Тема урока : " РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ "
Цели: расширить знания учащихся о веществах, которые используются в быту; обучать правильно пользоваться ими.
О б о р у д о в а н и е: соль, сахар, крахмал, лимонная кислота, раствор йода, пипетка.
У р о к 8
РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ
Цели: расширить знания учащихся о веществах, которые используются в
быту; обучать правильно пользоваться ими.
О б о р у д о в а н и е: соль, сахар, крахмал, лимонная кислота, раствор
йода, пипетка.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
– Отгадайте кроссворд, ключевое слово подскажет тему урока.
1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)
2. На Земле он всех сильнее,
Потому что всех умнее. (Человек.)
3. У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука.)
4. Что это за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат!
А порой такой красивый,
Кружевной и синийсиний. (Небо.)5. Белый снег во рту тает. (Сахар.)
6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала. (Туча.)
7. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
8. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна.)
– Как одним словом назвать все словаотгадки? (Это тела.)
– Какие это тела? (Природные.)
– Прочитайте ключевое слово.
II. Проверка домашнего задания.
1. В о п р о с ы.
– Что такое вещества?
– Из чего состоят вещества?
– Какие бывают вещества?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 в рабочей тетради (с. 16).
III. Изучение нового материала.
1. Р а з н о о б р а з и е в е щ е с т в.
– Тема нашего урока «Разнообразие веществ». На уроке мы познакомимся
с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. На Земле
множество веществ – несколько миллионов. С некоторыми из них мы
встречаемся каждый день.
На столе учащихся разложены соль, сахар, крахмал, лимонная
кислота.
– Какие вещества разложены на тарелочках?
– Где вы видите эти вещества?
– Как их используют в быту?
– Какими вы пользуетесь чаще?
Соль. Поваренная соль – это одна из минеральных солей, встречающихся в
природе. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает,
человек может погибнуть. В древности соль ценилась буквально на вес золота.
Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И
запасы соли на Земле поистине неисчерпаемы. Целые соляные горы есть в
недрах Земли и на ее поверхности. В растворенном состоянии соль
содержится в воде морей и океанов.
Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах. С солью связано
много метких выражений, поверий: «Рассыпать соль – к несчастью», «Уйтинесолоно хлебавши», «Чтобы лучше узнать человека, надо с ним съесть пуд
соли».
Существует старинный русский обычай встречать гостя с хлебом и солью.
Сахар. Было время, когда на Руси о сахаре и знать не знали. В ходу были
мед, сладкий сок березы, липы, клена.
Сладкий сироп из сахарного тростника получали в Индии. Сахар был очень
дорогой диковинкой. Долго искали замену сахарному тростнику. Чего только
не предлагали: капусту, тыкву, кукурузу, да вот беда – сахара в них мало.
Победила сахарная свекла. В начале XIX века в России и Германии были
построены первые заводы, которые начали делать сахар из сахарной свеклы.
– А что это за вещество, которое тоже белого цвета, похоже на сахар и
соль?
– Белый порошок – это крахмал. Его используют, когда варят кисель. Он
содержится во многих продуктах растительного происхождения.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
На каждом столе кусочки картофеля, хлеба, груши, пипетка,
салфетка и разбавленный раствор йода.
З а д а н и е:
1) Прочитайте текст (с. 40–41).
2) Изучите и выполните задание в практической работе (с. 41).
3) Сделайте вывод.
3. О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я.
– Кислоты – это большая группа веществ, с которыми мы встречаемся на
кухне. Всем известен кислый вкус лимона. Этот вкус придает ему лимонная
кислота. В яблоках – яблочная кислота, в щавеле – щавелевая кислота.
– Какое общее свойство всех кислот?
С кислотами на кухне надо обращаться очень осторожно. Особенно с
уксусной кислотой. К бутылочке с этой кислотой нельзя прикасаться.
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 43).
Домашнее задание: прочитать текст (с. 39–43); выполнить задания 1, 2.