Конспект учебного занятия
Тема. Наша «солнечная семья» .
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Оборудование: учебник (Поглазова О.Т. Окружающий мир. УМК «Гармония»), презентация( см. Приложение), модель Солнечной системы, 3 звёздочки разных цветов дкаждому ученику для теста, фломастер, текс с материалами о планетах, карточки для индивидуальной работы, звёздочки грустные и улыбающиеся для рефлексии, интерактивное наглядное пособие «Интерактивная модель Солнечной системы».
Цель: познакомить детей с планетами Солнечной системы, дать сравнительную характеристику планетам, показать особенности каждой планеты Солнечной системы; воспитание любви и бережного отношения ко всему окружающему на планете; развитие коммуникативных навыков при работе в парах.
Формируемые понятия: 9 планет, обращающиеся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия, астероиды – малые планеты.
Формируемые умения: умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца, осознанное отношение к прочитанному материалу.
Тема урока. Наша «солнечная семья».
Ход урока.
I. Организационный момент. Релаксация. ( Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Альфия Галиевна (Слайд 2)
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь , что ты с ног до головы озарён светом этой звезды, светом любви и радости… Представь себе ещё, что этот свет насквозь пронизывает всё твоё тело … Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом – ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного тёплого света, и этот свет идёт ко всем ребятам в этой комнате… Подумай обо всех, кто находится рядом, и пошли им немного своего света…
Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим друзьям, а также близким и родным…
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (Пауза 10 секунд.)
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трёх, ты сможешь открыть глаза и
снова оказаться в этой комнате. Раз… Два…Три… ( Слайд 3)
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Мы с вами сейчас говорили о звёздах, которые можно наблюдать в космическом пространстве. И сегодня на уроке вы узнаете ещё больше о космосе.
( На доске слева прикреплены звёзды, потом появляется надпись «космос»)
космос
- А вы любите смотреть на звёзды? (Да)
Что такое звезды? (Звезды – огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет. Самосветящиеся космические тела. )
- Когда мы можем их наблюдать? ( Ночью)
( На картинке появляется надпись звёзды.)
созвездия
звёзды
- Ещё очень давно астрономы объединили наиболее яркие и заметные звёзды в группы. Как называются такие группы звёзд? (Созвездия)
( Появляется надпись созвездия )
-Какие имена им дали астрономы? ( Геркулес, Кассиопея …)
- А какие созвездия вы могли наблюдать на небе? ( Созвездие Большой Медведицы.) (Слайд 4)
- Знаете ли вы какая звезда самая яркая? (Сириус) В каком созвездии она находится? ( Созвездие Большого Пса.) ( Слайд 5)
- Ребята, а что ещё можно увидеть в ночном небе? (Луну).
- Что такое луна? ( Луна – холодное космическое тело. Она – единственный спутник Земли.) (Слайд 6 -7)
- Молодцы! Вы много знаете о космических телах. А можете ли вы мне назвать звезду, которая находится ближе всех к нашей планете Земля?
( Солнце.)
-А что знаете о Солнце? (Находится очень далеко… Это главный источник тепла.) ( Слайд 7)
солнце
космос
- Вы много знаете о космическом пространстве . А теперь послушайте, внимательно.
III. Работа над новым материалом.
1. Стадия осмысления.
Если долго наблюдать ночное небо, то можно заметить, что положение созвездий на небе изменилось, но их очертания и взаимное расположение звёзд осталось прежним. Поворачивается весь окружающий нас звёздный мир. Вы уже знаете, что это связано с вращением Земли вокруг своей оси.
Ещё в глубокой древности наблюдатели заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали … (планетами). (Слайд 7)
Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они видны потому, что отражают солнечный свет.
(Дополняется схема словом планеты).
космос
- На какой планете живём мы? ( Планета Земля)
2. Постановка целей и задач урока.
- Какие планеты вы знаете? (Появляются названия планет, которые назовут дети.)
- Откройте форзац вашего учебника и посмотрите внимательно. Что вы видите? (Солнце и планеты, которые расположены вокруг солнца)
Ребята скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
( О солнце и планетах)
- Молодцы! Сегодня мы будем говорить о «Солнечной семье». ( Слайд 8)
- А что вы хотите узнать о планетах? На какие вопросы найти ответы? ( Мы знаем планету Земля, знаем, что Солнце- это звезда. Хотелось бы узнать есть ли ещё на какой планете жизнь. Какие ещё планеты есть в Солнечной семье?...)
-Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы. Узнаем о планетах, дадим сравнительную характеристику, покажем особенности каждой планеты. И постараемся ответить на вопрос «Чем звёзды отличаются от планет».
( Слайд 8 перейти по гиперссылке, но звук не включать)
Кроме Земли, вокруг Солнца обращаются ещё и другие планеты и движутся они в определённом порядке, каждая по своему пути. Путь движения планет называется орбитой. Люди назвали Солнце и движущиеся вокруг него планеты Солнечной системой, потому что там всё чётко и точно движется, вертится; у каждой планеты своё время оборота вокруг Солнца и вокруг своей оси. Всё приведено в систему.
( На магнитной доске появляется надпись: Наша «Солнечная семья».)
- Давайте мы с вами переместимся в космические просторы, побываем в космосе, чтобы найти ответы на ваши вопросы, поговорим о малых и больших планетах и их спутниках, но для этого нам надо быть очень внимательными и наблюдательными. Мы будем исследовать планеты, сравнивать их и свои наблюдения записывать в бортовой журнал. На столе у каждого из вас карточки с названиями планет и необходимый материал, будьте внимательны. Отправиться в путешествие? ( Да.) (Слайд 9)
Сегодня мы скучать не будем,
Про лень, тоску мы позабудем,
Мы оторвёмся от Земли
Туда, где бороздят просторы
Космические корабли.
Где вечный мрак,
Спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.
- Приготовились?!
Раз, два!
Три, четыре!
Мы летим. ( Слайд 10)
На далёкие планеты
Поскорей попасть хотим!
3. Планеты Солнечной системы.
Посмотрите, какая первая планета от Солнца? (Меркурий). ( Слайд 11)
Мы приближаемся к ней.
Меркурий среди всех планет является самой маленькой. У Меркурия нет спутников. Меркурий учёными до конца ещё не изучен. Относится он к планетам земной группы.
Экипажу не разрешается высаживаться на планету. Эта планета опасна: на ней нет воздуха, нет воды, а днём очень жарко.
( Дети записывают особенности планеты и порядковый номер, количество спутников. Проводят соответствие в карточках. Работают в парах.)
Что ж , Дружок!
В жизни много дорог
Летим на Венеру ( Слайд 12)
Хоть путь наш далёк.
Венера – вторая планета от Солнца, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренняя звезда». Относится к планетам земной группы. Она близка по размеру к Земле. У Венеры нет спутников. Это самая горячая планета. Днём поверхность Венеры очень сильно нагревается, так как близко расположена к солнцу.)
(Дети снова работают в парах и отмечают спутники и особенности планет)
Продолжаем путешествие!
Мерцает по курсу ракеты Земля ( Слайд 13)
На ней мы живём
И, как видно не зря!
Вот наша родная планета … Земля,
На ней живёшь ты, на ней живу я.
На карту Солнечной системы смотри,
Наша планета под номером… три. (Договаривают слова дети)
А спутник Земли – это… Луна
Светом отражённым светит она.
В небе ночном всегда видна,
Но лишь одной стороной к нам обращена.
- Сделаем остановку на планете Земля. ( Слайд 14)
Физкультминутка.
-Ребята, протяните ладошки. Представьте, что планета находится у вас на ладони. Она мала и беззащитна. Покажите жестами, как бы вы могли проявить заботу о нашей планете.
(Под спокойно звучащую музыку учитель читает стихотворение Якова Акима «Наша планета».)
Наша планета.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету, -
Ведь другой, похожей нету.
- Почему же наша планета не похожа на остальные? ( Земля является единственным местом во Вселенной, где существует жизнь)
( Слайд 15)
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить,
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
- Ребята, что вы можете сделать, чтобы сохранить уникальность и красоту нашего космического дома – планеты Земля.
(Этому мы учимся на уроках природоведения, рисуем природоохранные знаки, стараемся не бросать мусор в водоёмы, не ломать деревья и не рвать цветы, озеленять село, помогать животным и птицам, особенно в морозы.) Молодцы!
- Ну, что ж, покидаем родную планету ,снова летим к новым открытиям.
Следующая планета – Красный глаз. Это Марс. ( Слайд 16)
Марс – это четвёртая планета. Он меньше Земли и Венеры. Его поверхность заполнена громадными вулканами. Марс называют красной планетой, потому что на его поверхности есть железо (ржавчина). Марс имеет два крошечных спутника. На Марс уже несколько раз прилетали космические беспилотные корабли- исследователи, запущенные российскими и американскими учёными, но никаких признаков жизни обнаружить не удалось. - Ребята, не забываем отмечать особенности планеты, наличие спутников.
