Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
24.02.2019
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме " Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина" в форме литературного турнира. Урок позволяет закрепить и расширить знания по произведениям великого поэта. Интересный и познавательный турнир поможет прививать младшим школьникам любовь к чтению, к книге, развивать память, речь, внимание, творческие способности детей.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока  «Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина» Цель   урока: вызвать   чувство   уважения   и   восхищения   великим   поэтом;   научить наблюдать  за текстом и находить  в нем главную  идею  произведения; пробудить интерес к изучению творчества А. С. Пушкина Планируемые результаты:  Предметные  Научатся:  наблюдать  за текстом  и находить в нем главную  идею произведения, пересказывать основное содержание произведений, читать осознанно вслух   текст   художественного   произведения   целыми   словами,   соблюдая орфоэпические   нормы   русского   языка,   определять   тему   и   главную   мысль произведения  Метапредметные:  Познавательные:  сравнивать   мотивы   поступков   героев   из одного   литературного   произведения,   выявлять   особенности   их   поведения   в зависимости   от   мотива.  Регулятивные:  формулировать   учебную   задачу   урока, принимать   ее,  сохранять  на  протяжении  всего  урока,  периодически   сверяя  свои учебные   действия   с   заданной   задачей.  Коммуникативные:  руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения Личностные:  пользоваться   формами   самооценивания   и   взаимооценивания   на уроке Тип урока: освоение нового материала Формы работы: фронтальная, индивидуальная.  Методы работы: словесный, наглядный, практический.  Технологии:  информационно­коммуникативная технологии, технология активных методов обучения, здоровьесберегающая, проблемного обучения. Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор Структура урока I. Организационный момент II. Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к деятельности III. Актуализация опорных знаний. IV. Литературный турнир  V. Физминутка VI. Практическая деятельность. Тест по изученным произведениям VII. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание Х о д   у р о к а I. Организационный момент Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки. II. Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к деятельности  – Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы  слышим его в раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть  со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Мир его  стихов, сказок о злой царице­мачехе или скромной, доброй царевне, о  смешном и доверчивом бесенке, обманутым ловким Балдой, или царе  Дадоне, который в молодости обижал соседей и был за это наказан, живет с  нами и позже, в школьные годы.  – Назовите тему урока. – Определите цели урока.       Сегодняшний урок, как вы уже догадались, будет посвящен сказкам А. С. Пушкина, знакомым вам с детства. Это не обычный урок, а урок­турнир. Мы  расширим представления о любимом поэте, услышим выразительное чтение  любимых произведений. III. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Сравните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».  – Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно  предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, преданиям и  истории. – В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин почти  ничего не выдумал – он использовал мотивы фольклора, главным образом,  русской сказки, записанной им в Михайловском со слов Арины Родионовны.  Конец записи Пушкина таков: «Мачеха ее приходит в лес под видом  нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне  рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,  натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в царевну». Это широко известная сказка «Волшебное зеркальце». Так,  например, русские сказки в записях И. А. Худякова содержат сказку  «Падчерица» – вариант «Мертвой царевны». Разбойники – ее названные  братья – хоронят ее в хрустальном гробу, привязанном серебряными цепями  к дубу в лесу. И во всех вариантах – хрустальный гроб, чаще всего  подвешенный на деревьях. В гробу – мертвая, но нетленная красавица:  кажется, будто она спит. IV. Литературный турнир Сегодня соревнуются три команды. Капитанов команд, прошу к доске. (Члены команд ­ в костюмах героев сказок А. Пушкина.) Ведущий. Начинаем разминку. Дорогие игроки, вы должны внимательно посмотреть на костюмы ваших соперников и назвать героя и сказку. За правильный ответ дается пять баллов, если же вы сможете прочитать отрывок из сказки, то добавляются еще пять баллов. (Команды   поочередно   задают   вопросы.   По   окончании   разминки   жюри подсчитывает очки и оглашает счет.) Вопросы для разминки 1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? 2. Какими словами извещал петушок царя Дадана о том, что опасности  возле его дома нет? 3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и  рыбке»? 4. Откуда эти строки? Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не боишься никого, Кроме бога одного. 5. С чем приходил невод? 6. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? 