Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
10.02.2017
Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"
Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых красивых явлением природы – радугой. Есть сказка, в которой говорится, что в месте, где заканчивается радуга, находятся сокровища. Многие пытались их найти, но всё безрезультатно. Взрослые не так воспринимают радугу, как дети. Для детей радуга – это волшебство, а для взрослых – это воспоминания о детстве и радости. Что же такое радуга? Почему в небе разноцветная дуга? Как можно в домашних условиях получить радугу в любое время года? На эти и другие вопросы должны ответить дети на учебном занятии Окружающего мира в 1 классе. Тема урока № 47: «Почему радуга разноцветная?» Эта тема является актуальной, потому что все: и дети, и взрослые должны знать, что происходит в окружающем нас мире и постоянно расширять свой кругозор. Конспект урока разработан в соответствии федерального государственного стандарта (второго поколения) для начальной школы.
Почему радуга разноцветная.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа №2» Методическая разработка урока «Почему разноцветная?» Окружающий мир. 1 класс Муниципальный конкурс методических разработок уроков «Урок XXI века»  (урок в условиях введения ФГОС) Составил:  учитель начальных классов МАОУ «ООШ №2» Казакова Елена Владимировна г. Верхотурье2017 год Оглавление Введение...................................................................................................................2 Основная часть.........................................................................................................2 I.Организационный момент..................................................................................4 II.Актуализация знаний........................................................................................4 III.Мотивация учебной деятельности.................................................................5 IV.Изучение нового материала............................................................................5 V.Проблемный вопрос.Решение проблемной ситуации.....................................7 VI.Физминутка......................................................................................................9 Практическая работа №3. «Радуга на мыльном пузыре».............................10 VIII.Рефлексия....................................................................................................11 IX.Творческое задание на дом...........................................................................11 X.Итог урока.......................................................................................................11 Список литературы и ресурсов Интернет........................................................11 Приложение1..........................................................................................................13 Введение Каждый   человек   хотя   бы   раз   в   жизни   любовался   одним   из   самых красивых явлением природы – радугой. Есть  сказка, в которой говорится, что в месте, где заканчивается радуга, находятся сокровища. Многие пытались их найти, но всё безрезультатно. Взрослые не так воспринимают радугу, как дети. Для детей радуга – это волшебство, а для взрослых – это воспоминания о детстве и радости. Что же такое радуга? Почему в небе разноцветная дуга? Как можно в домашних условиях получить радугу в любое время года?   На эти и другие вопросы должны ответить дети на учебном занятии Окружающего мира в 1 классе. Тема урока № 47: «Почему радуга разноцветная?» Эта   тема   является   актуальной,   потому   что   все:   и   дети,   и   взрослые должны   знать,   что   происходит   в   окружающем   нас   мире   и   постоянно расширять свой кругозор. Конспект   урока   разработан   в   соответствии   федерального государственного стандарта (второго поколения) для начальной школы. Основная часть Тема урока: «Почему радуга разноцветная?» 2 Цели   урока:  формировать   первоначальные   представления   о   свете   и цвете, о причинах возникновения радуги; познакомить с цветами радуги, их последовательностью. Формирование универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД:   создать условия для усвоения новых знаний; способствовать развитию у младших школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность; обеспечить опыт исследования и объяснения.  Регулятивные УУД:  развивать   умение   принимать   и   сохранять   творческую   задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные  задачи; Коммуникативные УУД:   учить задавать вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности; оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.  