Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"
Оценка 4.7

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
ОБЖ
8 кл
07.03.2017
Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"
Цель урока: формирование экологической культуры обучающихся, умение выживать в условиях нарушения экологического равновесия. В конспекте уделено внимание экологической обстановке в Тамбовской области. Статистика отмечает что в Тамбовской области количество выбросов загрязняющих веществ за последние 5-6 лет уменьшилось из-за снижения производства.
Урок Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия.docx
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  в п. Хоботово Первомайского района Тамбовской области Галкин Николай Иванович Тема:  «Меры по защите здоровья при нарушениях экологического  равновесия в местах проживания»  (8 класс)                             (слайд №1) Цель:  Формирование экологической культуры обучающихся, умения  выживать в условиях нарушения экологического равновесия                             (слайд №2) I. Сообщение темы и целей урока. II.Актуализация знаний обучающихся.         1.Тест на входе.                             (слайд №3,4,5) 1. Антропогенные  изменения в природе, это: а) изменения, происходящие в природе в результате ЧС природного характера б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной  энергии в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной  деятельности  человека.        2. Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное  воздействие,  как на самого человека, так и на окружающую среду, называется загрязняющими. По физико – химическим параметрам они подразделяются на: а) механические б) физические (энергетические) в) химические и биологические г) жидкие д) твёрдые е) газообразные  Найдите допущенные ошибки.         3.По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных  функций: а) содержит кислород б) содержит водород в) растворяет в себе все газообразные продукты  обмена и жизнедеятельности  человека, включая и сферу производства г) воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.  В предложенных вариантах допущена ошибка, найдите её.    4. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются: а) ураганы, бури, смерчи б) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, которая остаётся в  верхних слоях, образуя тепловые облака в) техногенные аварии г) парниковый эффект д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной деятельности  человека.          5. По воздействию на окружающую среду компоненты загрязнения  классифицируются как: а) выбросы в атмосферу б) выбросы в гидросферу в) газообразные отходы г) твёрдые отходы д) сточные отходы е) подземные воды.      2. Проверка теста. (слайд№6). III. Знакомство с новым материалом.     1.Кратка характеристика экологической обстановки в России. Из всех предприятий России, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу  и водоёмы, 33% выбросов дают предприятия металлургии, 29% ­  энергетические объекты, 7% ­ химические, 8% ­ угольной промышленности.  Более половины выбросов приходится на транспорт. Особенно сложная  обстановка складывается в городах, где велика концентрация населения. В  России определены 55 городов, где уровень загрязнения очень высок.  Ежегодно в нашей стране увеличивается и обезвреживается лишь около 76%  общего количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.  Значительно хуже дело обстоит с очисткой сточных вод: 82% сбрасываемых  вод не подвергается очистке. Реки: Волга. Дон, Обь, Енисей, Лена , Кубань,  Печора загрязнены органикой, соединениями азота, тяжёлыми металлами,  фенолом, нефтепродуктами.  В настоящее время свыше 70 миллионов человек дышат воздухом,  насыщенным опасными для здоровья веществами, в пять и более раз  превышающими предельно допустимые концентрации. В окружающую среду  человеком введено около 4 миллионов химических соединений, из которых  лишь немногие изучены на токсическое воздействие.  В России имеется около 13 тысяч предприятий и объектов, использующих  радиоактивные вещества и изделия на их основе.   Большой урон экосистемам на территории России нанесён ядерными  испытаниями. На полигонах Новой Земли произвели более 118 поверхностных и подземных ядерных взрывов – последствия их выяснены не до конца. В  результате Чернобыльской аварии заражены радиоактивными веществами  отдельные районы Брянской, Тульской, Орловской и Рязанской областей. За последние два десятилетия наблюдается уменьшение численности и  жизнеспособности животного мира. Увеличивается перечень редких и  находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Многие  экосистемы России, особенно в европейской части, потеряли способность к  самоочищении. Деградация окружающей природной среды  прежде всего  сказались на здоровье человека.  