Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
04.03.2018
Тема «Дружба» является актуальной для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъектных отношений в ситуации обучения, а также
создание коммуникативной образовательной среды, которая является
необходимым фактором актуализации и саморазвития личности. Формы и виды
учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемных. Применение данных методов
обеспечит практическую направленность уроков, будет способствовать
совершенствованию универсальных учебных действий. Работа в группе поможет
включить всех детей в работу класса. На уроке используется беседа, работа с учебником,, работа с притчей, практическая работа.
Цель: Научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
file31.doc.docx
Тема урока
Дружба
Актуальность данного урока
Тема «Дружба» является актуальной для нравственной, интеллектуальной и
духовной сферы учеников. Деятельностный характер освоения знаний и умений
предполагает построение субъектных отношений в ситуации обучения, а также
создание коммуникативной образовательной среды, которая является
необходимым фактором актуализации и саморазвития личности. Формы и виды
учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, наглядных, практических, проблемных. Применение данных методов
обеспечит практическую направленность уроков, будет способствовать
совершенствованию универсальных учебных действий. Работа в группе поможет
включить всех детей в работу класса. На уроке используется беседа, работа с
учебником,, работа с притчей, практическая работа.
Цель
Научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Задачи
1.Подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба,
бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность;
2.Формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы;
3.Способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять
доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.
Оборудование
Толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему
«Поговорим о дружбе», учебник «Основы светской этики. 45 кл.». Основные термины и понятия
Дружба ,бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.
Виды деятельности
Участие в учебном диалоге, групповая работа, беседа с элементами
дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность,
доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.
Метапредметные результаты:
участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть
последствия коллективных решений;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение
логической цепи рассуждений;
формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на
поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные
ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
изучение нового материала.
Тип урока:
Методы:
проблемно поисковый; репродуктивный. РАЗРАБОТКА УРОКА №14 ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
План урока
1. Организационный момент……………………….…1 мин.
2.Проверка домашнего задания ……………………...7 мин.
3.Постановка проблемы………………………………..3мин.
4. Изучение новой темы………………………………. 20мин.
5.Разбор ситуаций в группах…………………………6мин.
6.Итог………………………………………………….1 мин.
7.Рефлексия …………………………….…………….1 мин.
8. Домашнее задание…………………………………1 мин Ход урока
1.Организационный момент:
Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной
теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. А начнём мы с
проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания:
А)Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями? ( Ответы детей).
Какие термины усвоили?
Как поняли, что такое альтруизм? Эгоизм?
Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?
И какие примеры разумного эгоизма можете привести?
Б) Проверочная работа ( Приложение 1)
3. Постановка проблемы.
Сегодняшний урок мы начнем с притчи.
Притча о настоящей дружбе ( Приложение 2)
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе
праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом
недовольны. Но что самое главное друзья ни разу не поставили свои личные отношения
в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они
жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто
казню осведомителей, да и дело с концом. Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы
действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте.
Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы
убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое
подземелье: каждого в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен
касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен
слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и
проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто
первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной
смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными
и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова
пригласил к себе.
Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные
неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
Как вы считаете, о чем эта притча?
Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
Чему учит нас эта притча?
О чем сегодня пойдет речь на уроке?
А что вы хотите узнать о дружбе?
(О настоящем друге, признаках дружбы, видах дружбы, о необычной дружбе, и можем
ли каждый из вас назвать себя настоящим другом).
4. Изучение новой темы
Какое чудесное слово – дружба.(слайд 2 ) Произнесите это слово. Что вы
представляете?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает
свои предположения: Дружба – это....
(Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без
крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не
хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить,
быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у
друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться,
не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот
нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга чтото не получается, то надо
ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть
справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить
только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге,
стараться сделать чтото хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками)
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос.
Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое дружба. ( Мозговой
штурм).
А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре.
(Дружба это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов. По Толковому словарю С.И. Ожегова.)( слайд 3)
Работа с учебником (Получение новой информации)
А теперь мы узнаем еще одно мнение о понятие дружба, прочитаем в учебнике на
с.32, 2 абзац.
Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:
«+» знаю
«V» новое
О чем прочитали?
Назвать черты дружбы. Запишем на доске.
Что нового определили для себя из текста?
- Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга.
Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда его надежный друг.
В беде протянет руку.
Музыкальная пауза.
-Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с
чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется ( исполнение песни «
Улыбка»).
( слайд 4 )
Кого можно назвать настоящим другом.
А какие качества вы хотели бы видеть в своем друге (слайд 5)
(на слайде: верность, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)?
А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть)?
А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим
другом и почему? (слайд 6 )
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когдато, А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ответы детей.
Работа с пословицами.
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо
труднее его найти. Но, все таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья –
это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословица
гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы ее понимаете?
