Педагогические задачи: повторить знания о геометрических фигурах и их свойствах; развивать умение составлять и решать уравнения с одной переменой, задачи на нахождение части, на сравнение чисел; совершенствовать навыки счета.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют распознавать геометрические фигуры, составлять и решать уравнения с одной переменой, задачи на нахождение части, на сравнение чисел, находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, отличают при сопоставлении с образцом верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Т е м а : ОТНОШЕНИЯ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и : повторить знания о геометрических
фигурах и их свойствах; развивать умение составлять и решать уравнения с
одной переменой, задачи на нахождение части, на сравнение чисел;
совершенствовать навыки счета.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют распознавать геометрические фигуры, составлять и
решать уравнения с одной переменой, задачи на нахождение части, на сравнение
чисел, находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или
вычитание).
Метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свое предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника, отличают при сопоставлении с образцом верно
выполненное задание от неверного.
Познавательные: делают предварительный отбор источников информации:
ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); выбирают
наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями в паре, слушать друг
друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, вступать в
коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного
условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни;
ориентируются на понимание причин успеха в учебе.
Х о д у р о к а
I. Актуализация знаний.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т .
На доске записан ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Первый вариант: выпишите пары чисел, сумма которых меньше 10.
– Второй вариант – пары чисел, сумма которых больше 11.
Проверка путем проговаривания.
– Как называются числа при сложении? А в действии вычитания?
2. У с т н ы й с ч е т : з а д а н и я 3, 2 на с. 48.– Прочитайте разности, найдите значения выражений (задание 3). Какую
запись вы бы назвали «лишней»? Почему? (Лишней может быть запись 14–8,
так как разность равна 6. В остальных выражениях значение разности равно
8.)
– Лена нарисовала для нас фигуры и попросила вспомнить их названия
(задание 2). Поможем ей. (Прямая, луч, отрезок, кривая, ломаная.) Разбейте
все фигуры на группы. Сколько групп получилось? Расскажите о них.
(Называют группу и рассказывают, сколько элементов входит в каждую
группу.)
– Расскажите, что вы знаете о прямой? (У нее нет ни начала, ни конца.) О
луче? (Есть начало, но нет конца.) Об отрезке? (Есть и начало, и конец.) О
ломаной? (Состоит из звеньев и вершин.) О кривой? (Не имеет ни вершин, ни
звеньев.)
– Сколько фигур всего? Составим выражение: 2 + 2 + 2 + 1 + 3 = 10.
– Мы составили выражение, в котором все числа известны. Как мне сделать
это выражение уравнением? (Вместо любого числа записать букву.)
Учитель записывает получившееся уравнение; дети решают по
алгоритму, проговаривая каждый этап:
а) Пишу: х равен…
б) Отмечаю целое и части. Выявляю неизвестное…
в) Чтобы найти…
г) Пишу: х равен…
д) Делаю проверку: подставляю в уравнение вместо х найденное число…
е) Рассуждаю и сравниваю значения…
2 + 2 + 2 + 1 + х = 10
7 + х = 10
х = 10 – 7
х = 3
П р о в е р к а .
2 + 2 + 2 + 1 + 3 = 10
10 = 10
О т в е т : х = 10.
II. Повторение и обобщение знаний.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 4, 5 на с. 48.Выполняют самостоятельно по рядам. Три ученика выполняют на
закрытой части доски. Проверяют, сверяясь с работой на доске.
– Что мы сейчас учились делать? Какие знания нам помогли выполнить
задание?
– Чем похожи эти записи на уравнения, а чем отличаются (задание 5)?
(Похожи тем, что есть известные и неизвестные числа, записаны равенства.
Отличаются тем, что вместо букв стоят звездочки, которые надо
заменить числами.)
– Что надо сделать, чтобы записи стали верными равенствами? (Подставить
число.)
– Любое ли число можно подставить? (Нет, надо найти нужное.)
– Как это сделать? (Найти сумму или разность с известными
компонентами. Затем сравнить значение выражения с оставшимся числом.
Зная целое и одну часть, можно найти вторую часть.)
Выполняют самостоятельно по рядам.
Проверка посредством
сигнальных карточек.
МЫ НОГАМИ ТОПТОП
Мы ногами топтоп,
Мы руками хлопхлоп!
Мы глазами мигмиг,
Мы глазами чикчик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькойвстанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раздва, раздва –
Заниматься нам пора!2. Коллективная работа: задание 6 на с. 49.
Разбор задачи ведется по алгоритму:
а) Чтение задачи с целью извлечения всех чисел (данных и искомых).
б) Первичная классификация данных и искомых чисел, выделение ключевых
слов.
в) Установление взаимосвязи между числами и ключевыми словами.
г) Построение модели задачи: таблицы, схемы, рисунки, краткая запись.
д) Создание плана решения с последующей фиксацией (запись решения в виде
числового равенства).
Решение задачи и ответ дети записывают самостоятельно. Проверка
путем проговаривания.
3. Р а б о т а в п а р е : з а д а н и я 7, 8 на с. 49.
Учащиеся сообща читают задание 7 и записывают варианты
расположения животных на картинках. (Названия животных обозначают
буквами М и Б.)
Приходят к в ы в о д у , что на третьей открытке изображены медведь и
белочка.
Первую пирамиду проходят вместе (задание 8).
Учитель объясняет, что начинать прохождение пирамиды надо с верхней
клеточки и двигаться вниз так, чтобы клетки соприкасались друг с другом.
Вторую и третью пирамиду ученики проходят самостоятельно по
После выполнения задания необходимо выполнить
вариантам.
взаимопроверку.
III. Итог урока.
– Чем мы занимались сегодня на уроке? Какие знания нам пригодились?