Конспект урока по математике на тему "Деление двузначного числа на однозначное"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления двузначных чисел на однозначные; составить алгоритм выполнения данного способа деления • организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися. • обеспечить в ходе урока закрепление детьми знаний и умений при делении двузначных чисел на однозначное; • продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности; • содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.Особенность изучения письменных вычислений обусловлено тем, что у детей быстро развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством операций. Если при выполнении устных вычислений младшие школьники достаточно быстро получают ответ примера, то при письменных вычислениях нужно затратить больше сил и времени для получения ответа. Большее количество операций действий и требует большего сосредоточения внимания. Снижение внимания можно выяснить тот факт, что младшие школьники чаще допускают ошибки в последних операциях действий, чем в первых, чаще ошибаются в последних примерах заданий. Избежать быстрой утомляемости при изучении письменных вычислений поможет чередование различных видов деятельности. Это прослеживается в разработке данного урока.
Иконка файла материала урок математики 3 класс 24.01.15.doc
     Урок математики в 3 классе .Цель: формирование у учащихся умение делить двузначное  число на однозначное. Задачи для учителя:   создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления двузначных  чисел на однозначные; составить алгоритм выполнения данного способа деления организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися. обеспечить в ходе урока закрепление детьми знаний и умений при делении двузначных  чисел на однозначное; продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать  познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций  радости, занимательности; содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта,  отзывчивость, желание прийти на помощь. Тип урока: урок «закрепление» новых знаний. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода  (исследовательская технология), ИКТ Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  групповая, индивидуальная. Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку,  раздаточный материал. Учебник: Н.Б. Истомина «Математика» 4 класс. Актуальность. В век компьютерной грамотности значимость навыков письменных  вычислений, несомненно, уменьшилась. Вместе с тем научиться быстро и правильно  выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане  продолжающейся работы с числом, так и в плане практической значимости этих навыков  для дальнейшего обучения в школе. Качественное изучение письменных вычислений  полезно еще и потому, что в ходе таких вычислений получают совершенствование  жизненно важные навыки устных вычислений.  Как показывает практика, усвоение алгоритма письменного умножения не является легким делом для младших школьников. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что  причину затруднений учащихся следует искать в правильной организации учебного  процесса. Это означает, что на уроках организуется активное учение, формируются  учебные и обще учебные навыки при сознательном восприятии учебного материала.  Особенность изучения письменных вычислений обусловлено тем, что у детей быстро  развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством  операций. Если при выполнении устных вычислений младшие школьники достаточно  быстро получают ответ примера, то при письменных вычислениях нужно затратить больше  сил и времени для получения ответа. Большее количество операций действий и требует  большего сосредоточения внимания. Снижение внимания можно выяснить тот факт, что  младшие школьники чаще допускают ошибки в последних операциях действий, чем в  первых, чаще ошибаются в последних примерах заданий. Избежать быстрой утомляемости  при изучении письменных вычислений поможет чередование различных видов  деятельности. Это прослеживается в разработке данного урока.Планируемые результаты урока: Учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями, навыками:    Предметные:           В конце урока ученики ∙          знают алгоритм письменного деления двузначных чисел на однозначные. ∙          умеют делить двузначные числа  на однозначные, путём разложения делимого на удобные  слагаемые Метапредметные: ∙             умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. ∙             умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.         Личностные: ∙             умеют сотрудничать с учителем и сверстникам               осуществляют самостоятельный перенос знаний и используют их в новых ситуация               умеют наблюдать, классифицировать, обобщать;Ход урока I.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. Цели:    повторить способы деления суммы на число. тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогию. организовать выполнение учащимися самостоятельной работы №1 и самопроверку работы по  готовому образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок) II.Организация учебного процесса Найди закономерность, продолжи ряд . (слайд1) 12, 20, 28, :, :, :, : . 