Урок окружающего мира  1 класс 
     УМК «Школа России» , автор учебника А. А. Плешаков
     Разработан  учителем  начальных классов МБОУ «Старо-Иштерякская ООШ» Салаховой Р.Н..       
Тема : « Откуда берутся снег и лед.»
Цель :   1 Познакомить учащихся с некоторыми  физическими свойствами снега и льда.
 2 Дать  понятие  о том ,  что снег и лед – это замерзшая  вода.
 3 Развивать наблюдательность , мышление, память.
  4 Воспитывать коллективизм.
            
        
        
        
                    
                
                    Урок окружающего мира  1 класс 
     УМК «Школа России» , автор учебника А. А. Плешаков
     Разработан  учителем  начальных классов МБОУ «Старо-
Иштерякская ООШ» Салаховой Р.Н..       
Тема : « Откуда берутся снег и лед.»
Цель :   1 Познакомить учащихся с некоторыми  физическими 
свойствами снега и льда.
 2 Дать  понятие  о том ,  что снег и лед – это замерзшая         
вода.
 3 Развивать наблюдательность , мышление, память.
  4 Воспитывать коллективизм.
Планируемые результаты.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной 
деятельности;
- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на 
основе критериев успешности учебной деятельности;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу 
своих действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую 
этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в 
познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и 
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их 
на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;
.- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с 
объектами неживой природы.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- строить логическое утверждение, включающее 
установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, 
делать выводы.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную 
деятельность с учителем и  со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, 
договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать 
вопросы.
Предметные:
- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат 
свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их
свойствам. 
Оборудование:  стаканы с теплой водой , цветная бумага , 
снег, лед, аппликации разных видов снежинок, опорные 
слова , кроссворд ,рисунок снеговика.
2 Актуализация знаний учащихся.
- Как называется наша планета?
- Почему Землю называют голубой планетой?
- Где находится вода на Земле?
- Какая вода в морях и океанах?
.- Откуда люди берут пресную воду?
2 Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке вы узнаете о других состояниях 
воды
Вступительная беседа:
      Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.
Меня не растили,
 Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глазаугольки,
Рукисучки.
Холодный, большой
Кто я такой?              (Снеговик)
- Посмотрите , кто пришел  к вам в гости? (рисунок 
снеговика)
                  Без досок, без топоров
                Через речку мост готов.
                Мост – как синее стекло:
                Скользко, весело, светло.  (лёд)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.  (снег)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла 
На моей ладошке.        (снежинка)
1. Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
                      И заросли роз?  (мороз)
-Что принес вам  на урок снеговик? ( учитель 
показывает снег и лед)
.- Значит , что вы будете изучать на уроке?
Что мы должны узнать о снеге и лёд?
- Узнаем ,как образуются снег и лед. Для этого 
проделаем несколько опытов.
1 опыт  ( снег и лед – замерзшая вода)
Стаканы с теплой водой.(потрогать руками)
- Какая вода в стаканах?
- Что произойдет , если в эту воду положить снег и 
лед?
- Проверим ваше предположение. (ученики кладут в 
стаканы снег и лед)
- Почему растаяли снег и лед?( обратить внимание на 
t⁰)
- Во что превратились снег и лед?
- Что такое снег и лед?
- Какая вода?
-Прочитайте вывод на доске.
(дежурные убирают стаканы)
2 опыт
(определение цвета снега и льда)
(на доске таблица  . Заполняется  по мере изучения 
свойств  снега и льда)
снег
            лед
.Рассмотреть снег и лед. Определить их цвет. 
- Какого цвета снег?    ( отвечает каждая 
группа).Вывод: снег белый  (записать в таблицу)     
- Теперь определим цвет льда. Чтобы определить 
цвет льда воспользуемся цветной бумагой. (конверт 
№1 на партах)
Положите лед на белую , серую, желтую , голубую 
бумагу. Можно ли сказать, что лед голубой ,белый, 
желтый, серый.
-Какого же цвета лед?   (дети находят нужное слово 
среди слов- помощников, которые лежат на партах) 
(дежурные убирают цветную бумагу)
Вывод: лед бесцветный (запись в таблицу)
3 опыт
(Определение прозрачности льда)
-Возьмите кусок газеты(конверт№2), положите на 
него снег.
- Можно ли через снег увидеть текст?
-А теперь положите кусок льда. Можно ли через лед 
увидеть текст?
-Как называют предметы через которые все видно?
(слова- помощники)
-Что скажете о льде?
-Что скажете о снеге?
.Вывод : лед прозрачный, снег непрозрачный(запись в 
таблицу)
4 опыт
(Определение плотности снега и льда)
-Возьмите карандаши , попробуйте воткнуть их в 
снег.
- Легко ли карандаш входит в снег?
-А теперь попробуйте воткнуть карандаши в лед.
-Можно ли проткнуть лед?
Сделаем вывод. ( Слова - помощники)
Вывод: снег рыхлый , лед плотный. (запись в таблицу)
5 опыт
(демонстрирует  учитель)
(Определение хрупкости льда)
Учитель раскалывает лед.
-При ударе лед раскаливается на мелкие кусочки. О 
каком свойстве это говорит?
Вывод: лед хрупкий  ( запись в таблицу)
3 Физкультминутка
Мы снежинки , мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Встанем вместе мы в кружок.
Получается снежок.
Подул ветерок .
.Разлетелся весь снежок.
4 Первичное закрепление
а) Работа по таблице. 
Назвать свойства снега и льда
б) Работа в тетрадях
Соединить стрелками свойства со словами «снег», 
«лед»
Проверка (1группа назвать свойства снега, 2 группа 
назвать свойства льда, 3 группа назвать еще одно 
свойство льда)
5 Образование снега и льда
-Как образуется лед?
(Учитель объясняет опасность тонкого льда)
Рассказ учителя , о том как образуется снег.
(По ходу рассказа учитель показывает кристаллик, а 
затем снежинки)
6 Закрепление
Каждой группе составить снежинку из ее частей 
( конверт со звездочкой)
Снежинки вывешиваются на доску.
7 Итог урока
3
2
Отгадать кроссворд.
4
.
11 Что образуется, когда растает снег и лед?
2 Всю зиму смирно лежит , а весной убежит.
3 Не драгоценный камень, а блестит.
4 Красивая шестигранная звездочка.
-Что такое снег и лед?
Рефлексия деятельности.
 Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
 Назовите основные свойства снега и льда.
- Молодцы!
- Я  вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы
настоящие исследователи.
У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас 
тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те, 
кому на уроке было очень интересно, полетят к 
белой снежинке, кому на уроке было скучно к 
зелёной снежинке.
..