7. Какое придание приготовил царь­отец молодой царевне в «Сказке о  мертвой царевне и о семи богатырях»? 8. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? 9. Чем угрожала злая царица Чернавке? Ведущий. А сейчас проверим, помните ли вы наизусть сказки А. Пушкина. Я   буду   зачитывать   отрывки,   а   вы   должны   назвать   сказку.   За   каждую угаданную сказку команда получает три балла. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут... Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет. («Сказка о царе Салтане...»)   Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама­то величава, Выступает, будто пава, А как речь­то говорит, Словно реченька журчит. («Сказка о царе Салтане...»)   Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть   же   мне   давай   вареную   полбу.   («Сказка   о   попе   и   о   работнике   его Балде».)   Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. ­ За такое одолженье, ­ Говорит он в восхищеньи, ­ Волю первую твою Я исполню, как мою. («Сказка о золотом петушке».)   Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) (Жюри подводит итоги конкурса.) Ведущий. Ну, вот   мы  вспомнили  сказки  А. Пушкина. А   теперь  давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. Пять баллов получает та команда, которая назовет большее число отрицательных героев сказок. (Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун­ чародей; Старуха, Царица­мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба­ яга, Кощей и т. д.) (Жюри подводит итоги конкурса.) V. Физминутка Ведущий. «Сказочное лото» (На столе лежат 6 конвертов с вопросами, кубик­шестигранник, жетоны) Играющие по очереди выходят к столу и бросают кубик. Ведущий задает вопрос из того конверта, цифра которого совпадает с цифрой на грани кубика. Время на размышление­ 5 секунд. Правильно ответивший на вопрос получает жетон. Вопросы первого конверта «Сказка о золотом петушке» 1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? 2. Что обещал Дадон мудрецу в награду за петушка? 3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадана? 4. Откуда пришла беда в царство Дадана? 5. Царь скликает третью рать…» Что такое рать? 6. Сколько сыновей было у царя Дадона? 7. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы? 8. Кто встретил царя Дадона на пути к дому? 9. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь? 10.Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?      Вопросы второго конверта «Сказка о попе и работнике его Балде» 1. За какую плату согласился работать Балда у попа? 2. Когда договорились о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай варёную полбу». Что такое полба? 3. Как работал Балда? 4. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить? 5. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? 6. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? 7. Как Балда перехитрил бесёнка в первый раз? 8. Когда Балда сказал бесёнку эти слова: «Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез?» 9. Как Балда перехитрил бесёнка во второй раз? 10.Слово   «балда»   имеет   значение   «дурак»,   бестолковый.   А   почему А.С.Пушкин дал своему герою такое имя?             Вопросы третьего конверта «Сказка о рыбаке и рыбке» 1. Сколько лет рыбачил старик? 2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? 3. Кем предстала перед стариком старуха в первый раз? 4. Сколько времени была царицей старуха? 5. Когда народ над стариком посмеялся? 6. Сколько просьб старика выполнила рыбка? 7. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами? 8. Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами? 9. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою? 10.За что рыбка наказала старика и старуху?          Вопросы четвертого конверта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1. «Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.» Чей это портрет? 2. Какое приданое приготовил царь своей дочери? 3. Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.» 4. Чем угощали царевну семь богатырей? 5. «Раз царевна молодая,             Милых братьев поджидая,             Пряла, сидя под окном».          Почему «Братьев»? Ведь она была единственной дочерью царя?  6. Кто дал царевне отравленное яблоко? 7. Кличка собаки семи богатырей? 8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? 9. Зачем пошёл королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла? 10. От чего умерла мачеха? Вопросы пятого конверта «Сказка о царе Салтане,…» 1. Когда царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр? 2. Какой величины родился ребёнок у царицы? 3. О чем думал царевич, когда они с матерью оказались на воле? 4. Какими словами встречала царица Лебедь Гвидона у моря? 5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? 6. «А комар­то злится, злится­ И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз.» Какой тетке? 7. Почему «… ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой,  Около царя сидят­ Четырьмя все три глядят»? 8. Какую песенку пела белочка «при честном народе»? 9. Почему «ткачиха с поварихой,  С сватьей бабой Бабарихой  Не хотят царя пустить Чудный остров навестить»? 10.«Царь глядит­ и узнаёт… В нем взыграло ретивое!» Что такое «ретивое»? Вопросы шестого конверта. По сказкам А.