Класс: 6
Тема: Общение
Цель урока: создание условий для понимания учащимися роли общения в
жизни людей.
Задачи:
обучающая: способствовать углублению знаний учащихся о способах и
формах общения и его роли в жизни человека;
развивающая: развивать коммуникативные УУД учащихся (умение слушать
и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в
коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли);
воспитывающая: воспитывать у учащихся уважительное отношение к
позиции другого человека.
Планируемые результаты:
личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков
самоанализа своей деятельности;
предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и
человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”;
различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного
общения.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент:
Цель: Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида
учащихся, организация внимания.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке! Садитесь!
II. Актуализация знаний:
Прежде, чем мы перейдем к изучению новой для вас темы, давайте вспомним
1) что такое деятельность? (Ответ: осознанная активность человека, в
результате которой им изменяется и преобразуется мир);
2) основные виды деятельности? (Ответ: игра, учение, труд, общение).
3) какой из видов деятельности мы с вами реализуем сейчас на уроке? (Ответ:
учение).
Сегодня мы будем знакомиться с одним из видом деятельности, а с каким
именно, я прошу вас определить по тем фотографиям, которые вы видите на
слайде (слайд 3)
III. Изучение нового материала: Фотографии, на которых изображены люди, которые какимлибо образом
общаются (слайд 3).
Вопросы классу:
Скажите, пожалуйста, что делают герои фотографий? Что между ними
общего?
Как называется процесс, когда ктото с кемто разговаривает о чемлибо?
Назовите тему нашего урока.
Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ» (Слайд 4)
(записывают дату и тему в тетради)
Сегодня мы познакомимся с таким видом деятельности как общение.
Скажите, а что именно мы должны узнать сегодня на уроке?
Учащиеся формулируют цель, высказывая свое мнение и предположения.
Значит, какова цель нашего урока?
Цель: Понять что такое общение и какова его роль в жизни людей (слайд 5)
Итак, что же такое общение? Если бы я попросила сейчас вас подобрать
ассоциативный ряд слов к этому понятию, то каждый бы из вас смог бы,
наверное, назвать более 5 10 разных ассоциаций, но давайте мы усложним
задачу и попытаемся только в трех словахассоциациях передать смысл
понятия «общение» (работа с классом, подбором ассоциаций к слову
«общение»: человек, взаимодействие, информация, учитель фиксирует на
доске, учащиеся – в тетради, полученный кластер).
Но наши ассоциации это же не точное определение. Поэтому я предлагаю
вам сейчас поработать с определениями понятия «общение», которое дается в
разных словарях – раздаточный материал №1.
Работа в парах (раздаточный материал №1).
Ваше задание: внимательно прочитать определения понятия «общение»,
данные философским и психологическим словарями, подчеркнуть в них
опорные слова, раскрывающие смысл определения «общение».
Раздаточный материал №1:
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия
общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит
обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и
навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и
понимания партнера по общению”
Проверка (слайд 6) Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Где в
учебнике необходимо посмотреть толкование понятия «общение»? (Ответ:
словарь на стр. 108109 – «общение» взаимные деловые и дружеские
отношения).
Учитель одного из учеников просит зачитать определение.
Давайте запишем это определение в тетрадь, дополнив его в конце словами
«между людьми».
Возвращаемся к цели. Итак, мы узнали, что такое общение. Но чего мы не
знаем, чтобы определить роль общения в жизни людей? (ответы учеников:
цели общения, способы общения).
Правильно, мы не знаем, а зачем люди общаются. Задание: стр. 68 в учебнике
(слайд 7): прочитать выписать в тетрадь цели общения (3 мин.).
Ответ (слайд 8): цели общения: 1) сделать чтото вместе (общее дело), 2)
научиться или научить чемуто, 3) поделиться чувствами, мыслями, опытом,
4) общение ради общения 5) обмен информацией, 6) развитие самого
человека.
Проверка (опрос учеников, сверка со слайдом 8).
Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Чем мы
пользуемся при общении?
С помощью чего мы общаемся – это средства общения (слайд 9) (учитель
объясняет, ученики записывают в тетрадь). Средства общения: речевые
вербальные (словесное, речь) и неречевые невербальные (мимика, жесты,
интонация) – записывают в тетради (слайд 9).
Для того чтобы знать какое средство общения по отношению к вам
применено, мы с вами сейчас выполним практические задания по рядам. На
подготовку к выступлению по заданию даётся 2 минуты, на выступление – до
3х минут.
Раздаточный материал №2
Задания группам:
Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы
определяют способ передачи информации и содержание.
1 ряд – Вербальное общение: выразительно (по ролям) прочитать
стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
2ой ряд: Невербальное общение: Изобразить человека, который одевается.
3ий ряд: Вербальное и невербальное общение: произнести с разной
интонацией, мимикой лица, применяя различные позы и жесты, слова
«здравствуйте», «молодец».
Проверка заданий. Одна группа показывает, другие – проверяют.
Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего вы это
поняли? К какому выводу можно прийти? (Ответ: в общении нужно
учитывать вербальную и невербальную информацию).
Какой способ вам больше нравится? (Ответы учеников)
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим
условием эффективного общения (слайд 9). Оказывается, что слова (которым
мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38%
значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.
IV. Контроль усвоения материала:
Возвращение к цели. Кто помнит, какую цель мы сегодня для себя на уроке
поставили? (Ответ: понять что такое общение и какова его роль в жизни
людей). Скажите, какую же роль играет общение в жизни и деятельности
людей?
Достигли ли мы с вами цели? (ответы учеников: да). Тогда нам остается
закрепить полученные знания с помощью игры «Данет», которая заключается
в том, что ученикам необходимо ответить на поставленные вопросы либо
«да», если они согласны с утверждением, либо «нет», если – не согласны
(вопросы учителем зачитываются, а также отражаются на слайде 10).
Отвечают на листочках, которые для них уже лежат на парте.
1. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (да)
2. Мы можем общаться с помощью и речи, и жестов (да)
3. Неречевое общение существует только в форме жестов (нет)
4. В ходе общения происходит обмен информацией (да) 5.Результатом общения можно считать развитие самого человека (да)
Проверка: оценка соответствует количеству правильных ответов (слайд
11)
V. Домашнее задание (слайд 12):
Для всех: читать стр. 6771 (параграф 8)
На выбор:
1. Составить по 5ть правил общения с друзьями, родителями.
2. Составить кроссворд по теме «Общение» из 5ти вопросов
3. зад. №2 – стр. 74 (рубрика «в классе и дома»)
VI. Рефлексия:
Ребята, вам все было понятно на уроке?
Что вы узнали нового из нашего урока?
Какое настроение у вас было на уроке?
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к
уроку.
Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю
вас за урок и желаю приятного общения.
Конспект урока по обществознанию "Общение" (6 класс) с презентацией и раздаточным материалом
Конспект урока по обществознанию "Общение" (6 класс) с презентацией и раздаточным материалом
Конспект урока по обществознанию "Общение" (6 класс) с презентацией и раздаточным материалом
Конспект урока по обществознанию "Общение" (6 класс) с презентацией и раздаточным материалом
Конспект урока по обществознанию "Общение" (6 класс) с презентацией и раздаточным материалом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.