Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе на тему "Права потребителей"; учебник А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание. 6 класс. Технологическая карта содержит подробное описание этапов урока, задания, учебные действия, формируемые в ходе урока, приложение с инструктажем, оценочным листом и ситуационными задачами.
Технологическая карта урока
Образовательное учреждение: КГБОУ «Ачинский кадетский корпус им. Героя Советского Союза Г.Г. Голубева»
Учитель: Радюк И.П.
Урок: Обществознание
Учебник: А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание. 6 класс
Класс: 6 Б
Тема урока: Права потребителей
Цели урока: Создать условия для достижения обучающимися образовательных результатов: 1) знают основные права потребителей;
2) работают с информацией; 3) развиты коммуникативные навыки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этапы
урока
Организац
ионный
(12 мин)
Актуализ
ация
знаний
(7 мин.)
Мотиваци
Учебные задачи и задания
1 Приветствие
2 Разделение на группы
3 Инструктаж (см. Приложение)
Просмотр видеосюжета «Медный
всадник» Ералаш
Задание I. Какой вид правонарушения
показан в этом видеосюжете?
(Административное) (1 балл)
Какое наказание может ждать этого
мальчика?
(Арест до пятнадцати суток, возможно,
штраф). (1 балл)
Вывод: Это памятник архитектуры, что
относится к культурным ценностям и
никакое баловство и вредительство по
отношению к нему не допустимо.
Подобные действия называются
вандализмом.
Ответы экспертов, проверка
правильности ответов, вставление баллов
Каждый из нас бывал в магазине.
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Учебные действия
Называют:
административный
вид правонарушения;
меры наказания за
административное
правонарушение
Анализ фактов;
Формулирование и
обоснование вывода;
Построение
речевого
высказывания в
письменной и устной
форме;
Контроль и оценка
результатов
деятельности;
Коммуникативные
Установление
связей,
способствующих
взаимодействию
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Работать в группе
сверстников;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение
Называют основных
Анализ фактов;
Выстраиваниея
(5 мин.)
Целепола
гание
(2 мин.)
Овладени
е новыми
знаниями
и
способам
и
действия
(15 мин.):
(1 мин.)
Назовите участников рыночных
отношений, которых можно увидеть в
магазине (продавец, покупатель)
Предлагаю вам посмотреть еще один
видеосюжет, который поможет вам
определить тему сегодняшнего урока.
(«Фитиль» Про Волка и зайца из «Ну,
погоди».)
Что произошло с зайцем?
Зайца обманули в магазине, он купил не
качественный товар, не соответствующий
требуемому качеству.
Сталкивались ли вы с подобной
ситуацией?
Исходя из увиденного, попробуйте
определить тему сегодняшнего урока
(Права потребителей)
Что будет являться целью нашего
урока? (Знать основные права
потребителей)
Если мы говорим о правах потребителя,
мы должны учитывать, что всегда есть 2
стороны: Потребитель и Продавец.
Между ними возникают имущественные
отношения, то есть те отношения,
которые связаны с имуществом.
Как Вы считаете, у кого больше прав, у
продавца или покупателя?
На самом деле, прав гораздо больше у
покупателя, хотя, если он о своих правах
не знает, продавцу ничего не стоит
обмануть человека.
Причем, когда мы говорим о продавце,
участников
рыночных отношений
(покупатель,
продавец)
Формулирование и
обоснование вывода;
Построение
речевого
высказывания в
устной форме;
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели
Постановка
учебной задачи
Формулирование и
обоснование вывода
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение;
Умение выражать
свои мысли и
высказывать свое
мнение
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение;(5 мин.)
(3 мин.)
мы имеем ввиду не только работника
магазина, но и, например, таксиста, или
любое лицо, предоставляющее Вам
услугу, например, починку компьютера
или стрижку, или ремонт и т.п.