Оборудование и материал: ­учебник:А.А.Плешаков «Окружающий мир»; ­рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков «Окружающий мир»; ­ тесты: Плешаков А. А., Н.Н. Гара, З.Д. Назарова «Окружающий мир»; ­компьютер, презентация; ­тесты для проверки домашнего задания; ­ призма для опыта; ­комплект разноцветныхполосок для моделирования радуги, цветные карандаши; ­ мыльные пузыри. Планируемые образовательные результаты: Личностные: 1. Интерес к изучению явлений природы. 2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга». 3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. Метапредметные: 1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики. Регулятивные: 1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 2.   Совместно   с   учителем   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему. 3 3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги. Познавательные: 1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебнойзадачи. 2.  Добывать новые  знания:  извлекать  информацию,  представленную  в разных формах(видео, текст, таблица, иллюстрация и др.). 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты иявления; определять причины явлений, событий 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний. Коммуникативные: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменнойречи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 2.   Учиться   уважительно   относиться   к   позиции   другого,   пытаться договариваться. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Предметные: 1. Узнать, как образуется радуга. 2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. 3. Запомнить последовательность цветов радуги. Ход урока Организационный момент Слайд 2 I. Ну – ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Слайд 3 II. – А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем Актуализация знаний уроке? ­ Почему звенит звонок? ­ Как рождается звук? Окружающий   нас   мир   наполнен   звуками.   Мы   слышим,   как   звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое. Слайд 4 4 Прослушивание звукового ролика. – Какие звуки издают различные предметы?  Слайд 5 Практическая работа №1.Работа в парах. Ответить на вопросы теста. Взаимопроверка. Слайд 6 III. Мотивация учебной деятельности Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался подзонтиком.   А   когда   дождь   почти   закончился,   появилось   солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое? Отгадайте загадку: Что за чудо­коромысло После дождичка повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветны ворота Что зовутся … РАДУГА! Слайд 7 ­ Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. ­ А кто из Вас видел радугу? ­ Какое настроение было у вас при виде радуги? (Радостное, весёлое, приятное, сказочное.) ­   Какими   знаниями   вы   владеем   о   радуге.  (Она   разноцветная, появляется, только если одновременно идёт дождь и светит солнце.) ­ А что хотим узнать о радуге?  (Откуда произошло слово «радуга»? Почему радуга разноцветная?Когда она появляется?) ­   Какие   учебные   задачи   мы   поставим   перед   собой?  (Узнать,   как образуется   радуга, запомнить последовательность цветов, добывать новые знания о радуге, оценивать свою работу и её результат.)   цвета   радуги,   называть   ­ Как оценим свою работу в течение урока?  (С помощью смайликов.) (Приложение 1) Слайд 8 IV. Изучение нового материала Многие   писатели   и   поэты   посвящали   этому   природному   явлению небольшие произведения.  ­ Можно ли сказать: поставили радугу, построили. Красиво ли будет это звучать? ­ Какое слово использовали авторы?(Воздвигли) ­   Это   слово   очень   торжественно.   Оно   ещё   раз   подчёркивает красотузрелища, которое увидели авторы. 5 ­Дети, а кто из вас видел радугу? ­ Какое настроение было, у Вас было? ­ Что же означает слово «радуга»? Слайд 9 Работа с словарями Предварительно мы с вами разделились на три группы (три ряда). У каждой   группы   необычные   названия.   Давайте   озвучим:   1   группа:   «ГА»,   2 группа – «РА», 3группа  «ДУ». В конце урока мы выясним, почему такие необычные названия.  У каждой группы на столе лежит словарь: 1 группа –«Универсальный словарь   русского   языка»,   2   группа   –«Словарь   В.   Даля»,   3   группе –«Толковый словарь русского языка Ожегова С.И». Найдите значение слова радуга и прочитайте.  Радуга– разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя.