Педагогические задачи: помочь учащимся составить таблицу сложения и уяснить, как ею пользоваться; систематизировать и закрепить знания о составе чисел от 2 до 10; формировать умения составлять рассказы по рисункам, находить соответствующие выражения, формулировать вопрос.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: таблицу сложения в пределах 10; умеют: находить значения выражений, содержащих действие сложение и вычитание, решать простые задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, ориентируются на выполнение моральных норм (как в учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях).
Оборудование: таблица сложения, числовые карточки.
Т е м а : ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ
П е д а г о г и ч е с к и е з а д а ч и :
помочь учащимся составить таблицу
сложения и уяснить, как ею пользоваться; систематизировать и закрепить знания
о составе чисел от 2 до 10; формировать умения составлять рассказы по
рисункам, находить соответствующие выражения, формулировать вопрос.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают: таблицу сложения в пределах 10; умеют: находить
значения выражений, содержащих действие сложение и вычитание, решать
простые задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке,
адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и
группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество,
принимая его правила и условия.
Личностные УУД:
стремятся самостоятельно осваивать основы
математических знаний, ориентируются на выполнение моральных норм (как в
учебной деятельности, так и в жизненных ситуациях).
О б о р у д о в а н и е : таблица сложения, числовые карточки.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
– С каким числом познакомились? Что интересного в записи числа 10?
Проверка выполнения творческого задания.
Коллективная работа (учебник, задания 1, 2, с. 26).
Рисунки на доске, аналогичные данным в задании.
– Петя и Катя приготовили задание. Определите, что надо выполнить?
Учитель указывает на числа, к которым надо прибавить число в центре;
ученики на карточках показывают результат.
– Посмотрите на числовые «домики», запишите в пустых клетках подходящие
слагаемые.
– Как изменяются первые слагаемые? (Первые слагаемые увеличиваются на
один.) Что можно сказать о вторых слагаемых? (Уменьшаются на один.) Что
можно сказать о сумме? (Остается прежней.)– Какой вывод можно сделать? (Если одно слагаемое увеличивается на
один, а второе слагаемое уменьшается на один, то сумма остается
неизменной.)
II. Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
1. З н а к о м с т в о с таблицей сложения: з а д а н и е 3 на с. 26 (учебник).
– Прочитайте тему урока. (Таблица сложения.) Оказывается, все случаи
сложения можно поместить в одну таблицу. Рассмотрите таблицу. Как вы
думаете, удобна ли таблица в применении? Может ли применение этой таблицы
облегчить вычисления?
– Назовите числа, от которых идут стрелки к числу 3. (1, 2.)
– Как связано число 3 с этими числами? (3 – это сумма чисел 1 и 2.)
– Назовите числа, от которых идут стрелки к 10? (4 и 6.) Установите
взаимосвязь между числами.
Аналогично проводится разбор взаимосвязи между числами 9, 6 и 3.
– Подумайте, что значат числа в первом столбце? в первой строке? (Это
слагаемые.) Как называются числа в выделенных клетках? (Суммы.)
ДРУЖБА
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединяются в замок.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Ритмичное касание пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
(Поочередное касание пальцев на обеих руках начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать.
(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.)
III. Первичное закрепление.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а с таблицей сложения.
– Заполните первую строку (задание 3, продолжение). Рассмотрите
полученный ряд чисел и назовите закономерность. (Каждое следующее число
больше предыдущего на один.)– Как вы думаете, какие еще числа будут в этом ряду? (Ученики называют
числа. Учитель записывает их на доске и просит проверить правильность
записи.)
Аналогично проводится работа со второй и третьей строкой. Далее
работают самостоятельно.
После выполнения учитель ведет указкой выборочно по строкам и
столбцам не заполненной до конца таблицы и просит учеников прочитать
свои строки и столбцы. Делают вывод о том, как построена таблица.
Записывают равенства, отмеченные стрелками:
2 + 4 = 6 5 + 5 = 10
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : з а д а н и я 4, 6 на с. 27 (учебник).
– Выполните вычисления при помощи таблицы.
Проверка осуществляется путем проговаривания с комментированием.
При проверке ученики пользуются ключевыми словами, помещенными на
полях учебника.
3. Р а б о т а п о в а р и а н т а м (задание 6).
Сравнивают выражения, записывают в тетрадь:
I в а р и а н т – 1й столбик;
II в а р и а н т – 2й столбик.
Проверка осуществляется путем взаимопроверки.
IV. Тренировочные упражнения ( у ч е б н и к , с . 2 7 ) .
1 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я 5 ( р а б о т а в п а р е ) .
Выполняют устно. Учащиеся составляют по очереди задания друг для
друга (по 3–4 задания).
Составляют задания для всего класса и выполняют у доски.
2 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я 7.
Составляют рассказы к рисункам, выполняют условный рисунок,
записывают выражения в тетрадь и подбирают схему.
У доски отвечают по п л а н у :
1) Составить математический рассказ.
2) Показать и объяснить условный рисунок.
3) Начертить и пояснить схему. Задать вопрос.
4) Записать выражение. Найти значение этого выражения.
V. Итог урока.– Какое математическое действие сегодня повторяли?
– Что учились составлять?