникативные:
проявлять терпимость к альтернативному
мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения
в случае несогласия.
Регулятивные
оценивать свои достижения и результаты
сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания
(шкалы, лесенки, баллы и пр.).
событиям
и
Знакомство с названием раздела.
Прогнозировать содержание раздела.
Личностные:
Былинебылицы 10 ч. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький.
«Случай с Евсейкой». Приём сравнения —
основной приём описания подводного царства.
Творческий пересказ: сочинение продолжения
сказки. К. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
Определение жанра произведения.
Герои
произведения. Характеристика героев. А. Куприн.
«Слон».
Основные события произведения.
Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Оценка достижений.
средства
художественной
Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков
героя.
Выражать
собственное отношение к
поступкам героев в сказочных и реальных
событиях.
Находить
выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного
пересказов.
Пересказывать текст подробно и кратко,
выборочно.
Определять
произведения с опорой на текст.
Рассказывать о прочитанных книгах.
Самостоятельно придумывать сказочные и
реальные истории.
Находить в тексте слова и выражения,
подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям.
характеристики
героев
осознанно готовиться к урокам литературного
чтения, выполнять задания, формулировать
свои вопросы и задания для одноклассников.
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на
систему вопросов учителя
(учебника),
выявлять основную мысль произведения,
формулировать её, Сравнивать мотивы героев
поступков из
одного литературного
выявлять особенности их
произведения,
поведения в зависимости от мотива. Строить
рассуждение (или доказательство своей точки
зрения) по теме урока из 78 предложений.
Регулятивные:
проявлять
творческие
способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе
чтения по ролям и инсценировании, при
выполнении проектных заданий.
Коммуникативные:
конструктивности
бесконфликтной деятельности.
способы
продуктивности
сверстникам
индивидуальные
объяснять
и
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания раздела.
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства
художественной выразительности.
Авторское
отношение к изображаемому. А. Блок. Картины
зимних
Средства художественной
выразительности для создания образа. Сравнение
стихотворений разных авторов на одну и ту же
Выразительное чтение
тему.
стихотворения.
художественной
выразительности для создания картин цветущей
Средства
Есенин.
забав.
С.
Поэтическая тетрадь 1 – 6ч.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворение, отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные
слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и
ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их
выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на
текст.
Определять
авторское отношение к
Личностные:
сознательно расширять свой личный
читательский опыт в области поэзии, осознавая,
что поэзия открывается лишь тому, кто её
чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Познавательные:
замечать в литературных текстах сравнения и
эпитеты, анализировать их назначение в тексте,
использовать авторские сравнения и эпитеты в
своих творческих работах. Сравнивать
и
сопоставлять произведения между собой,
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Школа России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.