На уроке использовались материалы презентации к уроку, электронная версия газеты, раздаточный материал-карточки с заданиями, листы самооценки. Для организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащимися использовалась групповая творческая домашняя работа, работа в группах, коллективная работа, результаты которых.старались фиксировать в оценочных листах.
Предмет, класс
Математика, 6 класс
План – конспект урока математики
ФУО «Комплес детский садгимназия «Голубой парус»
Жусупова Д.Б, учитель математики
Тема урока
Дата урока
Цель урока
Задачи урока
Планируемые
образовательные
результаты
Статистика и комбиаторика (математика для жизни)
11.04.16г
Показать, что понятия и законы статистики и комбинаторики применимы для широкого класса задач
различных областей.
обучающие
уметь анализировать
статистические данные,
составлять комбинаций (таблицу
вариантов и дерево вариантов),
графически представлять
результаты наблюдений.
Уметь определять числовые характеристики рядов наблюдений (размах, моду, медиану, среднее
арифметическое) , составлять таблицу и дерево вариантов; графически представлять результаты наблюдений.
Уметь оформлять и представлять результаты выполненной работы в виде страниц газеты.
развивать познавательную
активность учащихся, интерес к
изучению элементов статистики и
комбинаторики.
воспитание самостоятельности и
чувства коллективизма
развивающие
воспитательные
УУД
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
установление связи между
целью учебной деятельности и
ее мотивом; воспитание
ответственности,
самостоятельности, умения
работать в группе.
умение самостоятельно
определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы
своей познавательной
готовность к сотрудничеству с
соучениками, к групповой работе
уметь оформлять свои мысли в
устной форме, представлять
изученный материал в электронной
форме; слушать и понимать речь
других (рецензирование
умения ориентироваться в
статистических методах решения
задач, отличать статистику от
комбинаторики; находить ответы
на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и
информацию, полученную свыступлений)
Ресурсы:
Основные понятия
Тип урока
Методы обучения
деятельности.
Размах, мода, медиана, среднее арифметическое, таблица вариантов, дерево вариантов
Урок применения знаний и умений
по источнику передачи знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню самостоятельности учащихся: проблемнопоисковые, методы самостоятельной работы, методы
контроля и самоконтроля;
по аспекту мышления: продуктивные
Математика : Пособие «Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей 79 классы
/В.Н.Студенецкая/
Интернетресурсы; книжкивопросники ВОУД, ЕНТ
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная, групповая работа
Структура и ход урока
интернетресурсов.
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
1. Постановка
главной задачи
группам (уточнение
их роли)
Независимо от
того, в какой
отрасли знания
получены числовые
данные, они
обладают
определенными
свойствами, для
выявления которых
Организует уточнение
взаимодействия
участников в учебной
деятельности,
составление совместного
плана действий.
Здравствуйте, дорогие
ребята и уважаемые
гости! Я рада видеть вас
всех на уроке.
Представим себе, что
сегодня наш класс
превратился в редакцию
Каждая группа
Комбинаторика»,
«Инфографика»,
«Статистика». выбирает себе
заведующего отделом. Под
руководством учителя
составляют план работы:
работа в отделах;
производственное совещание;
командировка;
выпуск газеты
Планируемые результаты
Предметные
Универсальные
учебные
действия
Планирование
учебного
с
сотрудничества
и
учителем
сверстниками
–
определение цели,
функций участников,
способов
взаимодействия;
составление плана.может
потребоваться
особого рода
научный метод
обработки.
Последний известен
как
статистический
метод или, короче,
статистика.
Дж.Юл.М.Кендалл
.
2. Постановка
учебной проблемы
Современному
обществу
требуются люди,
умеющие быстро
адаптироваться к
изменениям,
происходящим в
мире, поэтому в
настоящее
повышаются
требования к
уровню
образованности
человека.
газеты, а каждая группа –
это отдел газеты, а вы в
свою очередь, являетесь
корреспондентами
данного отдела. Я
собрала все отделы
газеты, чтобы обсудить с
вами очередной номер
газеты.
учебной
проблемная
Постановка
задачи,
задача:.
