Цели: познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.
Задачи:
Образовательная задача:
- формирование знаний о связи живой и неживой природы,
об образовании и разрушении почвы.
Развивающая задача:
- развитие познавательных умений (работа по данным схемам);
- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;
-сформировать личностное отношение к изучаемому вопросу;
- развитие коммуникативных умений при работе в группах.
Воспитательная задача:
-воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;
- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи;
- воспитание самостоятельности принятия решений,
- аккуратности при выполнении задания;
- развитие самооценки и взаимооценки учащихся, уважения к товарищу.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ
У р о к 15
Цели: познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить
внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность
человека.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Что такое почва?
– Какой состав имеет почва?
– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и
соли?
– Какие живые существа есть в почве?
II. Сообщение темы урока.
Н а д о с к е записана пословица: «Земелька черная, а хлебец белый
родит».
В о п р о с ы:
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
– Как «земелька» называется понаучному?
– Что растение получает из почвы?
– Подумайте: может ли растение развиться на гладком камне, чистом песке
или глине? Почему?
III. Изучение нового материала.
1. К а к о б р а з у е т с я п о ч в а?
– Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С
тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования
почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя
почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый
слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины.
По своему внешнему виду они напоминают почву, но в них нет
питательных веществ, необходимых растениям. И все же некоторые
неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий
из их остатков образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться
растения. Они дают еще больше перегноя.Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ
превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые,
грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и
растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение
того, что в природе все взаимосвязано.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 68).
З а д а н и я.
– Прочитайте текст. Как образуется почва?
– Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте.
– Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич
Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могли бы
прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который
создал науку о почвах – почвоведение.
Н а д о с к е:
Какие бывают почвы:
серые лесные
подзолистые
черноземы
каштановые
солонцы
красноземы
сероземы
– Почвенные слои можно увидеть на обрывистом берегу реки или на
крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений,
по форме и величине комочков.
3. Р а з р у ш е н и е п о ч в ы.
Н а д о с к е п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля
лелеет».
– Поясните смысл второй пословицы.
– Как человек лелеет землю?
– А как человек может погубить землю своей неправильной
деятельностью?
– Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68).
– Задайте вопросы соседу по парте.
– Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров
– за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения
почвы.
Почва многого «боится».
Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей
и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородныйслой. Почва «боится» ядохимикатов. Если их больше нормы, они
накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки
насекомых, бактерий.
Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на
лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – за 15 лет.
IV. Итог урока.
– Что такое почва?
– Почему почву надо охранять?
Домашнее задание: в рабочей тетради задание 3, с. 28.