Конспект урока по НВП 10 класс по теме Ядерное оружие

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Комплексная дидактическая цель. Знать: - характеристику ядерного оружия; - средства доставки и способы его применения; - виды ядерных взрывов; - поражающие факторы ядерного взрыва и способы его применения. Уметь: - объяснять опасно поражающие факторы взрыва и способы защиты от них на основе полученных знаний. Учиться: - работать с учебником (А.Т.Смирнов, О.Б.Ж..,10 класс Москва . Астрель.АСТ. 2001 г.); - распределять время; - осуществлять само – и взаимоконтроль; - соотносить результат с целью.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по ОБЖ Класс: 10 Тема урока: Ядерное оружие Тип урока: урок изучения нового материала Технология: модульная УМК: А.Т.Смирнов, ОБЖ..,10 класс Москва . Астрель.АСТ. 2008 г.; Цели и задания учебных элементов Время, контроль № ­ УЭ 1 2 УЭ­ 0 Комплексная дидактическая цель. Знать: ­ характеристику ядерного оружия; ­ средства доставки и способы его применения; ­ виды ядерных взрывов; 3 3 мин. ­ поражающие факторы ядерного взрыва и способы его  применения. Уметь: ­ объяснять опасно поражающие факторы взрыва и  способы защиты от них на основе полученных знаний. Учиться: ­ работать с учебником (А.Т.Смирнов, О.Б.Ж..,10 класс  Москва . Астрель.АСТ. 2001 г.); ­ распределять время; ­ осуществлять само – и взаимоконтроль; ­ соотносить результат с целью. УЭ­ 1 Цель: Познакомиться с характеристикой ядерного оружия. 5 (8) мин. Прочтите 1­2 – й абзац стр. 35 учебника. Найдите и запомните ответы на вопросы: ­ на чем основано поражающее действие ядерного оружия? ­ чем выражается мощность взрыва ядерного боеприпаса? Запишите в тетради определение тротилового эквивалента,  какими единицами он измеряется. Ответьте друг другу  на вопросы. Проверьте по  образцу и оцените. УЭ­ 2 Цель: Ознакомиться со средствами доставки ядерных  боеприпасов. Прочтите 3 – й абзац стр. 35 учебника, нарисуйте в тетради  таблицу, заполните левую ее часть. 4 (12)мин. Проверьте таблицу у  товарища и оцените.УЭ­ 3 УЭ­ 4 Средства доставки и  способы применения  ядерного боеприпаса. Виды  ядерных  взрывов. Поражающие  факторы. Цель: Ознакомиться с видами ядерных взрывов. 4 (16) мин. Прочтите стр. 35 учебника. Дополните схему видами ядерных  взрывов. Проверьте по  образцу и оцените. Запомните, что называется центром (эпицентром) ядерного  взрыва. Цель: Ознакомиться с понятием – очаг ядерного поражения. 9 (25) мин. Прочтите на стр. 35 учебника. Запомните и ответьте друг другу на вопросы: ­ что называется очагом ядерного поражения? ­ от чего зависят размеры очага? ­ зоны разрушения. Оцените ответ друг  друга. УЭ­ 5 Цель: Ознакомиться с поражающими факторами ядерного  взрыва. Прочтите абзац «Поражающие факторы ядерного взрыва», стр.  36 – 37 учебника. Закончите, заполнение таблицы поражающими факторами. УЭ­ 6 Цель: Изучить поражающий фактор ядерного взрыва «Ударная  волна». Прочтите раздел учебника «Ударная волна», стр. 37 – 40. Найдите и запишите в тетради определения: 4 (29) мин. Проверьте у  товарища и оцените. 10 (39) мин. Выполните задание №  1, проверьте у  товарища и оцените.  ударная волна;  фронт ударной волны;  избыточное давление, единицы его измерения. Запомните ответы на вопросы: ­ степени поражения людей в зависимости от избыточного  давления; ­ скорость движения и расстояние распространения ударной  волны. Задание № 1: Прогнозируемое избыточное давление равно 30  кПа. Какие поражения получат незащищенные люди? Цель: Изучить поражающий фактор ядерного взрыва «Световое  6 (45) мин. УЭ­ 7излучение». Прочитать раздел «Световое излучение», стр. 40 учебника. Проверьте по  образцу и оцените  ответы. Запиши в тетради: ­ что называется световым излучением? ­ длительность светового излучения; ­ какие поражения вызывает световое излучение? ­ защита от светового излучения. Цель: Изучить поражающий фактор ядерного взрыва. 