С целью защиты потребителей в 1992
году в Российской Федерации был принят
Закон о защите прав потребителей, он
относится к гражданскому праву.
Задание II. Прочитать извлечение из
Закона (с. 117) и ответить на вопросы
№ 2, 3)
Ответы экспертов, проверка
правильности ответов, вставление баллов
Данный закон защищает потребителя, но
давайте представим ситуацию,
нарушающую его право: Иванову Пете
подарили новые кроссовки, но после 2х
недель носки у одной кроссовки
отклеилась подошва.
Вопросы:
Что делать подростку?
Может ли он обратиться с претензией в
магазин?
Ответ:
В магазин он может обратиться при
условии, что:
сохранился чек, доказывающий, что
кроссовки были приобретены именно в
этом магазине именно такогото числа;
сохранился гарантийный талон на этот
товар (на обувь обычно месяц);
сохранилась упаковочная коробка;
Петей были соблюдены правила
Знают:
кто такой
потребитель;
что приобретает
или использует
потребитель
Отбор
теоретического
материала;
Умение извлекать
информацию из
источника;
Построение
речевого
высказывания в
письменной и устной
форме
Контроль и оценка
результатов
деятельности
Анализ фактов;
Формулирование и
обоснование вывода;
Построение
речевого
высказывания в
устной форме
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Работать в группе
сверстников;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение
Умение выражать
свои мысли и
высказывать свое
мнениепользования кроссовками.
Все эти условия необходимы для того,
чтобы Петя доказал, что он не сам
специально испортил кроссовки, а
произошло это по вине производителя
(4 мин.)
Ознакомьтесь, пожалуйста, с
основными правами потребителя
(прочитать, обсудить, записать в тетради)
Знают основные
права потребителя и
их значение
Знают функции
Роспотребнадзора
Формулирование
вывода
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,
вступать в диалог,
обсуждение
(2 мин.)
Применен
ие новых
знаний
(15 мин.)
Для защиты прав потребителей в
каждом городе есть специальный орган –
Управление Роспотребнадзора.
В г. Ачинске он находится по адресу: ул.
Льва Толстого, 23.
Туда можно обратиться, если ваши
потребительские права будут нарушены.
Его функции:
Проводит плановые и неплановые (по
просьбе покупателя) проверки;
В случае нарушений приостанавливает
производство и реализацию товаров и
услуг, не соответствующих требованиям;
Отправляет в правоохранительные
органы материалы для возбуждения
уголовных дел
Для чего создана данная организация?
(для защиты прав потребителей)
Задание III. 1 Рассмотреть описанную в
задаче ситуацию и объяснить, нарушено
ли право потребителя, если да, то назвать
его (см. Основные права потребителя);
2 Предположить, как может быть
решена данная проблема
Ответы экспертов, проверка
Знают основные
права потребителя
Понимать
последовательн
ость действий
Поиск и выделение
необходимой
информации;
Построение
логической цепочки
рассуждений;
Формулирование и
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками;
Умение слушать
и слышать,правильности ответов, вставление баллов
Домашнее
задание
(1 мин.)
Рефлекси
я
(2 мин.)
Прочитать § 22, рубрика «Вопросы и
задания к параграфу» устно
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в
жизни …
Эксперты, проставьте личный балл
каждому члену вашей группе, в том числе
и себе, исходя из указанных в
Инструктаже критериев
обоснование вывода;
Построение
речевого
высказывания в
письменной и устной
форме;
Контроль и оценка
результатов
деятельности
вступать в диалог,
обсуждение
Умение выражать
свои мысли и
высказывать свое
мнение
Критическая оценка
результатов своей
деятельности
Оценивание
своей
деятельности
на уроке
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками
Контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности
Применение
критериев
оценки и
самооценки
деятельности
Выстраивание
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассникамиПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктаж для экспертов:
1 Наблюдать за работой группы, чтобы в конце урока оценить работу каждого ее члена;
2 Озвучивать ответ выполненного задания и выставлять полученные командой баллы в соответствующую колонку на листе ответов;
3 После выполнения всех заданий выставить в оценочный лист личный балл (от 0 до 3) каждому члену группы, исходя из того:
кто какой объем работы выполнил,
кто работал добросовестно, а кто нет
4 В случае возникновения вопроса в процессе выполнения заданий подойти к учителю для прояснения затруднения;
5 После выполнения всех заданий, собрать все карточки, оценочный лист вложить в сложенный лист ответов и сдать учителю
№
пп.