Изменения в окружающей среде даже локального характера значительно  сказываются на состоянии здоровья населения. Это воздействие настолько  сильно, что приводит к изменению даже в генетической системе людей.   Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему  повезло. Когда же речь идёт о заболеваемости и смертности в той или иной  группе населения, то дело здесь совсем не в везении. Чем дальше , тем больше состояние здоровья людей зависит от их активной деятельности, от  принимаемых ими решений. Другими словами, формируя тот или иной образ  жизни, каждое общество тем самым закладывает и причину смертности.   Опыт деятельности экологических организаций и научные исследования  позволили сформулировать некоторые рекомендации по обеспечению  экологической безопасности в нашей повседневной жизнедеятельности:                                             (слайд №7,8,9,10) ­ Используйте бытовые фильтры для очистки питьевой воды, обязательно  дайте отстояться несколько часов. ­ Не потребляйте сельскохозяйственной продукции, выращенной на  территориях, расположенных вблизи экологически опасных предприятий и  автотрасс с интенсивным движением.   ­ Не используйте для повышения урожая на садовом участке в чрезмерно  большом количестве химические удобрения. При необходимости применяйте  только рекомендуемые, проверенные удобрения и в минимально потребном  количестве. ­ Выбрасывайте бытовой мусор только в специально отведённые места, не  сливайте масла и другие нефтепродукты в почву и воду. ­ Не поджигайте свалки мусора – дым и содержащиеся в нём вредные  вещества загрязняют воздух атмосферы, которым вы дышите. ­ Не купайтесь в загрязнённых и не известных вам водоёмах, даже если вода  кажется чистой. ­ Боритесь за установление коллективного порядка принятия  производственных решений.  Сами люди должны решать, какой вид  деятельности будет развиваться на территории их проживания. Только они  должны иметь право голосовать по проектам, угрожающим общественному  здоровью или окружающей среде.  ­ Требуйте свободного доступа к информации. Все сведения о производстве  товаров, услуг и продуктов питания должны быть доступными. Необходимо  обеспечить отчётность всех отраслей промышленности  и правительства. Случаи использования коммерческими компаниями вредных веществ,  изготовления ими токсичной продукции или выработки токсичных отходов  должны становиться достоянием гласности. У жителей регионов должно быть  право снятия контрольных проб на местах. ­ Пресекайте случаи захоронения, слива и выброса в атмосферу токсичных  отходов. Активно информируйте об этом региональную администрацию и  средства массовой информации. Вновь создаваемые предприятия не должны  иметь разрешение на применение загрязняющих технологий ­      ­ Рационально потребляйте витамины.  Витамин  А – обеспечивает нормальный рост, улучшает в образовании  зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза,  нормализует  обменные процессы в коже, тканях печени, глаза. Витамин  А  содержится в продуктах животного происхождения. Источником витамина  А  являются сливочное масло, яичные желтки, печень.   В растительных пищевых продуктах витамин  как таковой     не встречается,  но многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, зелёный лук, щавель,  красный перец, чёрная смородина, черника, крыжовник, персики, абрикос)  содержат каротин, из которого в организме образуется витамин А.  Витамин Е содержится в зелёных частях растений, особенно в молодых  ростках злаков. Богаты витаминов Е растительные масла ( подсолнечное,  хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое, облепиховое).Некоторое  количество витамина Е содержится в яйцах и молоке.  Витамин С (аскорбиновая кислота) содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста,  лимоны, апельсины, хрен, фрукты, ягоды).  Витамин С  улучшает  свёртываемость крови и регенерацию тканей. ­ Вступайте в экологические организации и активно участвуйте в их  движении. 2.Ответить на вопросы:                  (слайд №11) ­  Назовите предприятия России, выбрасывающие вредные    вещества в  атмосферу и водоёмы. ­ Что ещё оказывает влияние на нарушение экологического равновесия? ­ Какие изменения связаны с нарушением экологического равновесия? IV. Самостоятельная работа. ­  Прочитайте Приложение№1 к уроку и обратите внимание:  ПДК  (предельно допустимая концентрация) – максимальная концентрация                              примеси в атмосфере, которая не оказывает на окружающую                            среду вредного воздействия. ­ Ответьте на вопросы: ­ Какие предприятия области вносят вклад в суммарное загрязнение  атмосферного воздуха? ­ Кто виноват в нарушении экологии нашей области? Приложение №1. Статистика отмечает, что в нашей Тамбовской области количество  выбросов загрязняющих веществ за последние 5­6 лет несколько  сократился из – за снижения производства. Выбросы на сегодняшний день  ежегодно составляют около 34 тысяч  тонн от стационарных  источников, от автотранспорта – 75,5 тысяч тонн.  