7 (52) мин. УЭ­ 8 «Проникающая радиация», стр. 40 – 41 учебника. Запишите в тетради ответы на вопросы: ­ что называется проникающей радиацией? ­ длительность ее действия; ­ что вызывает лучевую болезнь? ­ примеры слоев и половинного ослабления; ­ защита от проникающей радиации. Проверьте записи по  образцу, выполните  задание № 2,  оцените друг друга. 14 (66) мин Проверьте записи по  образцу. Ответьте  друг другу на  заданные вопросы. Выполните задание  № 3 и оцените. Задание № 2: Определить, во сколько раз будет ослаблена  проникающая радиация в блиндаже, если перекрытие состоит из бревен толщиной 30 см. и слоя грунта – 28 см. УЭ­ 9 Цель: Изучить поражающий фактор ядерного взрыва  «Радиоактивное заражение». Прочитать раздел «Радиоактивное заражение», стр. 42 – 44  учебника. Найдите и запишите в тетради ответы на вопросы: ­ основные источники радиоактивного заражения; ­ высота подъема радиоактивного облака; ­ скорость движения радиоактивного облака; ­ какими единицами измеряется доза излучения и уровень  радиации? ­ как снижается мощность дозы излучения в зависимости от  времени? ­ допустимые дозы облучения; ­ нарисуй в тетради зоны радиоактивного заражения. Изучите и запомните:­ что такое зона радиоактивного заражения? ­ что такое рентген? ­ что такое доза и уровень радиации? ­ от чего зависит радиоактивное заражение? Задание № 3: Уровень радиации через 1 час после взрыва равен 150 Р/ч. Каким он будет через 2 ч., через 7 ч.? УЭ­ 10 Цель: Изучить поражающий фактор ядерного взрыва  «Электромагнитный импульс». Прочтите раздел учебника «Электромагнитный импульс», стр.  41. 5 (71)мин. Проверьте по  образцу и оцените. Запиши в тетради: ­ что такое электромагнитный импульс? ­ какие поражения он наносит? УЭ­ 11 Цель: ознакомиться со средствами и способами защиты от  поражающих факторов ядерного оружия. Прочтите абзац стр. 60 и 72 – 73. Изучите и запомните ответы на вопросы: ­ что является наиболее надежным средством защиты от  поражающих факторов ядерного взрыва? ­ какие средства используются для защиты органов дыхания и  кожи? УЭ­ 12 Цель: Ознакомиться с особенностями поражающего действия  нейтронных боеприпасов. Прочтите раздел учебника «Особенности поражающего  действия нейтронных боеприпасов», стр. 44 – 45. Найдите и запишите в тетради – основные особенности взрыва  нейтронных боеприпасов. Запомните ответы на вопросы: ­ что составляет основу нейтронных боеприпасов? ­ особенности защиты от нейтронных боеприпасов. 4 (75) мин. Оцените ответ друг  друга. 7 (82) мин. Проверьте записи по  образцу, оцените  друг друга. УЭ­ 13 Цель: Оценить знания учащихся по изученному материалу. 8 (90) мин. Прочтите цели модуля, подготовьтесь и выполните тестовое  задание: 1. При помощи ядерного взрыва 20 кТ ударная волна  Выполните тестовое  задание, сдайте лист  контроля учителю.проходит 1 км за: А. – 2 сек; Б. – 5 сек; В. – 8 сек. 2. Люди получают тяжелые травмы (контузии, переломы,  поражения внутренних органов) при избыточном давлении во  фронте ударной волны, равном: А. – свыше 100 кПа; Б. – свыше 60 кПа; В. – 40 – 60 кПа; Г. – 20 –  10 кПа. 3. Зона слабых разрушений возникает при избыточном равном: А. – 10 – 5 кПа; Б. – 20 – 10 кПа; В. – 30 – 20 кПа; Г. – 50 – 30 кПа. 4. При воздействии светового излучения люди получают  следующие поражения: А. – поражения не получают; Б. – отравления; В. – лучевую  болезнь; Г. – ожег и ослепление. 5. Поражающий фактор ядерного взрыва, характеризующийся  потоком гамма лучей и нейтронов, называется: А. – световое излучение; Б. – проникающая радиация; В. –  радиоактивное заражение; Г. – электромагнитный импульс. 