Фамилии участников
группы
Оценочный лист
Критерии оценивания
Личный балл каждого члена
группы
(от 0 до 3)
(выставляется экспертом)
Баллы за правильное
выполнение задания
(выставляются
учителем)
Оценка группы
(максимальный балл за
все задания)
(выставляются
учителем)
1
2
3
4
5
6Ситуационные задачи
Задача № 1
Мужчина заказал в кафе салат. В процессе обеда мужчина понял, что в салат добавлены грецкие орехи, на которые у него аллергия. Записи об
орехах в салате не было в меню. Мужчина вызвал администратора кафе. Тот лишь развел руками, заявив, что отменить заказ не может. Ведь мужчина уже
начал есть салат.
Ответ: Нарушено право потребителя на достоверную информацию, на заявленное качество товара/услуги, на возмещение ущерба.
Сотрудники кафе обязаны были предоставить товар (салат), соответствующее качеству, описанному в меню. В противном случае администратор кафе
должен был принести извинения посетителю кафе и заменить ему блюдо, либо не требовать оплаты за салат.
Гражданин Иванов купил в магазине электроники комплектующие детали к своему компьютеру, изложив при этом продавцам свои требования к
товару. Придя домой, он обнаружил несоответствие товара поставленным требованиям. Вернувшись в магазин, он заявил о несоответствии товара
требованиям, с целью обменять товар. Продавцы направили его в гарантийный центр, сказав что обмен проводится через него.
Ответ:
Нарушено право потребителя на достоверную информацию, на заявленное качество товара/услуги, на возмещение ущерба.
Продавцы обязаны были предоставить товар, соответствующий требованиям покупателя. В противном случае, они обязаны
были обменять исправный товар по несоответствию с требованиями клиента.
Задача № 2
Задача № 3
Ольга приобрела в магазине электроплиту, гарантийный срок на которую 2 года. Через месяц электроплита перестала работать, т.к. произошло
замыкание и возгорание контактов внутри нее. Ольга обратилась к администрации магазина с просьбой заменить ей электроплиту на новую, либо вернуть
деньги. Сотрудники магазина дали ей адрес гарантийной мастерской и сказали обратиться туда для устранения неисправности.
Ответ: Нарушено право потребителя на безопасность, заявленное качество товара, возмещение ущерба.
Продавцы обязаны были предоставить покупателю товар, соответствующий качеству. В противном случае администрация магазина должна была
принять от Ольги заявление об устранении неполадок или замене товара, самостоятельно транспортировать электроплиту в гарантийную мастерскую, где
будет выявлена причина поломки. Если будет доказано, что поломка произошла не по вине покупателя, электроплита будет бесплатно (по гарантийному
талону) исправлена и возвращена Ольге. Либо, по заявлению покупателя, товар будет заменен на новый. Либо возвращены деньги.
Гражданин Иванов заказал товар по телефону, предварительно увидев его с подробным описанием в телемагазине. Оплатил его по безналичному
расчету через банк. После чего, курьер доставил товар полностью несоответствующий описанию в телемагазине. Может ли покупатель потребовать
предоставить ему товар, соответствующий описанию? И если, ему отвечают, что весь товар такого качества, может ли он потребовать возврата денег?
Задача 4Ответ:
При продаже товара по образцу и описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и описанию. Так же,
покупатель имеет право потребовать вернуть ему деньги.