С. Пушкина Внимание! Нужно узнать, от кого пришли телеграммы, назвать героя и сказку. • «Приеду   с  подарками,  так   как   на   весь   мир   одна   наткала   я  полотна». (Вторая сестрица. «Сказка о царе Салтане...») • «Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна». (Корабельщики. «Сказка о царе Салтане...») •   «Не   могу   прибыть   к   вам,   очень   занят,   так   как   веревкой   хочу   море морщить, да проклятое племя корчить!» (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».) • «Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!   Горе!   Смерть   моя   пришла!»   (Царь   Дадон.   «Сказка   о   золотом петушке».) • «Приехать никак не могу. Пуще прежнего старуха вздурилась». (Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».) • «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать, не будет мне обидно!» (Молодая царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) (Во   время   проведения   конкурса   председатель   жюри   сообщает,   в   пользу какой команды засчитываются очередные баллы.) Ведущий.  Ведущий. Внимание! Объявляется заключительный конкурс! Я зачитываю строки из пушкинских сказок, запутавшиеся в одно стихотворение. Кто их «распутает» и скажет, какие строки из какой сказки, тот и получает очко. 1. Негде, в тридевятом царстве, 2. В тридевятом государстве, 3. Жил­был славный царь Дадон. 4. Смолоду был грозен он 5. И соседям то и дело 6. Наносил обиды смело; 7. Но под старость захотел 8. Отдохнуть от ратных дел. 9. Царь с царицею простился, 10. В путь дорогу снарядился, 11. И пошел на край долины, 12. У моря искать дичины, 13. Пошел, сел у брега моря; 14. Там он стал веревку крутить 15. Да конец ее мочить... 16. И царица у окна 17. Села ждать его одна, 18. Под окно за пряжу села 19. Ждать хозяев, а глядела 20. Все на яблоко. Оно 21. Соку спелого полно... 22. В руки яблочко взяла, 23. К алым губкам поднесла, 24. Изумрудец, вынимает, 25. И в мешочек опускает. Ключ:   1­8   ­   «Сказка   о   золотом   петушке»;   9,10,16,17,18­23   ­   «Сказка   о мертвой   царевне   и   о   семи   богатырях»;   11,   12,   24,   25   –   «Сказка   о   царе Салтане...»; 13­15 ­ «Сказка о попе и о работнике его Балде». Ведущий. Жюри, пожалуйста, огласите счет. (Жюри подводит итоги конкурса.) Ведущий. Вот и закончился наш последний конкурс. Председатель жюри, пожалуйста,   объявите   результат.   Победителей   прошу   выйти   вперед.   Мы поздравляем победившую команду и вручаем ей призы. Всем спасибо!  VI. Практическая деятельность. Тест по изученным произведениям 1. Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой  царевне…»? а) Кольцо; б) зеркало; в) венец. 2. Какой отравленный фрукт съела царевна? а) Грушу; б) яблоко; в) сливу. 3. Как звали собаку семи богатырей? а) Соколко; б) Сокол; в) Соколик. 4. Кто помог королевичу отыскать невесту? а) Солнце; б) Месяц; в) Ветер. 5. Какие из перечисленных предметов бывают в сказках волшебными? а) Печка; б) зеркало; в) метла; г) компьютер. 6. Кто из названных героев не живет в «Сказке о мертвой царевне…»? а) Чернавка; б) королевич Елисей; в) Черномор; г) семь богатырей. 7. Литературной называют сказку, автор которой: а) известен; б) неизвестен; в) коллективный (народ). 8. Народной называют сказку, автор которой: а) Известен; б) неизвестен; в) коллективный (народ). 9. Какое имя не принадлежит герою сказки? а) Красная Шапочка; б) Илья Муромец; в) королевич Елисей; г) Чернавка. 10. А. С. Пушкин написал сказку: а) Золотые руки; б) «Сказка о золотом петушке»; в) Золотое сердце. 11. Кто из данных сказочных персонажей положительный (хороший) герой? а) Баба Яга; б) Змей Горыныч; в) Иван­царевич; г) Кощей Бессмертный. 12. Кто из перечисленных писателей является автором «Сказки о мертвой  царевне и о семи богатырях»? а) Ф. М. Достоевский; б) А. С. Пушкин; в) И. С. Тургенев; г) П. П. Ершов. 13. Кто из данных сказочных персонажей отрицательный (плохой) герой? а) Иван­царевич; б) Василиса Прекрасная; в) Кощей Бессмертный. (О т в е т ы : 1 – б; 2 – б; 3 – а; 4 – а, б, в; 5 – а, б, в; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 –  б; 11 – в; 12 – б; 13 – в.) Рефлексия учебной деятельности на уроке.  VII. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какую главную мысль проносит А. С. Пушкин через все свои сказки?  – В чем же особенности «пера» А. С. Пушкина?  – Что роднит любимые строки с русскими народными сказками?  – Давайте обратимся к вопросу, на который мы пытались найти ответ. Чем велик  Пушкин? Наверное, мы не сможем его найти так же, как пытались это сделать  великие люди всех времен. Хочу я закончить урок словами Фазиля Искандера: «И  хотя Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право  добавить: но есть стихи Пушкина, и это не будет преувеличением. Точнее, большим  преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, что при прочих равных условиях чтение  Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое  впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить. Но сделать это надо  тактично». – Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в  поэтический мир сказок великого русского поэта А. С. Пушкина VIII. Домашнее задание  Продолжить оформление журнала написанием сочинения­миниатюры на  одну из предложенных тем: «Мое любимое стихотворение Пушкина», «За что я люблю Пушкина», «В чем величие Пушкина­поэта?»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019