6. Укажите слой половинного ослабления бетона: А. – 2,8 см; Б. – 5 см; В. – 10 см; Г. – 14 см. 7. Уровень радиации через час после наземного взрыва составил 600 Р/ч. Через 3 часа он будет равен: А. – 50 Р/ч; Б. – 100 Р/ч; В. – 150 Р/ч; Г. – 200 Р/ч. 8. Допустимая доза однократного облучения в течение четырех  суток равно: А. – до 50 Р; Б. – до 100 Р; В. – до 200 Р; Г. – до 300 Р. 9. Боеприпас, при взрыве которого площадь поражения  проникающей радиации превосходит площадь поражение  ударной волной, называется: А. – вакуумным; Б. – лазерным; В. – химическим; Г. – нейтронным. 10. За внешнюю границу очага ядерного поражения принимают  условную линию на местности, где величина избыточного  давления равна: А. – 1 кПа; Б. – 10 кПа; В. – 20 кПа; Г. – 40 кПа. Оценка: «Отлично» ­ все правильные ответы. «Хорошо» ­ 8­9 правильных ответов. «Удовлетворительно» ­ 6­7 правильных ответа.«Неудовлетворительно» ­ 5 и менее правильных ответов. Динамическая таблица к модульному уроку. Ядерное оружие. Тротиловый эквивалент – количество обычного взрывчатого вещества, тротила, при взрыве  которого выделяется столько же энергии, сколько ее выделяется при взрыве данного ядерного  боеприпаса. Измеряется в тоннах, килотоннах, мегатоннах (Т, кТ, мТ). Средства доставки и  способы применения  ядерных боеприпасов ­ ракеты (основное) ­ авиация ­ артиллерия Виды ядерных взрывов Поражающие факторы  ядерного взрыва ­ высотные ­ воздушные ­ ударная волна ­ световое излучение ­ наземные (надводные) ­ проникающая радиация ­ ядерные фугасы ­ подземные (подводные) ­ радиоактивное заражение ­ электромагнитный импульс Ударная волна Область резкого сжатия среды, распространяющаяся во все стороны от места взрыва со  сверхзвуковой скоростью. Фронт ударной волны – передняя граница сжатого слоя воздуха. Избыточное давление – разность между максимальным давлением во фронте ударной волны и  нормальным атмосферным давлением перед ним. Измеряется в паскалях (Па). Световое излучение Поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.  Длится до 20 сек. Способно вызывать: ожоги, поражения органов зрения, возгорания горючих материалов и  объектов. Защита – любая преграда, способная создать тень. Проникающая радиация Это поток гамма – лучей и нейтронов. Длится 10­15 сек. Ионизирует молекулы клеток, что  вызывает лучевую болезнь. Слой половинного ослабления: сталь­2,8 см, бетон­10 см, грунт­14 см, древесина­30 см. Защита – открытые и перекрытые щели, убежища, ПРУ. Радиоактивное заражениеОсновные источники – продукты деления ядерного взрыва заряда и радиоактивные изотопы,  образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен  ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Образовавшееся радиоактивное облако поднимается на многокилометровую высоту. Движется  со скоростью 25­100 км/час по ветру, образуя зону радиоактивного заражения. Доза радиации измеряется в рентгентах. Мощность дозы излучения (уровень радиации) в  рентген/час. Уровень радиации, замеренный через 1 час после взрыва (наземного), уменьшается  через 2 часа вдвое, через 3 часа – в 4 раза, через 7 часов – в 10 раз, через 49 часов – в 100 раз. Электромагнитный импульс Это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в  результате взаимодействия гамма­лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с  атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть перегорание и пробои отдельных элементов  радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Ключ к тестовому заданию УЭ­13 1­А, 2­Б, 3­Б, 4­Г, 5­Б, 6­В, 7­В, 8­А, 9­Г, 10­Б. Карточка контроля Фамилия ______________________ Класс______________________ УЭ­1 УЭ­2 УЭ­3 УЭ­4 УЭ­5 УЭ­6 УЭ­7 УЭ­8 УЭ­9 УЭ­10 УЭ­11 УЭ­12 УЭ­13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итоговая оценка за урок __________________________________________

Посмотрите также