Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности
2. Систематизировать и закрепить знания детей о временах года.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
4. Создать мини-проект – книга «Времена года».
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Оборудование и средства обучения: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011 г., Рабочая тетрадь к учебнику (часть 2); мультимедийное оборудование, презентация к уроку, м/ф «12 месяцев», конверты с заданиями для групп, картинки с изображением времен года, тексты
Дата: 08.02.2017.
Урок: окружающий мир
Тема : «Когда наступит лето?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их
последовательности, учить выделять характерные признаки времен года.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности
2. Систематизировать и закрепить знания детей о временах года.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
4. Создать минипроект – книга «Времена года».
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Оборудование и средства обучения: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.
Часть 2. – М.: Просвещение, 2011 г., Рабочая тетрадь к учебнику (часть 2);
мультимедийное оборудование, презентация к уроку, м/ф «12 месяцев», конверты с
заданиями для групп, картинки с изображением времен года, тексты
Ход урока:
1. Организационно – мотивационный этап.
а) Приветствие, проверка готовности к уроку. Повторение правил работы в группе.
б) Учитель создает учебную ситуацию, направленную на повторение уже имеющихся
знаний:
Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик пришли к нам в гости не с пустыми
руками, они принесли конверты с вопросами и заданиями.
1. В конверте лежат карточки с названиями дней недели. Дни недели в конверте
перемешались. Нужно расположить их по порядку. (Каждая группа получает
конверт; при этом один день недели в каждом конверте отсутствует). В ходе
обсуждения дети выясняют, какой день недели пропущен и восстанавливают
правильный порядок.2. Вопросы:
Сколько всего дней в неделе?
Какой день недели был вчера? Сегодня? А какой будет завтра?
Какой день предпоследний в неделе, второй, четвертый?
в) Стихотворение про Лежебоку.
В понедельник я проснулся, а во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся, а в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу, в субботу не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье спал весь день без пробужденья!
Это стихотворениешутку написал Джанни Родари, а перевел с итальянского
С.Я.Маршак.
А вы хотите быть лежебоками?
г) Неинтересно быть лежебоками: пока спишь, ничего не увидишь, ни о чем не узнаешь,
а время пройдет и не вернется. Мы не лежебоки, да и Муравей Вопросик не даст
нам сидеть без дела. У него уже новая загадка припасена.
Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом – листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвертом – сучья подсыхают.
Что это за необычное дерево?
д) Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи предстоящей работы.
О чем же пойдет речь сегодня на уроке?
А что мы можем узнать о временах года?
2. Информационноаналитический этап.
а) Учитель сохраняет мотивацию учащихся на деятельность, опираясь на имеющийся у
них жизненный опыт.
Расскажите о своем любимом времени года. Почему оно любимо вами?
А как вы думаете, какое время года любит Муравьишка?
Отгадайте загадку: Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзинкой бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Любознательный Муравей хочет знать: Когда же наступит лето?
Ктонибудь может ответить на этот вопрос уже сейчас?
Дорогие мои юные исследователи, давайте разберемся в этом вопросе и дадим
точный ответ Муравьишке.б) Каждая группа получает картинки с изображением времен года и небольшие тексты
с описанием времен года (Приложение). Задание: соотнести описание времени года
с изображением этого времени года на картинке.
Проверка: представители от групп по очереди рассказывают про время года,
называют его отличительные признаки (используя текст, иллюстрацию и имеющиеся
знания), другие группы сравнивают со своим выбором.
в) Учитель предлагает учащимся оценить свои знания на данном этапе,
сформулировать затруднения и продолжить работу.
Мы вспомнили все четыре времени года, вспомнили, чем же они отличаются друг
от друга. Теперь мы можем ответить Муравьишке на его вопрос: Когда наступит
лето? Почему?
Сейчас какое время года? А потом что наступит? А дальше? А потом?
Вы слышали выражение «круглый год»? Как вы думаете, что оно означает? А кто
то знает, почему так происходит?
г) Каждая группа получает разноцветный годовой круг: 1 сектор – красный, 2 сектор –
желтый, 3 сектор – синий, 4 сектор – зеленый.
Значит, помочь нам ответить на вопрос Муравьишки может круг. Да не простой
круг, а годовой.
Задание: Обсудите, какой цвет какому времени года соответствует. Приклейте
название времени года в сектор выбранного цвета.
Физминутка. Игра «Бывает не бывает». Хлопайте, если бывает; топайте, если не
бывает. Осенью: листопад, дождь, иней, капель. Зимой: гроза, снег, метель, гололёд,
пурга. Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад. Летом: гроза, капель, радуга,
вьюга, жара.
д) Не успели мы выяснить все про времена года, как Муравей Вопросик уже новую
загадку принес:
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются. (Месяцы года)
е) Каждая группа получает карточки с названием месяцев. Задание: расположить
названия месяцев по порядку.
А поможет нам проверить, правильно ли вы расположили месяцы по порядку, один
нужный предмет.
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет – последний лист отпадет. (Календарь)ж) А теперь давайте расположим названия месяцев на годовом круге.
Какой месяц год начинает? Какой заканчивает?
Сколько месяцев в каждом времени года?
Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние).
Расскажите, кто в каком месяце родился.
з) Годовой круг показывает, в каком порядке происходит смена времен года.
А может ли лето наступить раньше? Просмотр отрывка из м/ф «12 месяцев».
Ничего по собственному желанию изменить нельзя. Смена времен года – это закон
природы.
и) Муравей Вопросик все понял и решил терпеливо ждать лета. А чтобы не терять
времени даром, решил приготовить летнюю одежду.
Задание: выбрать из предложенных вариантов одежду для лета, рассказать об
других вариантах одежды (РТ с. 9, задание 2)
к) Чтение слов Мудрой Черепахи в учебнике (вывод сегодняшнего урока).
3. Рефлексивнооценочный этап.
а) Глядя на годовой круг и календарь, дайте ответ на вопрос любознательного
Муравьишки? Когда наступит лето?
б) Учитель предлагает оценить свою работу и работу своей группы в целом с помощью
«волшебных линеечек». По желанию, дети могут прокомментировать свое решение.
Что помогло вам ответить на вопрос Муравьишки? Кого вы можете поблагодарить
за работу?
в) Мудрая Черепаха и Муравьишка приготовили для вас подарок (каждый ребенок
получает на память о встрече «солнышко»).