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Инструктаж для экспертов:
1 Наблюдать за работой группы, чтобы в конце урока оценить работу каждого ее члена;
2 Озвучивать ответ выполненного задания и выставлять полученные командой баллы в соответствующую колонку на листе ответов;
3 После выполнения всех заданий выставить в оценочный лист личный балл (от 0 до 3) каждому члену группы, исходя из того:
кто какой объем работы выполнил,
кто работал добросовестно, а кто нет
4 В случае возникновения вопроса в процессе выполнения заданий подойти к учителю для прояснения затруднения;
5 После выполнения всех заданий, собрать все карточки, оценочный лист вложить в сложенный лист ответов и сдать учителю
Инструктаж для экспертов:
1 Наблюдать за работой группы, чтобы в конце урока оценить работу каждого ее члена;
2 Озвучивать ответ выполненного задания и выставлять полученные командой баллы в соответствующую колонку на листе ответов;
3 После выполнения всех заданий выставить в оценочный лист личный балл (от 0 до 3) каждому члену группы, исходя из того:
кто какой объем работы выполнил,
кто работал добросовестно, а кто нет
4 В случае возникновения вопроса в процессе выполнения заданий подойти к учителю для прояснения затруднения;
5 После выполнения всех заданий, собрать все карточки, оценочный лист вложить в сложенный лист ответов и сдать учителю
1 Наблюдать за работой группы, чтобы в конце урока оценить работу каждого ее члена;
Инструктаж для экспертов:2 Озвучивать ответ выполненного задания и выставлять полученные командой баллы в соответствующую колонку на листе ответов;
3 После выполнения всех заданий выставить в оценочный лист личный балл (от 0 до 3) каждому члену группы, исходя из того:
кто какой объем работы выполнил,
кто работал добросовестно, а кто нет
4 В случае возникновения вопроса в процессе выполнения заданий подойти к учителю для прояснения затруднения;
5 После выполнения всех заданий, собрать все карточки, оценочный лист вложить в сложенный лист ответов и сдать учителю
Инструктаж для экспертов:
1 Наблюдать за работой группы, чтобы в конце урока оценить работу каждого ее члена;
2 Озвучивать ответ выполненного задания и выставлять полученные командой баллы в соответствующую колонку на листе ответов;
3 После выполнения всех заданий выставить в оценочный лист личный балл (от 0 до 3) каждому члену группы, исходя из того:
кто какой объем работы выполнил,
кто работал добросовестно, а кто нет
4 В случае возникновения вопроса в процессе выполнения заданий подойти к учителю для прояснения затруднения;
5 После выполнения всех заданий, собрать все карточки, оценочный лист вложить в сложенный лист ответов и сдать учителю
№
пп.
Фамилии участников
группы
Оценочный лист
Критерии оценивания
Личный балл каждого члена
группы
(от 0 до 3)
(выставляется экспертом)
Баллы за правильное
выполнение задания
(выставляются
учителем)
Оценка группы
(максимальный балл за
все задания)
(выставляются
учителем)
1
2
3
4
5
6
№
пп.
Фамилии участников
группы
Оценочный лист
Критерии оценивания
Личный балл каждого члена
группы
(от 0 до 3)
(выставляется экспертом)
Баллы за правильное
выполнение задания
(выставляются
учителем)
Оценка группы
(максимальный балл за
все задания)
(выставляются
учителем)1
2
3
4
5
6
№
пп.
Фамилии участников
группы
Оценочный лист
Критерии оценивания
Личный балл каждого члена
группы
(от 0 до 3)
(выставляется экспертом)
Баллы за правильное
выполнение задания
(выставляются
учителем)
Оценка группы
(максимальный балл за
все задания)
(выставляются
учителем)
1
2
3
4
5
6
Задача № 1
Мужчина заказал в кафе салат. В процессе обеда мужчина понял, что в салат добавлены грецкие орехи, на которые у него аллергия. Записи об
орехах в салате не было в меню. Мужчина вызвал администратора кафе. Тот лишь развел руками, заявив, что отменить заказ не может. Ведь мужчина уже
начал есть салат.