Какие знания и умения
необходимы грамотному
человеку в традиционном
понимании?
Какие знания и умения
необходимы для
математически
грамотного современного
человека?
Для реализации
поставленной цели мы
посвящаем очередной
номер газеты
«Математика для жизни».
Сегодня на
уроке
Отвечают на поставленные
вопросы:
грамотный человек должен
уметь
писать,
вычислять.
читать,
а математически грамотный
современный человек должен
уметь применять имеющиеся
знания и умения в реальных
жизненных ситуациях.
Уметь
анализировать
статистические
данные,
составлять
комбинаций
(таблицу
вариантов и
дерево
вариантов),
графически
представлять
результаты
наблюдений
Умение
самостоятельно
определять цели
своего обучения,
ставить
и
формулировать для
себя новые задачи в
учёбе
и
познавательной
деятельности,
развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
деятельностирассмотрим один из
индикаторов
математической
грамотности умение
читать
и
интерпретировать
количественную
информацию,
представленную
в
различной форме (таблиц,
диаграмм,
графиков
реальных зависимостей)
Организует актуализацию
требований к учащимся
с
учебной
позиций
деятельности,
устанавливает
тематические
рамки.
Подводит учащихся к
определению
статистических
характеристик.
Утро
рабочего дня в любом
печатном
издании
начинается с летучки, на
которой оговаривается
план работы редакции.
Мы тоже проведём это
мероприятие, но связано
оно будет с темой
сегодняшнего урока.
3. Актуализация
опорных знаний
(летучка)
3.1. теоретический
тест (повторение
необходимого для
решения проблемы
теоретического
материала)
Сбор и анализ
статистических
данных не
является
самоцелью,
результаты
статистических
исследований
позволяют
Выполняют задания с
пропусками, представленные
на слайде.
Выполнив устные задания,
учащиеся делают выводы о
том, что надо знать и уметь
для того, чтобы анализировать
статистические данные.
Взаимодействуют с учителем
во время опроса,
осуществляемого во
фронтальном режиме
Приложение№1
Развивать
познавательную
активность
учащихся,
интерес к
изучению
элементов
статистики и
комбинаторики
Показать умения
ориентироваться в
статистических
понятиях ,
отличать
статистику от
комбинаторики.принимать более
правильные
управленческие
решения.
4.Разрешение
поставленной
проблемы (работа в
отделах)
4.1.групповая
работа
4.2.индивидуальная
работа
Организует работу по
актуализации опорных
знаний. Предлагает
группам выполнить
задания (разобрать
корреспонденцию) Работа
в редакции требует
быстрой реакции на
события дня, поэтому
постарайтесь быть
активнее.
Корреспонденция уже
ждет вас. Вы обсуждаете
в своем отделе задания и
готовитесь к
выступлению на
производственном
совещании.
Учащимся предлагается
выполнить тест.
Групповая работа
Каждая группа независимо от
других решает свою задачу.
Затем первая группа
показывает решение задачи, а
вторая и третья группы при
этом являются экспертами,
которые высказывают свое
мнение. После этого группы
меняются ролями.
Взаимооценка.
Индивидуальная работа.
Учащиеся самостоятельно
выполняют тест. Самооценка.
5. Обсуждение и
проверка
полученных
результатов
Вы в своем отделе
разобрали
корреспонденцию,
ответили на все вопросы,
каждая группа выполнила
Группам предлагается
обсудить пробный выпуск
газеты: страница отдела
статистики «Числовые
характеристики рядов
Задание отделу
статистики:
представить
числовые
характеристики
статистических
рядов.
Задание отделу
комбинаторики:
составить таблицу
вариантов.
Задание отделу
инфографики:
графически
представить
результаты
наблюдений.
Приложение №2
Приложение №3.
Тест
«Статистические
характеристики»
Приложение №4
(газета
«Математика для
Уметь
анализировать
статистические
данные,
составлять
комбинаций
(таблицу
вариантов и
дерево
вариантов),
графически
представлять
результаты
наблюдений
Показать умения
ориентироваться в
статистических
методах решения
задач, отличать
статистику от
комбинаторики;
находить ответы
на вопросы,
используя учебник,
свой жизненный
опыт и
информацию,
полученную с
интернетресурсов.