(Универсальный словарь русского языка) Радуга — претерпевшее   изменение   слово   «радуга»,   или   Божья дуга. (По словарю В. Даля) Радуга  – разноцветная   дугообразная   полоса   на   небесном своде,образующаяся  вследствие  преломления  солнечных  лучей  в  дождевых каплях. (Толковый  словарь русского языка Ожегова С.И.) Слайд 10 Слово   «радуга»   похоже   на   слово  «радость».   И   в   самом   деле, радостнобывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех портак и зовут ­ радуга.Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё сземли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будетказаться кругом. До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое­где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает   солнечный   луч,   а   крупные   капли   дождя   еще   падают   и падают... И вдруг кто­то радостно кричит: ­   Радуга!   Смотрите   —   радуга!   И   в   самом   деле,   через   все   небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись?   Кто   их   построил   так   быстро   и   так   красиво?Почему   в   воздухе возникло такое чудо?Кто строитель?  ­Вы ужедогадались? 6 ­ Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) ­Вы   правы,   это   интересное   природное   явление   можно   наблюдать, когдасветитсолнце и идёт дождь. ­ Почему?(Дети пытаются ответить на вопрос.) ­На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) ­Что при этом образуется?(Радуга). Слайд 11 Построили   радугу   солнечные   лучи   и   дождевые   капли.Дождь заканчивается.   Редкие   капли   еще   падают   на   землю,   но   из­затучи   уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь,лучи его проходят через   дождевые   капли,   и   на   небе   напротив   солнцавозникает   необычная цветная   дуга.Чем   крупнее   дождевые   капли,   тем   ярче   радуга.   Если каплимелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Проблемный вопрос.Решение проблемной ситуации Слайд 12 V. ­А почему радуга разноцветная? Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, нона самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на паутинах встречается капля воды, она преломляет свет, как призма. Показ учителем опыта  Учитель показывает опыт с призмой на белом листебумаги. ­  Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом, и получается   радуга.   Все   цвета   в   радуге   располагаются   в   чёткой последовательности и никогда не меняются местами. Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу­ подсказку. Может кто­нибудь уже ее знает? В чём суть этой подсказки? Каждое слово начинается на первую букву, слова обозначающего   один   из   цветов   радуги:   каждый   –   красный,   охотник   – оранжевый и так далее. Слайд 13 ­ Повторим этот стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».Есть и другие стишки. Например: Слайд 14 ­ Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь. Слайд 15 ­ Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп. Слайд 16 С. Михалченко сочинила своё стихотворение­ считалочку про цвета  радуги.  Послушайте, пожалуйста. 7 Раз, два, три, четыре, пять ­  Ветер вышел погулять. Слайд 17 РАЗ ­ считает красным цветом ­ Красным солнцем, красным летом Алой ягодой­малиной,  Жарких пляжей красной глиной. Слайд 18 ДВА – оранжевая осень,  Рыжих рыжиков приносит. Пламя рыжего костра, Крик со школьного двора. Слайд 19 Лес на ТРИ наряд свой сбросил. Желтый – золотая осень. Бледной дымкой янтаря  Поднимается заря. Слайд 20 Где ЧЕТЫРЕ – там тайга, Зелень сочная в снегах. Темный сказочный простор Елей средь суровых гор. Слайд 21 ПЯТЬ – сверкает голубым, Стылой речкой из­под льдин, Бледно­синею поземкой И сосулькой сладко­звонкой. Слайд 22 ШЕСТЬ – и в сумерках придет Синей ночью Новый Год. После вьюжных снежных бурь ­ Неба зимнего лазурь. Слайд 23 СЕМЬ – лиловая гроза, Режет молнией глаза. Фиолетовые тучи,  Где­то гром гремит могучий. Слайд 24 И бегут ручьи, сверкая,  Все цвета перебирая, Водят воды хоровод  с ветром, с солнцем круглый год. 8 Слайд 25 VI. Физминутка В небе дождь, гроза.(руки кверху) Закрывай глаза! Дождь прошел.Трава блестит. В небе радуга стоит.(показываем дугу) Поскорей, поскорей (машут руками) Выбегай из дверей, По траве босиком (мягко ходим), Прямо в небо прыжком… Слайд 26 Практическая   работа   №2.(Учебник   А.А.   Плешаков   «Окружающий мир», часть 2, стр. 41)(Приложение 2)  Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите цветные полоски так, чтобы у Вас получилась радуга.Проверим работы. Слайд 27 Творческая работа(Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий  мир», часть 2, стр. 26,27) (Приложение 3) 1 группа выполняет 1 задание. Раскрасить радугу, используя фразу­ подсказку из учебника.  