Данный урок разработан для 4 класса. В соответствии с Федеральным Государствееным образовательным Стандартом. Материал представлен доступно и понятно, как для детей, так и для учителей. Урок развивает как личностные, коммуникативные и регулятивные качечтва ребенка. В конспекте используются различные методы работы с детьми.
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект
урока музыки в 4 А классе
МБОУ СОШ №7 с. Стародубского
Учителя начальных классов
Смольской Виктории ИгоревныТема: «Музыкальный сказочник»
Цели   урока:  знакомство   с   сюитой   как   музыкальным   жанром;   развитие   познавательных   и   мыслительных   навыков,
формирование музыкального вкуса; приобщение  детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Универсальные учебные действия 
Регулятивные 
1 Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок.
3. Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать умение ставить вопросы.  
2.Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.3. Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
4.  Понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
Планируемые результаты
1. Предметные
Актуализировать знания о сюите, как музыкальным жанром.
 получат возможность познакомиться с сюитой «Шахерезада».
2. Личностные 
 Проявлять интерес к новому;
 интерес к способу решения и общему способу действия;
 развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в  учении.
3. Метапредметные
  Планировать   собственную   деятельность   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,
прогнозирование  предстоящей работы;
 учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания;
Ресурсы:
 Дополнительные: презентация.Этапы урока,
виды работ
I. Мотивация к учебный 
деятельности 
 Вход учащихся в класс под музыку песни «Спор Маши и Вити о
сказках» муз. Г. Гладкова
II. Актуализация опорных знаний 
и способов действий. Выявление 
проблемы.
Я очень рада видеть вас, и думаю, что музыка, под которую вы 
вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу со сказочными 
героями, которые живут в музыке многих композиторов, особенно в 
музыке композитора, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке.
В течение учебного года мы с вами изучили много нового, говорили 
о многообразии жанров и интонационной выразительности 
музыкальной речи. Слушали оперы, балеты, симфонии. На 
Ход урока
Содержание урока
УУД
 
 
 
для
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Регулятивные 
  умение
 
ставить
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
критерием.. 
 
внутренним
2. Вносить необходимые коррективы всегодняшнем уроке мы закрепим наши знания и познакомимся с 
новым произведением: музыкальной сказкойсюитой «Шехерезада» 
знакомого вам композитора. (Слайд №2)
Учащиеся: Это портрет русского композитора Н. А. Римского
Корсакова 
Учитель: Да, правильно, композитор Н. А. РимскийКорсаков. Он 
был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и 
дядя пели народные песни. (Слайд №3)
Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему 
было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный
слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море 
– играл в морские игры, рисовал и строил корабли.
В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской 
кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. ( Слайд 
№4) На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное 
плавание (  Слайд №5
решил стать композитором.
 ), вернувшись из путешествия, он окончательно
 
 Ребята, последователем кого мы называем РимскогоКорсакова?
Учащиеся:  М. И. Глинки (Слайд №6)
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
  Выполнять   взаимопроверку   и
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
  умение
 
ставить
2.Использовать   приобретенные   знания
  в   практической
и   умения  
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
 
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
 
средства
результата.
для
 
представления
Учитель:  Да, как и Глинка, Римский Корсаков был влюблён в 
4.   Понимать   и   принимать   различныебогатейшую художественную культуру, историю и быт русского 
народа. 
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и 
песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды,
былины и сказки.
В своих произведениях композитор описал картины моря, 
разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из 
мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов 
природы».
РимскийКорсаков написал 15 опер, большинство из которых на 
сказочные сюжеты.
Какая опера вам знакома?
Учащиеся:   Опера   «Сказка   о   царе   Салтане»,   фрагмент   «Три
чуда» (Слайд№7)
Учитель:   Следующая   опера   «Золотой   петушок»   по   произведению
А.С.Пушкина.     (Слайд№8)
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
критерием.. 
 
внутренним
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
  Выполнять   взаимопроверку   и
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
  умение
 
ставить
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практическойОпера «Майская ночь»     (Слайд№9) и «Ночь перед Рождеством» по
Гоголя. (Слайд№10)
произведениям
Н.
В.
 