Развивать
познавательную
активность
учащихся,
интерес к
Готовность к
сотрудничеству с
соучениками, к
групповой работе
уметь оформлятьнаблюдений»; страница отдела
комбинаторики «Таблица
вариантов» и «Дерево
вариантов»; выступление
нашего гостя редактора
Республиканской газеты
Сагитова Данила
«Использование графсхем в
предметах естественно
математического цикла»;
страница отдела
инфографики «Графическое
представление результатов
наблюдений». Взаимное
рецензирование.
Отвечают на вопросы.
Рассказывают, что узнали.
Обобщают знания об
изученном материале.
Осуществляют самооценку.
жизни»
изучению
элементов
статистики и
комбинаторики.
свои мысли в
устной форме,
представлять
изученный
материал в
электронной
форме; слушать и
понимать речь
других
(рецензирование
выступлений)
Уметь строить
логически
обоснованные
рассуждения,
представлять
информацию .
Уметь правильно
оценивать свою
деятельность на
уроке.
(производственное
совещание).
5.1. презентация
пробного выпуска
газеты ( защита
творческих заданий)
домашнее творческое
задание. Выступления
комментарии отделов с
отобранным материалом
6.Анализ итогов
работы (рефлексия)
Три качества –
обширные знания,
привычка мыслить
и благородство
чувств
необходимы для
того, чтобы
человек был
образованным в
полном смысле
этого слова.
Г.Чернышевский
Что необходимо для
полноценного
функционирования
человека в современном
обществе?
В связи с этим давайте
вспомним и перечислим
необходимые качества.
Наша работа близится к
завершению. Мы хорошо
потрудились. Зарплату за
работу выдадим баллами.
Поставьте на листах
ответов оценки. Верстка
пробного выпуска газеты.Записывают домашнее
задание.
.
7.Постановка
домашнего задания
(Командировка)
Вы все отправляетесь в
командировку. Знания,
полученные на уроке,
помогут вам при
выполнении тестовых
заданий Единого
национального
тестирования. Спасибо
всем, кто сегодня
побывал у нас в редакции.
Успехов вам и хорошего
настроения.
Приложение №1
1.Число, наиболее часто встречающееся в данном ряду, называется...
2.Разность между наибольшим и наименьшим из чисел ряда называется...
3.Упорядоченный ряд чисел –это ряд, в котором каждое последующее число ... Предыдущего
4.Перебор всех возможных комбинаций ...
5.Число, записанное посередине упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов, называется...
6.Как называются задачи на перебор всех возможных комбинаций...
7.от деления суммы чисел ряда на число слагаемых называется...
8.Виды диаграмм...
9. Понятие моды относится не только к числовым рядам.Следующий ряд составлен из кличек животных: Шарик, Тузик, Полкан, Белка,
Жучка, Стрелка, Стрелка, Шарик, Белка, Мухтар, Белка, Стрелка. Определите моду ряда.
10.На орбитальной станции»Мир» совершено 78 выходов в открытый космос. В выходах участвовали: 29 российских космонавтов; 3
астронавта США; 2 астронавта Франции; 1 астронавт Германии.
Суммарную длительность пребывания в открытом космосе каждого из космонавтов можно представить в виде ряда:
77ч46мин; 41ч59мин;31ч48мин44ч00мин;41ч18мин;38ч33мин
36ч29мин;34ч32мин;32ч17мин
30ч30мин;30ч30мин;21ч54мин
19ч39мин;19ч11мин.
Найдите разницу между наибольшим и наименьшим числами ряда. Как называется эта статистическая характеристика?
Приложение №2
Задания отделу статистики:
1.В таблице показан расход электроэнергии некоторой семьей в течение года: I
Месяц
Расход
электроэнергии
VI
34
IV
61
I
85
V
54
II
80
III
74
V II
32
V III
32
IX
62
X
78
XI
81
X II
83
2.На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 5,2;5,4;5,545,4;5,1;5,1;5,4;5,5;5,3.