Ответ: Нарушено право потребителя на достоверную информацию, на заявленное качество товара/услуги, на возмещение ущерба.
Сотрудники кафе обязаны были предоставить товар (салат), соответствующее качеству, описанному в меню. В противном случае администратор кафе
должен был принести извинения посетителю кафе и заменить ему блюдо, либо не требовать оплаты за салат.
Гражданин Иванов купил в магазине электроники комплектующие детали к своему компьютеру, изложив при этом продавцам свои требования к
товару. Придя домой, он обнаружил несоответствие товара поставленным требованиям. Вернувшись в магазин, он заявил о несоответствии товара
требованиям, с целью обменять товар. Продавцы направили его в гарантийный центр, сказав что обмен проводится через него.
Ответ:
Нарушено право потребителя на достоверную информацию, на заявленное качество товара/услуги, на возмещение ущерба.
Задача № 2Продавцы обязаны были предоставить товар, соответствующий требованиям покупателя. В противном случае, они обязаны
были обменять исправный товар по несоответствию с требованиями клиента.
Задача № 3
Ольга приобрела в магазине электроплиту, гарантийный срок на которую 2 года. Через месяц электроплита перестала работать, т.к. произошло
замыкание и возгорание контактов внутри нее. Ольга обратилась к администрации магазина с просьбой заменить ей электроплиту на новую, либо вернуть
деньги. Сотрудники магазина дали ей адрес гарантийной мастерской и сказали обратиться туда для устранения неисправности.
Ответ: Нарушено право потребителя на безопасность, заявленное качество товара, возмещение ущерба.
Продавцы обязаны были предоставить покупателю товар, соответствующий качеству. В противном случае администрация магазина должна была
принять от Ольги заявление об устранении неполадок или замене товара, самостоятельно транспортировать электроплиту в гарантийную мастерскую, где
будет выявлена причина поломки. Если будет доказано, что поломка произошла не по вине покупателя, электроплита будет бесплатно (по гарантийному
талону) исправлена и возвращена Ольге. Либо, по заявлению покупателя, товар будет заменен на новый. Либо возвращены деньги.
Задача 4
Гражданин Иванов заказал товар по телефону, предварительно увидев его с подробным описанием в телемагазине. Оплатил его по безналичному
расчету через банк. После чего, курьер доставил товар полностью несоответствующий описанию в телемагазине. Может ли покупатель потребовать
предоставить ему товар, соответствующий описанию? И если, ему отвечают, что весь товар такого качества, может ли он потребовать возврата денег?
Ответ:
При продаже товара по образцу и описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и описанию. Так же,
покупатель имеет право потребовать вернуть ему деньги.
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
1 Была ли достигнута поставленная цель?
1 Была ли достигнута поставленная цель?
Рефлексия
Рефлексия2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Задание
Задание I. Ответить на вопросы:
1 Какой вид правонарушения
показан в этом видеосюжете?
(1 балл)
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
Рефлексия
1 Была ли достигнута поставленная цель?
2 Продолжите следующие фразы:
Я узнал…
Я проявил себя …
Мне понравилось …
Мне показалось сложным …
Мне будет полезным/пригодится в жизни …
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Ответ
Балл2 Какое наказание может ждать
этого мальчика? (1 балл)
Задание II. На с. 117 (учебник)
прочитать извлечение из Закона РФ
«О защите прав потребителей и
ответить на вопросы № 2, 3
(2 балла)
Задание III. 1 Рассмотреть
описанную в задаче ситуацию и
объяснить, нарушено ли право
потребителя, если да, то назвать его
(см. Основные права потребителя);
2 Предположить, как может быть
решена данная проблема