- Мы посетили 4 планеты, включая Землю, - их называют каменными планетами или планетами … Какой группы? Я думаю, что вы были внимательными и запомнили как называется группа этих планет. Планеты земной группы.
( На магнитной доске к названиям планет крепится карточка с названием группы)
меркурий
венера
земля
марс
Дальше, дальше летим мы от солнца,
Юпитер нас встречает светом в оконце ( Слайд 17)
Планета Юпитер - пятая, самая большая планета. Входит в группу планет – гигантов. У Юпитера имеется множество спутников. Четыре крупных спутника, а остальные поменьше. Вокруг Юпитера есть кольца, но они плохо заметны. В семье Юпитера сейчас очень неспокойно, он так бушует, что к нему опасно приближаться…Его называют грозным, потому что он весь как будто состоит из вихрей.
- Как вы думаете, сможем мы спуститься на планету? (Нет)
Правильно наш космический аппарат спуститься не может, твёрдой поверхности у Юпитера пока ещё никто не обнаружил.
( Снова ведутся записи о планете.)
Летим дальше.
Есть в Солнечной системе планета, украшенная кольцами. ( Слайд 18)
- Это Сатурн.
-Ребята, Сатурн – это какая планета по счёту? (Шестая)
Правильно! Она входит в группу планет-гигантов. У Сатурна много колец, и они хорошо видны. Сатурн имеет много спутников. Его спутники состоят изо льда.
- Юные исследователи запишите в бортовой журнал, что узнали о планете?
Самые дальние планеты
Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
- Поговорим о них. ( Слайд 19)
Уран – седьмая планета, самая лёгкая из планет – гигантов. Особенностью является то, что он вращается «лёжа на боку». ( Показать вращение «лёжа на боку) У Урана тоже много спутников. Имеет кольца, которые очень тонки, как нити.
( Слайд 20)
Нептун – восьмая планета. Она немного меньше Урана, но тяжелее его. Относится к планетам гигантам. У Нептуна имеется более 10 спутников.
( Слайд 21)
- А вот девятая планета нашей Солнечной системы-Плутон. Планета кроха, вызывает много споров. Некоторые учёные считают, что Плутон надо относить просто к крупным телам, которые вращаются вокруг Солнца. Но это не планета. Другие утверждают, что это крохотная планета. Плутон состоит из горных пород и льда. Он меньше Луны в пять раз и имеет три спутника. Плутон так далёк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод – до минус 230 градусов.
Вот видите, какая у нас большая «Солнечная семья». Давайте немного отдохнём и постараемся вспомнить и запомнить все планеты Солнечной системы.
( Слайд 22-23)
Музыкальная физкультминутка «Планеты солнечной системы»
В нашей солнечной системе
Находится Солнце и девять планет.
На одной есть жизнь,
На других восьми жизни нет.
В центре системы светит всегда
Солнце – ведь это такая звезда.
В черном космосе Солнце сияет
И планеты освещает и обогревает.
Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. ( Слайд 24)
IV. Закрепление. Рефлексия. Таблица. ( Слайд 25)
- А теперь, ребятки сели хорошо. Наше путешествие подходит к концу. Закрыли глазки. Возвращаемся на Землю.1,2,3… Открываем глазки.
Давайте мы с вами вспомним, что нового узнали, какие тайны для себя открыли путешествуя по планетам.
1. Составление модели Солнечной системы.
- Предлагаю вам на магнитной доске создать модель Солнечной системы.
(Один ученик у доски создаёт модель Солнечной системы. Называя каждую планету и порядок следования от Солнца.)
- Молодцы! Прекрасно справились с заданием, а помогли вам в этом хорошие знания, ум и смекалка.
