Конспект урока по математике "Правильные многогранники"
Оценка 4.6

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
02.04.2017
Конспект урока по математике "Правильные многогранники"
Урок состоит из 4 этапов. Каждый этап урока сопровождается презентацией. Проводится подготовительная работа: учащиеся готовят небольшие сообщения по правильным многогранникам. В ходе урока учащиеся знакомятся с видами правильных многогранников, с историей их возникновения и применением правильных многогранников в практической деятельности. В конце урока проводится практическая работа по изученной теме.Конспект урока " Правильные многогранники"
Конспект урока по теме Правильные многогранники.docx
Урок по теме: «Правильные многогранники».       Тип урока: изучение нового материала.       Продолжительность урока: 1 час 30 минут Цель урока: дать понятия правильного многогранника, полуправильных и звездчатых   многогранников,   рассмотреть   свойства   многогранников, познакомить с историей возникновения и развития теории многогранников.      Задачи урока: 1. Формирование   пространственных   представлений,   математической культуры, культуры общения.  2. Развитие практических навыков учащихся по изготовлению правильных, полуправильных, звездчатых многогранников.  3. Развитие умения наблюдать, умения рассуждать по аналогии, интереса к предмету   через   использование   информационных   технологий   и осуществление межпредметных связей. 4. Воспитание   общетрудовых   умений,   графической   культуры,   умения работать в группе. Оборудование:  компьютер,   проектор,   презентация,   карточки,   модели правильных многогранников, компьютеры, принтер, компьютерный тест.  Подготовительная работа: учащиеся готовят рефераты и сообщения на 5-6 минут по   предложенным   темам: «Правильные   многогранники   в философской   картине   мира   Платона»,  «Кубок   Кеплера», «Икосаэдро­ додекаэдровая структура Земли», «Архимедовы тела», Правильные многогранники и химия. (5 минут) Правильные многогранники в биологии.(5 минут) Искусство и правильные многогранники. (3 минуты) Ювелирные украшения.(2 минуты) Ход урока. 1.Орг.момент. 2. Целеполагание (2 минуты). Слайд 1­2 Учитель:   Есть   в   школьной   геометрии   особые   темы,   которые   ждешь   с нетерпением,   предвкушая   встречу   с   невероятно   красивым   материалом.   К таким   темам   можно   отнести   тему   "Правильные   многогранники".   Здесь   не только   открывается   удивительный   мир   геометрических   тел,   обладающих неповторимыми   свойствами,   но   и   интересные   научные   гипотезы.   Ни   одни геометрические   тела   не   обладают   таким   совершенством   и   красотой,   как правильные   многогранники.   Сегодня   на   уроке   мы   узнаем   и   увидим   много интересного, нам предстоит ответить на такие вопросы, как, например: Какие многогранники называются правильными? Сколько их существует? Что такое Эйлерова характеристика? Какие тела носят название тел Кеплера­ Пуансо? И многие   ­   многие   другие…   И,   наконец:   где,   зачем   и   для   чего   нам   нужны многогранники? Может быть, в жизни можно обойтись и без них? Данный материал пригодится нам при изучении темы “Объемы многогранников» и при решении задач на комбинацию геометрических тел. 3. Изучение нового материала.  Объяснение нового материала учителем. (5 минут). Слайд 3­9.   Учитель:   Мне   хотелось   бы   начать   со   слов   Бертрана   Рассела: “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой ­ красотой отточенной   и   строгой,   возвышенно   чистой   и   стремящейся   к   подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства”. Название  “правильные”  идет   от   античных   времен,  когда   стремились   найти гармонию,   правильность,   совершенство   в   природе   и   человеке.   Правильные многоугольники – это многоугольники, у которых все стороны и все углы равны,   правильные   многогранники   –   это   многогранники,   ограниченные правильными и одинаковыми многоугольниками. ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОГРАННИК­ выпуклый многогранник, грани которого являются правильными многоугольниками с одним и тем же числом сторон и  в каждой вершине которого сходится одно и то же число ребер. ТЕТРАЭДР   –   правильный   многогранник,   поверхность   которого   состоит   из четырех правильных треугольников. ГЕКСАЭДР   (КУБ)   –   правильный   многогранник,   поверхность   которого состоит из шести правильных четырехугольников (квадратов ОКТАЭДР   –   правильный   многогранник,   поверхность   которого   состоит   из восьми правильных треугольников. ДОДЕКАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двенадцати правильных пятиугольников. ИКОСАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двадцати правильных треугольников. Названия этих многогранников пришли из Древней Греции, и в них указывается число граней:  «эдра» ­ грань  «тетра» ­ 4  «гекса» ­ 6  «окта» ­ 8  «икоса» ­ 20 «додека» ­ 12 Все правильные многогранники были известны еще в Древней Греции, и им посвящена заключительная, 13­я книга знаменитых “Начал” Евклида. Как говорилось раньше, эти многогранники часто называют также платоновыми телами – в идеалистической картине мира, данной великим древнегреческим мыслителем   Платоном,   четыре   из   них   олицетворяли   4   стихии:   тетраэдр   – огонь,   куб   –   землю,   икосаэдр   –   воду,   октаэдр   –   воздух,   пятый   же многогранник, додекаэдр, символизировал все мироздание – его по­латыни стали   называть   quinta   essentia   (квинта   эссенция),   означающее   все   самое главное, основное, истинную сущность чего­либо. Сообщение   ученика   по   теме:   «Правильные   многогранники   в философской картине мира Платона» (6 минут). Слайд 10­11. Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они   занимают   видное   место   в   философской   картине   мира,   разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.).  Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» ­ огня, земли, воздуха и воды,   а   атомы   этих   «стихий»   имеют   форму   четырёх   правильных многогранников.   Тетраэдр   олицетворял   огонь,   поскольку   его   вершина устремлена   вверх,   как   у   разгоревшегося   пламени;   икосаэдр   –   как   самый обтекаемый – воду; куб – самая устойчивая из фигур – землю, а октаэдр – воздух. В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества   ­   твёрдым,   жидким,   газообразным   и   пламенным.   Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим. Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации. Учитель: А теперь от Древней Греции перейдём к Европе XVI – XVII вв., когда  жил и творил замечательный немецкий астроном, математик Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Доклад ученика по теме: «Кубок Кеплера» (6 минут). Слайд 12­14. Представим себя на месте Кеплера. Перед ним различные таблицы – столбики цифр. Это результаты наблюдений движения планет Солнечной системы – как его собственных, так и великих предшественников – астрономов. В этом мире вычислительной работы он хочет найти некоторые закономерности. Иоганн Кеплер, для которого правильные многогранники были любимым предметом изучения,   предположил,   что   существует   связь   между   пятью   правильными многогранниками и шестью открытыми к тому времени планетами Солнечной системы. Согласно этому предположению, в сферу орбиты Сатурна можно вписать куб, в который вписывается сфера орбиты Юпитера. В неё, в свою очередь, вписывается тетраэдр, описанный около сферы орбиты Марса.   В   сферу   орбиты   Марса   вписывается   додекаэдр,   в   который вписывается сфера орбиты Земли. А она описана около икосаэдра, в который вписана сфера орбиты Венеры. Сфера этой планеты описана около октаэдра, в который   вписывается   сфера   Меркурия.   Такая   модель   Солнечной   системы получила   название   «Космического   кубка»   Кеплера.   Результаты   своих вычислений учёный опубликовал в книге «Тайна мироздания». Он считал, что тайна Вселенной раскрыта. Год за годом учёный уточнял свои наблюдения, перепроверял данные коллег, но, наконец, нашёл в себе силы отказаться от заманчивой  гипотезы.  Однако  её  следы просматриваются  в третьем  законе Кеплера, где говориться о кубах средних расстояний от Солнца. Сегодня   можно   с   уверенностью   утверждать,   что   расстояния   между планетами   и   их   число   никак   не   связаны   с   многогранниками.   