Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Оценка 4.8

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
7 кл
17.02.2018
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМА 7 КЛАСС.docx
Письмо (2 часа) 7 класс 1 час: История возникновения письменности Цель:   проследить   историю   возникновения   письменности,   её   поэтапное   развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь 1. ОРГМОМЕНТ. 2. Объяснение нового материала: пиктограммы ­   Сегодня   я   предлагаю   совершить   путешествие   в   музей   Истории   письменности…Я   буду экскурсоводом,   а   вы   –   моими   ассистентами.   Люди   знают,   кто   придумал   электродвигатель   и антибиотики,   конституцию   и   компьютер.   Но   эти   изобретения,   изменившие   жизнь   человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто­то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими.  Письменность   –   одно   из   самых   важных   культурных   завоеваний   человечества.   Цивилизация возникает вместе с появлением письма.  ­   У   древних   людей   существовали   простые   способы   записывать   события   или   передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.  Древнегреческий   историк   Геродот  рассказывал,   что  когда   могущественный   и   непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников­скифов войну, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.  Слайд 1 –   Персы   спросили   посланца,   что   означают   эти   подношения,   но   тот   ответил,   что   персам предстоит самим понять значение этих даров… Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужчин, сопровождавших царя с ним не согласился:  «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов. Роковая ошибка! Помимо предметов предписьменностью была и пиктография.  Слайд 2 Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков. Такое письмо было наглядным и удобным, потому что рисунками изображали предметы,   вещи,   события,   о  которых   идёт   речь.   Пиктограмма   может   быть  расшифрована   любым человеком, независимо на каком языке он говорит. ­К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки.  Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни» 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБОРУДОВАНИЕ: камни, угольные таблетки, влажные салфетки ­ Представим себя древними людьми. Задание: изобразить на камне с помощью пиктографии «Прошла ночь и три дня»  ­   В   наше   время   мы   широко   пользуемся   пиктографическими   знаками,   где   их   можно   встретить? (дорожные знаки) слайд 3 4. Продолжение темы: клинопись ­ Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если   написавший   придавал   письменным   знакам   одно   значение,   а   читающий   –   другое,   то   ничего хорошего не получалось.  Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена. Слайд1 Ученик­ассистент (Кашибадзе М.): В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка­ которую­нужно­хорошенько­отшлёпать­за­то­что­она­такая­шалунья». А попросту её звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.          Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.          В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки:  папу со сломанным копьём в руке, слайд2 другое копьё, которое нужно принести, слайд2 себя, слайд2 самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Слайд3 Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала  дорогу слайд3 бобров, которые встретятся на пути. Слайд3 На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке. Слайд3 Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Слайд3 Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по­другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.          И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку, и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка.  Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.          Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О   Девочка­котрую­надо­хорошенько­отшлёпать­за­то­что­она­такая­шалунья,   ты   сделала   великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!» Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии. Города были возведены вокруг   огромных,   сложенных   из   глиняных   кирпичей   храмов.   Именно   здесь   появился   первый   вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Слайд 4 Шумерское   письмо   называется   “клинопись”,   от   слова   “клиновидный”,   потому   что   для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность. Эту   систему   письменности   применяли   не   только   египтяне,   но   и   другие   народы.   Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков. 5. Практическая работа ­ Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо на «глиняных табличках» Оборудование: таблички с пластилином, зубочистки каждый получает свой текст пословицы:  1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (в­нт 3, 2шт.)  2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (2 шт.)  3. Волков бояться – в лес не ходить.  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.  5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.  6. Один в поле не воин.(в­нт1) 6. Продолжение темы: иероглифика ­ Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое­нибудь слово. Пиктография  превратилась в иероглифику. Слайд 5 ИЕРОГЛИФЫ – письмо из рисунков и особых дополняющих знаков. Они  не обязательно должны  напоминать о каком­то предмете своим сходством с ним, они являются условным знаком значения  слова. Слайд 6 Пользовались ими жители Древнего Египта.  Для того чтобы отчетливее представить себе сущность иероглифов, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам.  В настоящее время письмо иероглифами сохранилось у китайцев и японцев.  Слайд 7 7. Продолжение темы: алфавит 1) ­   Но   вот   появились   буквы.   Большинство   алфавитов,   которыми   люди   пользуются   сегодня, вероятно, возникло из древнего рисуночного письма. Финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита. Слайд 8 Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Правда, в самом финикийском алфавите на письме обозначались только согласные, а гласные опускались.  ­ Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по­финикийски, без гласных.  Слайд 9 ­ А теперь попробуйте прочитать настоящую финикийскую фразу. Слайд 10 Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а не как мы привыкли. ­ Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита. Слайд 11 ­ На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М) ­ Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но  и гласные звуки. В каждой стране буквенная письменность развивалась по­разному, но все алфавиты произошли от  финикийского и греческого. 2) Как же появился русский алфавит? ­ В IX веке жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл –  кириллицу, Мефодий – глаголицу. Слайд 12 ­ Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв. ­ Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы  пользуемся сейчас. (кириллица) ­ Со временем азбука изменилась.  ­ Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)  8. Закрепление Практическое упражнение. Соедините слово с его значением. Слайд 13 Клинопись  Пиктография Иероглифы   Алфавит  9. Заключение письмо из рисунков и знаков предметное письмо кириллица письмо клинообразными знаками – Назовите этапы возникновения и развития письменности. – Что нового вы узнали на уроке? – Кто доволен своей работой на уроке? ­ Какое письмо вам понравилось, а какое показалось трудным?  ­ Важно ли писать так, чтобы тебя правильно поняли? ­ Интересно, что сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно  выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении  диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму. Давайте попробуем прочитать современное письмо слайд 14 Нет сомнений, что развитие человеческой письменности будет идти дальше. Нет сомнений, что  эта история не закончилась ­ она еще представит нашему вниманию много интереснейших явлений. Оценки, д/з: Составить записку другу по­финикийски

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"

Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018