2. Составление таблицы. ( Слайд 26)
- Работая в парах, вы познакомились с характеристикой и особенностями каждой планеты. Я предлагаю сейчас объединить полученные знания, поделиться своим открытием с одноклассниками. Давайте все вместе внесем данные в таблицу. Заслушаем юных исследователей Меркурия….. ( Дети рассказывают особенности, а на слайдах появляется таблица)
Расположение от Солнца |
Название планеты |
Группа планет |
Спутники |
Особенность |
1 |
Меркурий |
Земная |
- |
Неизученная |
2 |
Венера |
Земная |
- |
Самая горячая |
3 |
Земля |
Земная |
Луна |
Жизнь |
4 |
Марс |
Земная |
+ |
Красный цвет железа |
5 |
Юпитер |
Планеты-гиганты |
+ |
Самая большая |
6 |
Сатурн |
Планеты-гиганты |
+ |
Кольца |
7 |
Уран |
Планеты-гиганты |
+ |
Вращается «лежа» |
8 |
Нептун |
Планеты-гиганты |
+ |
1 спутник движется в обратном направлении |
9 |
Плутон |
? |
+ |
Вызывает много споров планета- кроха |
- Теперь давайте ответим на вопрос, который поставили в начале урока.
«Как отличить на небе планету от звезды?»
Найдите ответ на этот вопрос на странице 97 в учебнике.
· Звёзды светят собственным светом, а планеты отражают свет Солнца.
· Звёзды неподвижны на небосклоне, а планеты движутся по орбитам, они блуждают в космическом пространстве.
4. Игра-тест «Звёздная россыпь» ( Слайд 27-38)
Предлагаю вам игру «Звездная россыпь», на партах у вас звёздочки. Звучит вопрос, а вы должны выбрать звёздочку которая по цвету совпадает со звёздочкой правильного ответа.
( На партах у учащихся три звёздочки, а на слайдах вопросы с варианта- ответов . Дети выбирают правильный ответ и поднимают звёздочку определённого цвета. )
1. В состав Солнечной системы входят :
8 планет 10 планет 9 планет
2. Ближе всего к Солнцу:
Меркурий Сатурн Венера
3. Самая большая планета:
Сатурн Юпитер Сатурн
4. На какой планете существует жизнь?
Венера Уран Земля
5. Планета кроха,которая вызывает много споров у учёных:
Плутон Меркурий Венера
6. «Окольцованная» планета:
Марс Сатурн Нептун
7. «Утренняяя звезда» так называют люди эту планету:
Земля Плутон Венера
8. Красная планета, потому что на поверхности есть железо :
Марс Нептун Меркурий
9. Планета, которая вращается «лёжа на боку»:
Юпитер Сатурн Уран
10. Восьмая планета от Солнца:
Марс Уран Нептун
11. Кто изучает звёзды?
счетовод астроном лунатик
- А вы хотите стать астрономами? (Да)
Изучать звёзды, планеты, космические тела, ведь это так интересно…
( Стихотворение про астронома читает заранее подготовленный ученик) ( Слайд 39)
Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно –
«Изучайте глубины Вселенной!»
Т. Собакин
Вы пока ещё школьники, но уже юные исследователи и только от вас зависит кем вы станете в будущем. Ваше желание, знания и стремление помогут вам осуществить мечту.
IV. Итог урока. ( Слайд 40)
Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались? (Ответы детей)
В чём с охотой упражнялись? (Ответы детей)
Что узнали и познали,
Почему умнее стали? (Ответы детей)
( Сегодня на уроке мы познакомились с планетами Солнечной семьи, узнали особенности каждой планеты и порядок расположения от Солнца. Знаем как отличить на небе планету от звезды. Если смотреть внимательно, можно заметить, что звёзды поблёскивают, мерцают, а планеты светят ровным спокойным светом. В бинокль или телескоп планета видна как маленький светлый кружок. Любая звезда – всегда светящаяся точка.)
IV. Домашнее задание. (Слайд 41)
Подробнее узнаете, прочитав материал учебника с.96-99.
Можно выполнить модель Солнечной семьи из пластилина или цветной бумаги, желающие могут нарисовать карандашами или красками на альбомных листах.
Пусть наш полёт был не настоящим, но много нового и интересного вы узнали сегодня на уроке. Всем спасибо! Молодцы! Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя маленькой частичкой космического пространства. Пусть на небе засверкают 18 новых звёздочек. У вас в конверте есть звёздочки. Если на уроке вы чувствовали себя тревожно, вам было трудно , то прикрепите грустную звёздочку. Вам понравился урок, вы получили новые знания, вам было интересно и спокойно, то выберете звёздочку с улыбкой. Найдите ей место во Вселенной.
(Звучит музыка. Дети прикрепляют свои звёздочки на магнитной доске где составлена модель солнечной системы.) (Слайд 42)
Молодцы! Спасибо всем. А на память о нашем уроке я дарю считалочку о планетах. Желающие могут её выучить наизусть. (Слайд 43-44)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.