Конечно, структура Солнечной системы не является случайной, но истинные причины, по   которым   она   устроена   так,   а   не   иначе,   до   сих   пор   не   известны.   Идеи Кеплера оказались ошибочными, но без гипотез, иногда самых неожиданных, казалось бы, бредовых, не может существовать наука. Доклад учащегося по теме: «Икосаэдро­додекаэдровая структура Земли» (6 минут). Слайд 15 Идеи   Платона   и   Кеплера   о   связи   правильных   многогранников   с гармоничным устройством мира и в наше время нашли своё продолжение в интересной научной гипотезе, которую в начале 80­х гг. высказали московские инженеры  В.  Макаров  и  В.  Морозов. Они считают,  что ядро  Земли имеет форму   и   свойства   растущего   кристалла,   оказывающего   воздействие   на развитие   всех   природных   процессов,   идущих   на   планете.   Лучи   этого кристалла,   а   точнее,   его   силовое   поле,   обуславливают   икосаэдро­ додекаэдровую структуру Земли (рис.7). Она проявляется в том, что в земной коре   как   бы   проступают   проекции   вписанных   в   земной   шар   правильных многогранников: икосаэдра и додекаэдра.  Многие   залежи   полезных   ископаемых   тянутся   вдоль   икосаэдро­ додекаэдровой   сетки;   62   вершины   и   середины   рёбер   многогранников, называемых   авторами   узлами,   обладают   рядом   специфических   свойств, позволяющих объяснить некоторые непонятные явления. Здесь располагаются очаги древнейших культур и цивилизаций: Перу, Северная Монголия, Гаити, Обская   культура   и   другие.   В   этих   точках   наблюдаются   максимумы   и минимумы атмосферного давления, гигантские завихрения Мирового океана. В   этих   узлах   находятся   озеро   Лох­Несс,   Бермудский   треугольник. Дальнейшие   исследования   Земли,   возможно,   определят   отношение   к   этой научной гипотезе, в которой, как видно, правильные многогранники занимают важное место. Учитель: А сейчас от научных гипотез перейдём к научным фактам.  4. Практическая работа (15 минут). Слайд 16. Работа в группах. Деление на группы производится заранее, учитывая уровень подготовки детей, так же их желание. Задания дифференцированные. Более подготовленные   учащиеся   входят   в   1   и   3   группу,   4­5   группа­   ученики, которые хорошо работают в графическом редакторе. Можно разделить между 4 и 5 группой многогранники (2 одной группе и 3 другой). Развертки, которые получатся, необходимо распечатать учащимся для выполнения дом. задания. 1 группа­ доказать, что правильных многогранников 5. 2 группа­ заполнить таблицы и сделать вывод.(модели). Правильные многогранники Граней Число Вершин Рёбер Тетраэдр Куб Октаэдр Додекаэдр Икосаэдр Правильные многогранники Тетраэдр Куб Октаэдр Додекаэдр Икосаэдр Число Граней + Вершин (Г+В) Рёбер (Р) 3 группа­ вывести формулы полной поверхности правильных многогранников. Sтет  . a 32 Sгек  26a Sокт  . 2 2 a 3 Sикос  . 5 2 a 3 4­5 группы­ нарисовать развертки (на компьютере). 5. Отчет групп о работе (15 минут). Слайд 17­23. Один представитель группы отчитывается о результатах у доски (3­4 минуты для каждой группы). Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. ­ формулы площадей; ­ теорему Эйлера.(Г+В­Р=2) 6. Дополнительные сведения. Учитель:   Кроме   пяти   правильных   многогранников   существуют полуправильные многогранники, тела Архимеда. Доклад ученика по теме: «Архимедовы тела» (5 минут). Слайд 24­27.              Архимедовы тела обладают свойством: любые две вершины можно совместить так, что все грани многогранника попарно совпадут друг с другом. Кроме   полуправильных   многогранников,   из   правильных   многогранников   – Платоновых   тел   можно   получить   так   называемые   правильные   звездчатые многогранники.  Их   всего   четыре.   Первые   два   были   открыты   И.  Кеплером (1571  – 1630  гг.),  а  два   других   были   построены   почти   двести   лет   спустя французским   математиком   и   механиком   Луи   Пуансо   (1777   –   1859   гг.). Именно   поэтому   правильные   звездчатые   многогранники   получили   название тел   Кеплера   –   Пуансо.   