Уровень загрязнения атмосферы в зонах влияния промышленных  предприятий и автомагистралей, превышающих 5 ПДК, не зафиксировано. Однако уровни загрязнённости вредными веществами, превышающие ПДК, отмечаются в районе ст. Никольское Мичуринского района, АБЗ ДРСУ г.  Рассказова, Уваровского химзавода, Котовского завода пластмасс.  Так как Тамбовская область считается территорией  сельскохозяйственного производства. То с точки зрения экологии у нас не  всё выглядит нормально. На 1 января 1999 года площадь нарушенных  земель в области  составила около 2,5 тысяч гектаров. Имеются земли,  заражённые пестицидами, тяжёлыми металлами, радионуклидами. Как  результат Чернобыльского следа выявлено 11,73 тыс.га с плотностью  загрязнения почвы цезием ­137 выше 1Ки/кв.км.  В области нет ни одного полигона по размещению промышленных и  бытовых отходов. Зарегистрированных свалок в области более 110.  Серьёзную тревогу вызывают отходы животноводческих ферм и  комплексов на многих из них накопилось около 15 млн. кубов жидкого  навоза. На промышленных предприятиях области образовались семь с  лишним тысяч тонн токсичных отходов.  Основной вклад в суммарное загрязнение атмосферного воздуха  Тамбовщины вносят: ­ Тамбовская ТЭЦ – 4040 т/год ­ Котовская ТЭЦ ­1158,5 т/год ­ Котовский ЛКЗ – 647 т/год ­ Котовский завод пластмасс – 609 т/год ­ сахарные заводы Уваровского, Кирсановского, Жердевского ,  Никифоровского, Ново – Покровского и Знаменского районов – около 18%  всех загрязняющих веществ.  Из специфических веществ, выбрасываемых в атмосферу, преобладают  аммиак, ацетон, бензин, азотная кислота, ксидол, сажа, уайт –спирт.  Количество выбросов от автотранспорта составляют примерно 75,5 – 80 тыс. тонн/год: ­ по саже – 37,5%  ­ по оксиду углерода – 90,1% ­ по углеводородам – 85,1% ­ по сернистому газа – 1,5%  ­ по свинцу – 30,8%.  На сегодняшний день от предприятий электроэнергетики,  Госкомнефтепродукта, бытового обслуживания вредные вещества  поступают в атмосферу без очистки.  По территории области протекает восемь рек: Цна, Ворона, Воронеж,  Битюг, Карай, Матыра, Кариан. Савала – общая длина составляет 1006  километров. В области насчитывается 890 прудов и водохранилищ., по  территории протекает кроме названных восьми около 1400 рек, речек,  речушек и ручьёв. Как и атмосферный воздух, водоёмы загрязняются  вредными веществами.  Обрати внимание:  Гербициды – химические препараты для уничтожения сорной  растительности. V. Обобщение знаний обучающихся.  ­ Какие меры нужно соблюдать по обеспечению экологической безопасности  в повседневной деятельности? ­ Какой вывод можно сделать из нашего урока?                                  (cлайд №12) Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе  внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности  вокруг.  2.Тест на выходе.    (слайд №13,14). 1.Главным нормативом качества окружающей среды является: а) количество поступающей солнечной энергии б) количество экологически безопасных производств в) предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере. 2. На долю каждого жителя Земли приходится в год: а) около  20 т отходов б) около 30т отходов в) до 12 т отходов 3.Процесс разрушения почвенного покрова и сноса частиц земли потоками  воды и ветром, это: а) вулканическая деятельность б) эрозия почвы в) зарождение циклонов 4.Основными причинами сокращения сельхозугодий являются: а) отсутствие условий для возделывания земель б) подтопление и заболачивание земель в)развитие эрозионных процессов г) сокращение численности населения. 5. Последствиями кислотных осадков являются: а) изменение состава почвы б) повышение кислотности почвы в) гибель елово – пихтовых и дубовых лесов г) изменение ландшафта д) возникновение химических аварий е) снижение плодородия почвы ж) вредное влияние на состояние рек, озёр и других водоёмов 2.Проверка теста.  (слайд №15) VI. Итог урока.  ­ Достигли ли мы поставленной цели? Домашнее задание: п.4.2.,подготовить материал о нарушении экологии                                         района (газеты, библиотеки).                            Спасибо за внимание! (слайд №16)

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"

Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Меры по защите здоровья при нарушениях экологического равновесия в местах проживания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017