Для получения ряда чисел найдите среднее арифметическое, размах и моду. Что характеризирует каждый из этих показателей?
3. В таблице показано, сколько акций одинаковой стоимости акционерного общества приобрели сотрудники отдела:
№п/п Фамилия
Оспанова
1
2
Бодров
Оразбаев
3
Еркинов
4
5
Ильин
Кулахмет
6
Лаврова
7
8
Михайлов
Найдите медиану этого ряда чисел. У кого из сотрудников отдела число приобретенных акций превосходит медиану?
Число акций №п/п
5
4
10
3
2
10
25
3
Фамилия
Омаров
Толебаева
Амиров
Кенжетай
Комаров
Кошенова
Валиева
Мырзаханова
Число акций
1
4
12
6
8
10
2
4
9
10
11
12
13
14
15
16
4.Педагогический стаж восьми учителей школы, работающих в старших классах одной школы, следующий:
5лет, 8лет,15 лет, 12 лет, 17 лет, 14 лет, 18 лет, 9 лет. Найти среднее арифметическое и медиану.Задания отделу комбинаторики:
1.В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник, а также четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все
обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.
2.Маше на день рождения подарили три букета цветов: из роз, астр, гвоздик. В доме было две вазы: хрустальная и керамическая. Маша
пробовала устанавливать каждый букет в каждую вазу. Перечислить все полученные сочетания букета с вазой.
3. В каждую из трех ваз хрустальную и стеклянную – пробуют поставить по одному из двух имеющихся букетов цветов: из роз и гвоздик.
Перечислить все возможные варианты установки каждого букета в вазу.
4.Пользуясь таблицей вариантов, перечислить все двузначные числа, записанные с помощью цифр: 3,4,5
Задания отделу инфографики:
1.В таблице показана урожайность зерновых в 43 хозяйствах района. Постройте диаграмму распределения хозяйств по урожайности зерновых.
Урожайност,ц/га
Число хозяйств
18
19
20
21
22
3
9
13
11
7
2.В таблице приведены значения среднемесячных температур воздуха в городе за год:
Месяц
Среднемесячная
температура
I
16
II
10
III
6
IV
4
V
8
VI
16
V II
22
V III
19
IX
10
X
6
XI
3
X II
11
Приложение №3
Тест по теме«Статистические характеристики»
Вариант 11. Размахом ряда чисел называется
А) частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых;
Б) разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел;
В) медиана соответствующего упорядоченного ряда;
Г) число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.
2. На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 4,3; 4,5; 4,2; 4,5; 4,1; 4,4; 4,3; 4,1; 4,3.
Найдите моду этого ряда.
А) 4,1; Б) 4,5; В) 4,1 и 4,5; Г) 4,3.
3. Найдите среднее арифметическое чисел: 22, 16, 15, 34, 28.
А) 15; Б) 22; В) 23; Г) 19.
4. Размах ряда положительных чисел равен 64, наибольшее из них равно 121. Найдите наименьшее из чисел.
А) 92,5; Б) 57; В) 185; Г) другой ответ.
5. В ряду чисел 32, 17, __ , 45, 8 пропущено одно число. Найдите его, если мода ряда равна 32.
А) 45; Б) 37; В) 32; Г) 51.
Вариант 2
1. Средним арифметическим ряда чисел называется
А) среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине;
Б) разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел;
В) частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых;
Г) число, записанное посередине.
2. На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 4,3; 4,5; 4,2; 4,5; 4,1; 4,4; 4,3; 4,1; 4,3.
Найдите размах этого ряда.
А) 4,1; Б) 4,5; В) 0,4; Г) 4,1 и 4,5.
3. Найдите среднее арифметическое чисел: 62, 21, 19, 35, 28.
А) 43; Б) 33; В) 28; Г) 19.
4. Размах ряда положительных чисел равен 46, наименьшее из них равно 21. Найдите наибольшее из чисел.
А) 25; Б) 67; В) 33,5; Г) другой ответ.5. В ряду чисел 12, 17, __ , 25, 8 пропущено одно число. Найдите его, если среднее арифметическое ряда равно16.
А) 78; Б) 31; В) 62; Г) 18.