Конспект урока по окружающему миру "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека. Задачи: Образовательная задача: - формирование знаний о связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы. Развивающая задача: - развитие познавательных умений (работа по данным схемам); - развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников; -сформировать личностное отношение к изучаемому вопросу; - развитие коммуникативных умений при работе в группах. Воспитательная задача: -воспитывать любовь и уважительное отношение к природе; - развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи; - воспитание самостоятельности принятия решений, - аккуратности при выполнении задания; - развитие самооценки и взаимооценки учащихся, уважения к товарищу.
Иконка файла материала окружающий мир.docx
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ У р о к  15 Цели:  познакомить учащихся с процессом образования почвы; обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека. Ход урока I. Проверка домашнего задания.  Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с:  – Что такое почва?  – Какой состав имеет почва?  – Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок, глина и соли?  – Какие живые существа есть в почве?  II. Сообщение темы урока. Н а   д о с к е   записана пословица: «Земелька черная, а хлебец белый родит».  В о п р о с ы: – Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?  – Как «земелька» называется по­научному?  – Что растение получает из почвы?  – Подумайте: может ли растение развиться на гладком камне, чистом песке или глине? Почему?  III. Изучение нового материала. 1. К а к   о б р а з у е т с я   п о ч в а? – Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. С тех   пор   в   течение   миллионов   лет   идет   непрерывный   процесс   образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.  Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка и глины.  По   своему   внешнему   виду   они   напоминают   почву,   но   в   них   нет питательных   веществ,   необходимых   растениям.   И   все   же   некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Под действием бактерий из   их   остатков   образуется   перегной.   Теперь   в   почве   могут   поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.Так   медленно   камни,   песок,   глина   под   действием   живых   существ превращаются   в   почву.   В   почве   селятся   различные   животные:   насекомые, грызуны и другие. Они повышают плодородие почвы.  Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.  2. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м  (с. 68). З а д а н и я. – Прочитайте текст. Как образуется почва?  – Задайте вопросы по тексту своему соседу по парте. –   Вот   почему   замечательный   русский   ученый   Василий   Васильевич Докучаев   говорил,   что   почва   дороже   золота.   Без   золота   люди   могли   бы прожить, а без почвы нет. Докучаев – замечательный русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение.  Н а   д о с к е:  Какие бывают почвы:  серые лесные подзолистые черноземы каштановые  солонцы красноземы сероземы –   Почвенные   слои   можно   увидеть   на   обрывистом   берегу   реки   или   на крутом склоне оврага. Они отличаются по цвету, количеству корней растений, по форме и величине комочков.  3. Р а з р у ш е н и е   п о ч в ы. Н а     д о с к е     п о с л о в и ц а: «Кто землю лелеет, того и земля лелеет».  – Поясните смысл второй пословицы.  – Как человек лелеет землю?  –   А   как   человек   может   погубить   землю   своей   неправильной деятельностью?  – Прочитайте об этом статью «Отчего почвы разрушаются?» (с. 68). – Задайте вопросы соседу по парте.  – Один сантиметр почвы образуется за 250–300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.  Почва многого «боится».  Много вреда почве причиняет вода, размывая ее во время сильных дождей и половодья. Почва «боится» ветра, который переносит верхний плодородныйслой.   Почва   «боится»   ядохимикатов.   Если   их   больше   нормы,   они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерий.  Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, –  за 15 лет. IV. Итог урока. – Что такое почва?  – Почему почву надо охранять?   Домашнее задание: в рабочей тетради задание 3, с. 28.

Посмотрите также