2 группе – 2 задание.  Раскрасить шарики у каждого радушного  человечка.  3 группе – 3 задание. Раскрасить вагончики поезда, в которых любят  ездить радужные человечки. Важно! Чтобы порядок цветов не был нарушен. Слайд 28 Радуга­   природное   явление.   Она   не   может   возникнуть   по­нашему желанию,но   мы   можем   и   в   солнечный   день   увидеть   радугу.   Для   этого достаточно взятьшланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательноувидите радугу в водяных брызгах. ­Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… ­В брызгах фонтана… ­Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… ­Побудем   и   мы   волшебниками,   попробуем   создать   свою   радугу   на листочкахбумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги. Слайд 29 Практическая работа №3. «Радуга на мыльном пузыре» Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечаяна нём «радугу». ­ Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явлениеназывается дисперсией света, а набор цветов – спектром. Слайд 30 VII. Проверка изученного материала Тесты А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова «Окружающий мир», стр. 45 (Приложение 4) Выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок). Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.  Слайд 31 Проверим правильность выполнения работы: № задания Правильный ответ (буква) 127 128 129 В В Б ­ Если вы набрали 3 балла – вы умнички, вы справились с работой на отлично.  ­ Если вы набрали 2 балла – вы молодцы, вы справились с работой на хорошо.  ­ Если вы набрали 1 балл – вы справились с работой, но только на удовлетворительно. ­ В начале урока мы с вами разделились на три группы. Попрошу выйти к   доске   по   одному   представителю   с   названием   команды.   Давайте   вместе составим слово, которое получится из названий наших команд.(Приложение 5)(РАДУГА) Слайд 32 ­ Нас можно назвать радужные...(ученики, человечки, дети).Мы с вами образуем РАДУГУ. РА­ДУ­ГА Какого цвета не хватает?  (фиолетового).  Дополним нашу запись знаками препинания.(Приложение 6) ­ Давайте прочитаем получившие фразы с нужной интонацией: РАДУГА.  РАДУГА!  РАДУГА? Слайд 33 VIII. Рефлексия Раскрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке. Слайд 34 IX. Творческое задание на дом 1 группе: можно радугу нарисовать акварелью, смешав цвета. 2 группе: можно слепить радугу из пластилина. 3 группе: можно вырезать радугу из бумаги. Вам нужно  сделать радугу в домашних условиях:    Слайд 35 X. Итог урока ­ Какую тайну вы раскрыли на уроке? ­ Как возникает радуга? ­ Перечислите цвета радуги по порядку, используя фразу­подсказку. Муравей   Вопросик   и   Мудрая   черепаха   благодарят   вас   за   то,   что исследовали тайны радуги.  Слайд 36 Список литературы и ресурсов Интернет 1.Контрольно­измерительные   материалы.   Окружающий   мир,1 класс.Сост. И.Ф.ЯценкоМ.: ВАКО,2010. 2.Котова     И.Фрагменты   презентации     к   уроку   «Почему   радуга разноцветная» http://viki.rdf.ru/item/1394/ 3.Муковникова   О.Г.Природоведение   1   класс.   Поурочные   планы   (по учебнику Плешакова А.А.  « Мир вокруг нас») Волгоград: «Учитель­АСТ» 4.Останковская Л.Ю. Фрагменты презентации к уроку «Почему звенит звонок. Почему радуга разноцветная.» http   ://   www   .  rusedu    .  ru   /  detail  _7731.    html   5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Учеб. Пособие   дляобщеобразовательных   организаций.   В   2­х   частях   Ч   .2­М.: Просвещение, 2015. 6. Плешаков А. А., Н.Н. Гара, З.Д. Назарова  Окружающий мир. Тесты.1 класс.   Учеб.   пособие   для   общеобразовательных   организаций   ­М.: Просвещение, 2016. 7.   Плешаков   Окружающий   мир.1   класс. Учеб.дляобщеобразовательных   учреждений.   В   2­х   частях   Ч   .2   ­М.: Просвещение, 2013.   А.   А. 8. Соболева О.Л. Универсальный словарь русского языка, М: «АСТ – ПРЕСС», 2011. 9. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»,1 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН», М.:Просвещение,2012 10.Фефилова   Е.П.,   Поторочина   Е.А.,   Дмитриева   О.И.,   Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,1 класс.3­е изд., М.:ВАКО,2007 11. Яценко И.Ф. Контрольно­измерительные материалы. Окружающий мир ,1 класс М.:ВАКО,2010. 12.http   .  china   m(фотографии радуг)  ://   russian    .  org   .  cn   /  photos  content  _19127643_6.    /200912/24/    /  txt     ht Приложение1 Приложение 2 Приложение 3 Задание для 1 группы: Задание для 2 группы: Задание для 3 группы: Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему радуга разноцветная?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017