Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
4 кл
02.04.2017
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)
Сценарий урока «История религий в России. Выбор веры. История христианства в России» представлен по предмету Основы религиозной культуры и светской этики, модуль «Основы мировых религиозных культур» (ОМРК). Обучение проводится по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.Л Беглов., Е.В Саплина. Тип урока: комбинированный. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Основные термины и понятия: • православие; • Патриарх; • Синод; • христианские конфессии. • Межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Используемые образовательные технологии: технология работы в группе, технология критического мышления, технология оценивания образовательных результатов, игровая технология.
Сценарий урока .docx
формирование   представлений   об   исторической   роли   традиционных Цель: религий, роли христианства в развитии культуры и истории России. Задачи: Образовательные:  Создать условия для повторения содержания раздела.  Продолжить  работу  по  созданию   образных  представлений  о  наиболее распространённых вероучениях, делая акцент на равноценности вклада каждой религии в культуру единого человечества.  Сформировать представление  о возникновении и развитии христианства в России; показать особую роль православия в истории России. Развивающие:  Развивать речь, мышление и ассоциативное мышление обучающихся.   Способствовать   развитию   коммуникативных   способностей,   умению аргументированно отстаивать свою точку зрения. Воспитательные:  Способствовать формированию уважительного отношения к верующим различных конфессий, терпимости к людям иного мировоззрения.  Понимание ответственности за свои поступки, желание творить добро. Ход урока I. Организационный момент  Сядьте ровно, повернитесь,  И друг другу улыбнитесь, Мы друг друга уважаем,  Никого не обижаем. Прокофьев. Песнопения о Сергии Радонежском. [5] ­     Ребята,   что   представляли   себе,   когда   слушали   эту   музыку?  Какое настроение ощутили? (Спокойствие, умиротворение). Кому посвящены эти песнопения? На уроке мы узнаем об этом.  ­ Сегодня будем работать в группах. Выберите капитана группы.  ­ Вспомним правила работы в группе: 1.Чётко высказывай своё мнение. 2. Умей слушать товарища. 3. Если не согласен с мнением товарища, не кричи, не перебивай, пользуйся вежливыми словами. 4. Не смейся над чужими ошибками. II. Актуализация знаний ­   Проверка   домашнего   задания.   Выберите   один   правильный   ответ (Тестирование   с   использованием   электронных   образовательных   ресурсов (ЭОР) (Приложение 1) ­   Проверим   качество   выполнения   тестирования.   [2],   [3].   Оцените   себя   на данном этапе. (На экране ­ общий результат тестирования) ­ На столах у вас лежат карточки с понятиями. Определите, к какой религии относятся   эти   понятия.   Как   только   команда   готова,   капитан   поднимает сигнальную карточку зелёного цвета. 1 группа. Каллиграфия, арабески, мечеть, Коран (Ислам). 2   группа.   Синагога,   корона   Торы,   семисвечник,   сосуды   для   благовоний (Иудаизм). 3 группа. Икона, церковь, алтарь, Иисус Христос. (Христианство) 4 группа. Будда, мандалу, сады камней, пагода. (Буддизм). ­   Каждой   группе   предлагается   подчеркнуть   понятия,   которые   относятся   к религии их группы: Определите   и   подчеркните,   что   из   перечисленного   относится   к христианству (исламу, иудаизму, буддизму). Капитан покажет сигнал, когда группа всё выполнит. Тора,   апостол,   ступа,   раввин,   мантра,   кипа,   лама,   имам,   диакон,   хафиз, скрижали,   Иерусалим,   Храм   Единого   Бога,   Мессия,   Мухаммад,   Аллах, Сиддхартха   Гаутама,   нирвана,   веды,   Типитака,   Трипитака,   пали,   Танах, Библия, Коран, сурами, епископ, священник, грехопадение, грех, покаяние, суд, воздаяние, освобождение, Адам, Ева, Крещение, менора, фреска, алтарь, минарет, пагода,  Проверка по образцу. За каждый верный ответ – 1 балл, за выбор неверного ответа 1 балл забирается. ­  Оцените работу своей группы. III. Целеполагание ­   Посмотрите   отрывок   из   «Повести   временных   лет»   (выпуск   15   «Князь Владимир. Выбор веры») [6] ­ О чём мы сегодня будем говорить? (О появлении христианства в России) ­   В   таблицах   отметьте   «Что   знаем»   по   теме,   «Что   не   знаем»,   «Что   хотим узнать». Для помощи можете использовать вопросы в учебнике в начале темы. Что знаем Язычество на Руси 988 Крещение Руси Христианство на Руси Что не знаем Почему христианство?   