65, 55, 45, :, :, : . ­ Расскажите, как вы нашли числа. (Смотрю на первое и второе число, думаю, как из первого получили второе, проверяю на 3 числе.) ­ Расскажите о числах первого ряда. (двузначные, четные. делятся на однозначные числа 2 и 4, каждое следующее число больше первого на  8, и меньше на 8, численный ряд увеличивается. Наименьшее число 12, наибольшее число 60. (двузначные, нечетные. делятся на однозначное число 5, каждое следующее число больше первого на  10, и меньше на 10, численный ряд уменьшается. Наименьшее число 15, наибольшее число 65. ) ­ Разделите первый ряд чисел на число 4. (коллективно) (слайд 2) 12 : 4 = 20 : 4 = 36 : 4 = 44 : 4 = 52 : 4 = 72:6= 60 : 4 = ­ как справились с примерами? ­ какие примеры вызвали затруднения? В чём проблема? (не умеем решать такие примеры) ­ Вот сегодня на уроке мы должны этому научиться. В верхнем левом углу доски появляется запись­ Какова тема нашего урока.? (деление двузначного числа на однозначное)  ­ Какую цель можем поставить себе на уроке? (узнать способ решения примеров такого вида,  потренироваться в их решении) III.Построение проекта выхода из затруднений Цели:  число. организовать построения детьми нового способа деления двузначного числа на однозначное   зафиксировать в речи новый способ деления. ­ Как вы думаете, какие знания нам для этого понадобятся? (табличное деление, деление суммы на число, алгоритм)       ­ Хорошо, давайте вспомним всё, что мы уже знаем. Какой из этих способов нам сегодня пригодится? 5. Работа над решением проблемы. а) Работа в тетради. Каллиграфическая минутка. ­ Пропишите число 63. ­ На какие однозначные числа делится число 63? (7 и 9) ­ Так какая у нас сегодня задача на уроке? (Научиться делить двузначное число на однозначное) б) Представьте число 63 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 3. Запишите выражение 63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 = ­ Каким способом деления суммы на число воспользовались? (Каждое слагаемое разделили на число и результаты сложили) Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать? (Заменить суммой разрядных слагаемых) ­ А затем? (разделить каждое слагаемое на 3) ­ Потом? (результаты сложить)  Алгоритм деления суммы на однозначное число (слайд 3) 1.Заменили суммой разрядных слагаемых  2Разделили каждое слагаемое на число 2 Результаты сложили ­ Вернёмся к нашей проблеме. ­ Какая проблема возникла в устном счёте? (72 : 6) ­ Давайте решим по такому же плану. (не получается) ­ Как же быть?­ Представьте число 72 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6. 72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12 Вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых. в) ­ Давайте составим план наших действий АЛГОРИТМ ­ Что мы делали сначала? ­ Потом? ­ А потом? (Слайд4) 1.Заменили суммой удобных слагаемых  2Разделили каждое слагаемое на число 2 Результаты сложили ­   Сравните  алгоритмы (алгоритмы похожи)  ­ Давайте ещё раз расскажем, как 72:6. 1шаг: Число 72 разложили на слагаемые. – На какие слагаемые? Почему именно на такие слагаемые? Как они могут называться? Есть разрядные, а это … удобные. Есть удобная одежда, обувь, кресло, в них тепло, хорошо, комфортно,т.е. удобно. 2 шаг: Каждое слагаемое делю на число, используя свойство. 3 шаг: Складываю полученные результаты. ­ Мы получили алгоритм для решения примеров такого вида. Как вы думаете, какой шаг самый сложный? (разложить на удобные слагаемые) ­ Почему? (нужно подобрать такие числа, чтобы делились на число, а в сумме давали данное) ­ А для этого надо хорошо знать таблицу умножения и деления. IV.Физкультминутка:музыкальная  V.Первичное закрепление во внешней речи. Цель:   Создать условия для фиксации изученного способа деления во внешней речи. Используя составленный алгоритм найдём значения нескольких выражений. (работа у доски с подробным объяснением и развёрнутой записью) 72 : 4 = 72 : 3 =72 : 2 =  Вывод. ­ Какая проблема возникла у нас на уроке? ­ Удалось нам её решить? VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель:  однозначное. Организовать самопроверку умения проверять изученные деления двузначного числа на  Форма работы индивидуальная. ­ Какую проблему решали на уроке? ­ Научились выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное? ­ Хотите себя проверить? (Каждому ученику выдаётся карточка, на которой примеры трёх уровней сложности. Ученик имеет право выбрать любой из этих уровней.) 1уровень 2 уровень 3 уровень 1. 86 : 2 = 1. 39 : 3 = 1. 78 : 3 = 2. 93 : 3 = 2. 69 : 3 = 2. 90 : 5 = 3. 68 : 2 = 3. 48 : 2 = 3. 75 : 3 = 4. 96 : 3 = 4. 75 : 5 = 4. 42 : 3 = 5. 88 : 4 = 5. 60 : 4 = 5. 96 : 6 = (слайд5)Вывешиваю правильные ответы. Дети проверяют и оценивают свою работу. 1 уровень 4 2 уровень 1 3 уровень 3 3 1 4 2 2 3 3 4 5 5 3 3 3 2 9 8 5 4 6 2 2 1 1 1 2 1 1 ­ Каждый правильный ответ 1 балл ­ Покажите (карточкой) сколько баллов заработали. VII.Включение в систему знаний и повторение. (слайд 10) Цель:  организовать повторение решения задач деления суммы на число.­ Задание: Решение задач № по вариантам. (Работают по памятке) 1 вариант. С одной грядки сняли 18 кг моркови, а с другой 54 кг. Всю морковь разложили в корзины  по 8 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин? 2 вариант. Дети собрали для питомника 25 кг каштанов и 29 кг желудей. Всё это они упаковали в  пакеты, по 9 кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? ­Выполняем. ­ Проверяем по схемам (слайд 11) 1 вариант 18 кг и 54 кг. ? ­ ? корз. по 8 кг. ­ 1 корз. 2 вариант (слайд 12) 25 кг и 29 кг. ? ­ ? пак. по 9 кг.­ 1 пак. ­Обобщение: ­Какого вида была задача? (деление суммы на число) Решение задачи № 3 (слайд 13) Театр­3 зд. на ? зд. > Библиотеки­? зд. в 6 раз > VIII.Рефлексия деятельности. Цели:    зафиксировать в речи новый способ деления двузначных чисел. зафиксировать затруднения , которые остались и способы их преодоления оценить собственную деятельность на уроке.