Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
обществознание
7 кл—9 кл
02.08.2019
Конспект урока разработан при помощи учебника Боголюбова. Также в содержании урока можно заметить метод шестиугольного обучения. Шестиугольники придется печатать самим, а так очень простая и интересная система. Советую почитать про нее подробней в интернете и пройти курсы на этом сайте.
конспект.docx
Конспект урока по обществознанию
Тема: Типы экономических систем
8 класс.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Муриковская СОШ» д. Муриково
г.о. Шаховская, Московской области
Николаева Т.А. 2019
Тема и номер урока в теме: Типы экономических систем, 1 урок
Базовый учебник: Обществознание, 8 класс, Л.Н. Боголюбов
Цель урока: раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть
особенности основных экономических систем.
Планируемые результаты:
личностные:
1) готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию
и личностному самоопределению;
2) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формирование системы значимых социальных и межличностных
отношений.
предметные:
1) умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках,
обществоведческие термины и понятия;
адекватно ее воспринимать,
применяя основные
2) преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями);
3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности;
3) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
4) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Формируемые УУД:
− личностные: 1) формирование выраженной устойчивой учебно
познавательной мотивации и интереса к учению;
2) формирование готовности к самообразованию;
3) формирование потребности в самовыражении и самореализации.
− регулятивные: 1) умение в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
2) проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
3) умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
4) применение основ саморегуляции и эмоционального состояния.
− познавательные: 1) умение произвольного и сознательного выбора между
общими приемами решения задач.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы учащихся
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: учебник,
рабочие листы, гексы, ИКТ.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. План изучения новой темы.
1). Экономическая система .
2). Характеристика типов экономических систем.
3). Главные вопросы экономики. 3.Актуализация знаний.
4. Рассказ учителя об экономической системе.
5. Самостоятельная работа
6. Задание для обучающихся
7. Закрепление темы. (Работа с заданиями 23 в рабочих листах.)
8. Домашнее задание: Вопросы на карточках.
9. Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. План изучения новой темы.
1) Экономическая система .
2) Характеристика типов экономических систем.
3) Главные вопросы экономики.
3. Актуализация знаний.
1) Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей,
направленной на создание благ, способных удовлетворить их
потребности).
2) Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана
удовлетворять общественные потребности – главным образом, в
пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)
3) Что такое потребности? (это нужда в чемлибо необходимом для
поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы
людей и общества в целом)
4) Вспомните
классификацию потребностей:(физиологические,
социальные, духовные)
5) Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения
одних потребностей неизбежно возникают новые и люди
совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)
4. Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы
экономика любой страны нормально работала, необходимо найти способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов
координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным
экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы
собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов
принятия экономических решений об организации и распределении благ
( стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения
людей к экономической деятельности ( стимулы и мотивы участия в
деятельности). Развитие общества показало возможность существования
нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили
название экономических систем.
Экономическая система – совокупность организационных способов
согласования
экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для
кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы
экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них
ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути
распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует
в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния
той или иной экономической системы. (Заполним свои шестиугольники)
Типы экономических систем
традиционная
командная
рыночная 5.Самостоятельная работа:
( Приложение 1. )Изучить характеристики экономических систем, и занести
в гексы (задание 1 рабочего листа) основные признаки каждой системы.
Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на
хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают,
что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу.
Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для
кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с
трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное
хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства.
Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю,
минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.
В командной экономике основные решения принимаются сверху.
Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство.
Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо
работников, где размещать производство и др.). От центральной власти
зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной
экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль
государства за производством и распределением продукции; управление с
помощью административных методов.
В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого
производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип –
индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы
купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель
производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью
произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою
очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает
противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов.
Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы
сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более
высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для
этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет
наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары
дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители,
чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого
бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли.
Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную
свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения,
доминирование частной собственности при равноправии видов собственности,
свободное ценообразование.
6. Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение ( используем
м/м экран ) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы
описан в стихотворении?
Песенка о ярмарке.