В   работе   «О   многоугольниках   и   многогранниках» (1810   г.)   Луи   Пуансо   перечислил   и   описал   все   правильные   звездчатые многогранники, поставил, но не решил вопрос о существовании правильных многогранников, число граней которых отлично от 4, 6, 8, 12, 20.Отчет на этот вопрос был дан год спустя, в 1811 году, французским математиком Огюстом Луи Коши (1789 – 1857 гг.) в работе «Исследование о многогранниках». В ней доказывается, что не существует других правильных многогранников, кроме перечисленных Пуансо. Автор приходит к выводу, что правильные звездчатые многогранники получаются из выпуклых правильных многогранников путем продолжения   их   ребер   или   граней,   исследуется   вопрос,   из   каких   именно правильных   многогранников   могут   быть   получены   правильные   звездчатые многогранники. Делается вывод о том, что тетраэдр, куб и октаэдр не имеют звездчатых форм, додекаэдр имеет три, а икосаэдр – одну звездчатую форму (это малый звездчатый додекаэдр, большой додекаэдр и большой икосаэдр).  Учитель:  Луи   Кэрролл   писал:   "Правильных   многогранников   вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук". В глубины каких наук пробрались правильные многогранники? Где в жизни мы можем их повстречать? Слайд 28. 7. Доклады учащихся (сопровождаются компьютерными презентациями) (15 минут). Слайд 29­ 46. Правильные многогранники и химия. (5 минут) Правильные многогранники в биологии.(5 минут) Искусство и правильные многогранники. (3 минуты) Ювелирные украшения.(2 минуты) 9. Рефлексия (7­8 минут). При   наличии   времени   учитель   проводит   компьютерное   тестирование рефлексия   усвоения   учебного   материала),   если   времени   мало,   то   только рефлексию учебной деятельности, а на следующем уроке ­ тест. № Вопрос 1 Правильных многогранников существует ровно… 2 Гранями тетраэдра являются правильные… 3 Сколько существует правильных звездчатых  многогранников? 4 Правильные многогранники называют телами … 5 Какого правильного многогранника не существует? 6 Сколько ребер у гексаэдра (куба)? 7 Треугольная пирамида называется также … 8 Форму икосаэдра имеют … 9 Для выпуклого правильного многогранника с числом вершин В,   граней Г и ребер Р выполняется следующее равенство: В+Г­Р=... Ответ ­ рефлексия деятельности учащихся на уроке. ­Что понравилось на уроке? ­Какой материал был наиболее интересен? ­   Оцените   свою   работу   на   уроке:   плохо   работал,   хорошо,   отлично. Поднимите руки, кто работал плохо? Почему? И т.д. ­ Связь геометрии, с какими науками вы увидели сегодня на уроке? ­В каких еще областях деятельности можно встретиться с правильными многогранниками? ­ Как вы думаете, пригодятся ли вам знания данной темы в вашей будущей профессии?  8. Подведение итогов. Выставление оценок (2 минуты). 10. Домашнее задание. Изготовить   модели   5   правильных   многогранников.   По   желанию   ­ полуправильных и звездчатых (дополнительная оценка). (Учащимся можно распечатать развертки многогранников, которые нарисовали 4 и5 группы) Примечание: Уроку предшествует очень большая подготовительная работа. Некоторые учащиеся получают задание подготовить рефераты и сообщения по   конкретным   темам   геометрии,   химии,   биологии,   МХК.   При   этом учитываются   индивидуальные   особенности   детей,   их   профессиональные наклонности. Учителя­предметники проверяют рефераты и оценивают работу учащихся.   Таким   образом,   оценки   учащиеся   могут   получить   не   только   по геометрии   за   работу   на   уроке,   но   и   по   другим   предметам   за   подготовку реферата. Во время практической работы и после представления сообщений, рекомендуется   выключать   проектор.   На   втором   уроке   следует   сделать динамическую паузу. Учитель сам должен определить её время проведения. Это   могут   быть   упражнения   для   глаз   (без   использования   компьютера)   и несколько двигательных упражнений.

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"

Конспект урока по математике "Правильные многогранники"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017