выбрали Таблица 1 Что хотим узнать Как   на   Руси   выбрали новую веру? Когда   христианство? Какую   роль   сыграло православие   в   истории России? выбрали IV.  Создание проблемной ситуации ­ Во что верили древние славяне? ­ Назовите богов древних славян. ­ А почему было выбрано в качестве религии именно христианство? Инсценирование  На «престоле» сидит «князь Владимир» [7].    В   группах   ученики   готовят   материал   об   основных   понятиях   религии (образование, обычаи, обряды), чтобы «убедить» князя Владимира выбрать их вероучение: 1 группа ­   мусульмане  из страны Булгария, 2 группа ­ иудеи  из Хазарии, 3 группа ­  христиане из стран Западной Европы, 4 группа ­ греческий философ служитель православной церкви из Византии, послы [4].  Учитель: «В лето 6494 (986)  пришли к Владимиру болгары Махметовой веры». Рассказ 1 группы (Приложение 2) Учитель: «Пришли и немцы от папы из Рима». Рассказ 2 группы (Приложение 2) Учитель: «Пришли после них хазарские евреи». Рассказ 3 группы (Приложение 2) Учитель: «И сказал греческий философ» Рассказ 4 группы (Приложение 2) ­ Философ греческий почти убедил Владимира, сказав: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись».  Владимир  сказал: «Подожду немного», дал ему дары и отпустил с «честию великою». Учитель: «В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет о выборе веры. Решили   послать   в   страны,   из   которых   приходили   к   Владимиру   миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере». Владимир: «Скажите царям вашим так: я крещусь, прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи» ­   В   результате   выбор   был   сделан   в   пользу   христианства.   Произошло   это   в 988году.  Сначала   князь   Владимир   был   крещён   сам.   Затем   византийские священнослужители   крестили   всех   киевлян.   Вскоре   приняли   христианство   и жители всех других русских городов и  сёл. Физминутка V. Первичное закрепление Работа с текстом учебника. Работа   в   группах   по   абзацам   учебника.   Учитель   распределяет   количество абзацев текста для каждой группы. ­   Церковь   играла   важную   роль   в   жизни   страны.   Во   главе   её   стоял Митрополит. Посмотрим, какой вклад внесла церковь в культуру, самосознание и процветание России. Что появилось на Руси с принятием христианства? Ответы групп на вопросы учителя (назначает капитан) и заполнение таблицы: Таблица 2 Дата 988 г. Вклад христианской церкви в культуру и процветание России Вклад христианской церкви в культуру и процветание России Имена Церковная иерархия во главе с  митрополитом Славянский алфавит Первые книги, школы Владимир, Ярослав  Мудрый Кирилл, Мефодий Строительство храмов XIII –  XVI Вклад митрополитов, епископов,  священников (мирили князей, давали  советы), вклад монастырей 1589 XVII  Патриаршество Смутное время Церковный раскол XVIII – XX века XX век Синод, синодальный перевод Библии Четыре Духовных академии Проповедь христианства в России и за  границей Храм Святой Софии в  Киеве и Новгороде Митрополит Алексей,  преподобный Сергий  Радонежский,  митрополит Макарий,   Иван Фёдоров,  митрополит Филипп Патриарх Гермоген  Алексей Михайлович,  патриарх Никон Петр I Вывод 1 группы и заполнение таблицы (Приложение 3) ­ Какую роль стали играть монастыри? Вывод 2 группы и заполнение таблицы (Приложение 3)   Выборочное чтение. Выберите  из текста строки, которые могут стать подписью к страницам презентации [7]. Преподобный Сергий Радонежский и Троице­Сергиев монастырь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. ­   В   честь   преподобного   Сергия   Радонежского   и   были   написаны   песнопения, которые мы слушали в начале урока. Просмотр видеосюжета [5].    ­   После   освобождения   страны   церковь   заняла   важное   место   в   жизни Русского государства.  Выводы 3 группы и 4 группы и заполнение таблицы (Приложение 3) ­ Оцените работу своей группы. ­ Рассмотрите репродукцию картины Василия Сурикова  «Боярыня  Морозова»[6]. Что вы знаете о судьбе этой русской женщины?  ­ Поистине человеческий подвиг во имя веры совершила боярыня Морозова. Просмотр отрывка из фильма «Боярыня Морозова» [8]. Работа с Интернетом. ­   В  XX  веке   у   церкви   была   трудная   судьба.   В   1917   году   власть   в   стране захватила партия большевиков. На все религии обрушились гонения.  На сайте «Родная Ладога» вы можете найти информацию об  истории Курганских церквей с 1917 года [8].  ­ Каждой группе надо найти ответы на вопросы: 1 группа – Сколько храмов на территории Курганской области было построено? 2 группа – Когда возобновились богослужения в Курганской области после  революции 1917 года? 3 группа – В каких годах опять начались гонения на церковь? 4 группа ­  Когда образовалась самостоятельная Курганская и Шадринская  епархия? Слово учителя. На примере жизни и деятельности Курганской и Шадринской епархии можно  наблюдать глубинный процесс восстановления «святорусской» основы   нашего   Отечества,   имеющего   славную   тысячелетнюю   историю.   Эта «основа» многократно подвергалась попыткам разрушения, которые при всех их жестокостях   и   ухищрениях   все­таки   не   уничтожили   душу   народа,   его православное   мирочувствие.   Сегодня   события   жизни   Русской   Православной Церкви показывают, что все­таки не стал непреодолимым расколом духовный «разлад»   нации,   произошедший   в   XX   веке.   Но   много   нам   еще   предстоит   с Божией помощью сделать, чтобы зазвучала «симфония» нации во славу новой России, святой России. VI.  Рефлексия  Заполнение таблицы: Что знали Язычество на Руси 988 Крещение Руси Что не знали выбрали Почему   христианство Кто   такой   Митрополит, Патриарх Христианство на Руси   ­ Оцените работу своей группы. VII. Домашнее задание  Что узнали Как   на   Руси   выбрали новую веру Какой вклад в историю и культуру   России   внесла православная церковь Историю   православия   в Курганской области Дополнить   таблицу   «Вклад   христианской   церкви   в   культуру   и   процветание России» в строке XX век. Литература и сайты 1. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных   культур»:   учебное   пособие   для   общеобразовательных учреждений / А.Л Беглов., Е.В Саплина., М.: Просвещение, 2010 г. – 80с. 2. Елисова   О.Е.,   учитель   МБОУ   «Начальная   школа   –   детский   сад   №15» «Интеллектуальная игра «Своя игра». 3. Молявина Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10   г.   Михайловки»   Волгоградской   области  «Разработка   итоговых контрольных работ по ОРКСЭ  для обучающихся 4 класса»   4. Мишкина И.Н. «История религий в России. Христианство» 5. http://iplayer.fm/q/прокофьев+народные+песнопения+о+сергии+радонежском 6. http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=bJ4GGQxsUXI&text=повесть %20временных%20лет%20смотреть%20онлайн&path=wizard  7. https://infourok.ru/prezentaciya­po­orkse­modul­osnovi­mirovih­religioznih­ kultur­istoriya­religiy­v­rossii­530599.html  8. http://yandex.ru/video/search?text=фильм%20боярыня%20морозова %20смотреть%20онлайн&path=wizard&parent­reqid=1463329534984853­ 4555138658927412672294419­6­055&filmId=YHrzXntu8gE  9. http://rodnayaladoga.ru/index.php/istoriya­i­sovremennost/539­za­uralskim­ khrebtom­chast­2 10.http://prezentacii.com/obschestvoznanie/11601­istoriya­religiy­v­rossii­4­ klass.html  11.http://pedsovet.su/load/183­1­0­38781

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОМРК "История религий в России. Выбор веры" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017