Будь ты шериф или ковбой,
Иль золотоискатель,
Давай отправимся с тобой
На ярмарку приятель!..
Хоть и случается монет
Здесь быстрая утечка,
Но в мире не было и нет
Приятнее местечка.
Тут продается с молотка
Что только захотите
К примеру, плавки Спартака
И лифчик Нефертити.
Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену
Всегда найдется идиот , Который спросит цену.
Тут всяк товар необходим
И сбыть его нетрудно,
Тут продается даже дым
С костра Джордано Бруно.
Здесь вы отыщите легко
Хоть сей продукт и дорог!
Не только птичье молоко,
Но даже птичий творог.
Ну, словом, кто ты там ни будь,
Пусть даже сам Создатель,
Тебе не вредно заглянуть
На ярмарку, приятель!..
Леонид Филатов.
(Это характерно для рыночной экономики)
2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы
( используем экран)
а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в
Процесс производства осуществляется в
собственности общины.
соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи
производят в своих собственных хозяйствах. Товарноденежные отношения не
развиты.
( Традиционный тип экономической системы.)
б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в
собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования
решаются централизованно.
(Командная экономика)
7. Закрепление темы. (Работа с заданиями 23 в рабочих листах.)
8. Домашнее задание: Вопросы на карточках.
9. Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов.
(Приложение2) Приложение 1.
Изучить характеристики экономических систем, и занести в
шестиугольники
(задание 1 рабочего листа) основные признаки каждой системы.
Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на
хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции
подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес,
ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от
родителей к детям. Сколько и для кого производить, также
определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в
традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство.
Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства.
Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к
потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды
работ.
В командной экономике основные решения принимаются сверху.
Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько
необходимо работников, где размещать производство и др.). От
центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого
производить? Для командной экономики характерно прямое управление
из центра; полный контроль государства за производством и
распределением продукции; управление с помощью административных
методов.
В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого
производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип
– индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том,
чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель
производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью
произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в
свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок
разрешает противоречия, существующие между их интересами. На
вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы
материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую
заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят
продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители
стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить
расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее
эффективный способ производства, сможет продать свои товары
дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие
производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать
методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают
целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые
признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности,
активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное
ценообразование.
Приложение 2
1. Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?
2. Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная
экономика?
3. Назовите основные принципы рыночной экономики.
4. В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост? Рабочий лист по теме: « Типы экономических систем»
Ф.И.__________________________________
Задание 1.
Типы экономических систем
традиционная
командная
рыночная (Вставьте цифры в соответствующий гекс)
1.Господство натурального хозяйства. 2.Экономическая самостоятельность
производителей. 3.Контроль над распределением благ со стороны
государства. 4.Преобладание государственной собственности. 5. «Простой
труд» как основа хозяйства.6. Равные права для всех форм собственности.
7.Принятие государственных планов, обязательных для производителей. 8.
Производство продукции преимущественно для собственного потребления. 9.
Поддержка государства стабильного уровня цен. 10. Замкнутость хозяйства.
11. Централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов. 12.
Использование производственных ресурсов на основе обычаев Задание 2. Прочитай приведенный ниже текст, в котором
пропущены слова.
В рыночной экономике ресурсы производства и его результат – продукт –
принадлежит не общине , как в ______________________, и не государству,
как в _______________________, а частным лицам. Поэтому проблема
стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый
производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит
его, чтобы получить в итоге ______________________. Он также выбирает по
возможности наиболее эффективную _________________________
производства, при которой отношение результата к затратам является
наибольшим. Рыночная экономика основана на предпринимательстве и
опыт показал
частной __________________________. Исторический
преимущество
_______________________________.
рыночной
экономики
над
другими
Выбери из предлагаемого ниже списка то, что необходимо записать в
пропуски ; слов в списке больше чем необходимо выбрать.
1) Командная экономика, 2) традиционная экономика,3) структура, 4)
прибыль, 5) торговля, 6) технология, 7) выручка, 8) экономическая
система.
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Конспект урока по обществознанию на тему "Типы экономических систем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.