А какие еще пословицы о дружбе вы знаете? ( Дети читают заранее приготовленные
пословицы)(Приложение 3).
Нужно найти начало и конец пословицы (работа в паре)(Приложение 4)
А теперь давайте закончим пословицы и поговорки, которые вы видите на экране (слайд 7 )
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Друг познается в беде; Нет друга ищи, а найдешь –
береги; Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь; Человек без друзей, что дерево без
корней).
Создание правил дружбы ( работа в парах)
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать
законы. Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и
создайте правила дружбы.
Что же у нас получилось? (слайд 8 )
Законы дружбы (на экране)
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает чтото плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу, как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга ищи, а нашел береги».
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это
прекрасно!
(слайд 9 )
Если есть друзья на свете
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим
Дружбы этой не порвать.
Музыкальная пауза.
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось
вместе с вами спеть. А вам? (исполнение песни «Если с другом вышел в путь…»)
( слайд 10 )
Разбор понятия «Дружба народов»
Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу
словосочетание дружба народов? (слайд 11 )
Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным
путём.
3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества. А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся?
(математический конкурс «Кенгуру»)
4) Проводить совместные праздники (2 апреля День единения народов Белоруссии и
России).
5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды,
вручаемые за укрепление дружбы между народами? ( слайд 12 )
Орденом Дружбы народов награждаются:
граждане России;
предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения,
республики, края, области, города.
Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся
гражданами нашей страны.
Животные – наши друзья.
Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?
Животные наши друзья.
У кого дома есть четвероногий друг?
Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими
друзьями.
Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в
соединённости судеб».
А теперь давайте посмотрим небольшой видеоролик и порадуемся за тех, кто так умеет
дружить. (Видеоролик) (слайд 13 )
Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем
стараться выполнять законы дружбы.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
5. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с
текстом .) ( Приложение 5)
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень
общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей
было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много
других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала,
коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки
дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
1.
2.
3.
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
Знаете ли вы такие примеры?
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и
Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были
отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками
которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и
поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А
дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень
хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
1.
2.
3.
4.
5.
Что случилось с Мишей?
Почему он повел себя так?
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью.
Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне
разделит его радость. Часто дружба,
К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком то градусе.
Кто сказал:
Человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
Вывод.
Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?
6.Итог.( слайд 14 )
Подошло время для подведения итогов нашего урока
О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
7.Рефлексия.
Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом.
Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем
признались только себе.
Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если
все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
А от кого это зависит?
Чтобы солнышко светило,
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Пожелание Удачи всем в поисках настоящего друга!
8.Домашнее задание ( по выбору)( Приложение 6)( слайд 15) 1.Составить свои правила дружбы .
2.Написать сочинение о своем друге .
3.Нарисовать символы дружбы .
4.Сочинить стихотворение о дружбе Приложение 1
Урок №13 Альтруизм и эгоизм
Словарь: _
1.__________________ (от латинского ego – я)
направленное на удовлетворение личных интересов, в
ущерб интересам других людей или общества.
2. _______________ (от латинского слова альтер
готовность бескорыстно действовать на пользу другим,
своими интересами.
Соотнесите понятия и примеры:
Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка
Одноклассник не передал домашнее задание
Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа
поведение,
том числе и в
другой)
не считаясь со
Прочитай текст учебника (с. 30 – 31). Пользуясь им, докажи, что героиню сказки Ш. Перро
Золушку можно назвать альтруисткой. 1.______________________________________________________________________________________
__________________________________
2_______________________________________________________________________________________
_________________________________
Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом?( напиши) Почему?.
_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________.
Приложение 2
Притча о настоящей дружбе
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что
самое главное друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения
окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню
осведомителей, да и дело с концом.
Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.
Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае,
мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого
в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был
исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток
своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того
немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными.
Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато
теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
Приложение 4
Собери пословицу (разрезать и перемешать части пословиц)
1. Друг за друга держаться
ничего не бояться.
2. Недруг поддакивает,
а друг спорит.
3. Друга ищи,
а найдёшь – береги. 4. Кто любит лгать,
того нельзя в друзья брать.
5. Не тот друг кто мёдом мажет,
а тот, кто правду скажет.
6. Новых друзей наживай,
а старых не забывай.
7. Птицы сильны крыльями,
а люди дружбой.
8. Человек без дружбы,
что дерево без корня.
9. Какую дружбу заведёшь
такую и жизнь проживёшь.
10. Гору разрушает ветер,
а людскую дружбу – слова.
Приложение 5
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была
тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и
не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи,
много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили,
были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
Знаете ли вы такие примеры?
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.) Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были
друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда
проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое
место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто
ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень
хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
Что случилось с Мишей?
Почему он повел себя так?
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Приложение 6 Приложение 3
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Конспект урока по основам светской этики по теме «Дружба» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.