 
 
Операсказка
Островского (Слайд№11)
 
«Снегурочка»
 
по
 
произведению   А.
Опера  былина «Садко» (Слайд №12) Много общего у композитора
с его любимым героем Садко. Оба родом из Новгородской земли,
музыканты
мореплаватели.
и
 
 
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
 
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
 
средства
результата.
для
 
представления
Операсказка «Кащей Бессмертный» (Слайд №13) и многие другие
произведения.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
Ребята,   кто   читал   книгу   «Тысяча   и   одна   ночь»? (Слайд
№14) Какие
входят? 
сказки
туда
 
 
 
Сборник   этих   сказок   появился   в   XVIII   во   Франции.   Вскоре   с
французского   языка   сказки   были   переведены   на   многие   другие
языки. Сказки создавались многими поколениями разных народов:
арабами,
индусами.
персами,
 
 
Н.   А.   РимскогоКорсакова   увлёк   Восток,   с   его   прихотливой
фантастикой,   образной   речью,   весёлой   мудростью.   Мы   сегодня
узнаем   что   такое   сюита. (Слайд   №15) Сюита      музыкальное
 
собственной.
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
  Выполнять   взаимопроверку   и
III. Решение проблемы.произведение,   состоящее   из   самостоятельных   пьес,   объединённых
общим
замыслом.
 
_   Ребята,   вспомните   и   назовите   сюиты,   которые   мы   слушали.
(Э.   Григ   «Пер   Гюнт»,   М.   Мусоргский   «Картинки   с   выставки»)
Симфоническая   сюита   «Шехерезада»   была   написана   Римским
Корсаковым   всего   за   два   месяца   в   1888   году.   Это   программное
произведение. (Слайд№16)
Программная   музыка   –   музыка,   в   основе   которой   лежит
определённый   сюжет,   программа.   Композитор   приложил   к
партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в
коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь
тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении
1001   ночи,   так   что   побуждаемый   любопытством   Шахриар
постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё
намерение.   Много   чудес   рассказывала   ему   Шахерезада,   приводя
стихи   поэтов   и   слова   песен,   вплетая   сказку   в   сказку,   рассказ   в
рассказ.
Сейчас мы послушаем I часть сюиты «Шехерезада», которая 
называется «Море. Синдбадов корабль». (Слайд №17) Сядьте 
удобно и настройтесь. (Звучит музыка)
Беседа по прослушанному.
 Кого нам изобразила музыка?
IV. Первичное закрепление. 
 
ставить
  умение
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
для
 
 
 
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.Во вступлении мы услышали музыку, которая нам нарисовала 
грозного царя Шахриара. (Слайд №18)
  
 
Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Энергичные ритмы 
придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание 
напоминает повелительную речь.
Тему этого царя исполнили медные духовые инструменты (труба и 
трамбон) 
Поднимите карточку. Какая здесь динамика? (Форте). В каком 
регистре? (Низкий).
Тему Шахерезады (Слайд №19) играет скрипка и аккомпанирует ей
арфа. 
Чем отличается образ Шахерезады? (Мягкостью и 
женственностью).
Поднимите карточку. Какая здесь динамика? (Пиано). В каком 
регистре? (Высокий).
 Ещё что нарисовала музыка? 
(Море) (Слайд №20)
 Море было одинаковое?
  умение
 
ставить
  Выполнять   взаимопроверку   и
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Коммуникативные:
высказывание,
1.Формулировать
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
корректировку учебного задания.
  Выполнять   взаимопроверку   и
для(Нет, композитор изобразил разное состояние моря, по которому 
плывёт корабль Синдбада: то спокойное и безмятежное. То бурное и
взвалнованое.)
 В каком ладу написана музыка? (Карточка минор)
В каком ритме (Двухдольный).
V.Организация   самостоятельной
работы
Исполнение изученной песни «Живёт повсюду красота».
 
для
 
 
ставить
  умение
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
  Выполнять   взаимопроверку   и
 
ставить
  умениеVI.
деятельности
Рефлексия
 
учебной
 Ребята, что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
( ответы учащихся).
 
 
 
 
для
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
  в   практической
и   умения  
  Выполнять   взаимопроверку   и
  умение
 
ставитьVII. Домашнее задание 
Творческое задание: нарисовать музыку РимскогоКорсакова.
 
для
 
 
 
деятельности
Коммуникативные:
1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
Регулятивные 
1  Оценивать правильность выполнения
действия   по   заданным   внешним   и
сформированным
внутренним
критерием.. 
2. Вносить необходимые коррективы в
действие   после   его   завершения   на
основе   его   оценки   и   учета   характера
сделанных ошибок.
3.
корректировку учебного задания.
Познавательные
1.Формировать
вопросы.  
2.Использовать   приобретенные   знания
и   умения  
  в   практической
деятельности
Коммуникативные:
  Выполнять   взаимопроверку   и
  умение
 
ставить1.Формулировать
высказывание,
мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
2. Согласовывать позиции с партнером
и находить общее решение.
3.   Адекватно   использовать   речевые
средства
представления
результата.
4.   Понимать   и   принимать   различные
позиции   других   людей,   отличные   от
собственной.
для