Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
7 кл
17.02.2018
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь
сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМА 7 КЛАСС.docx
Письмо (2 часа) 7 класс
1 час: История возникновения письменности
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие;
формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий
и сложный путь
1. ОРГМОМЕНТ.
2. Объяснение нового материала: пиктограммы
Сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду
экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Люди знают, кто придумал электродвигатель и
антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества,
никогда не состоялись бы, если бы в древности ктото, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел
письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими.
Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация
возникает вместе с появлением письма.
У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать
известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если
речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый
персидский царь Дарий I вел против кочевниковскифов войну, скифские цари отправили к Дарию
вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Слайд 1
– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что персам
предстоит самим понять значение этих даров…
Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности
землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак
бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужчин,
сопровождавших царя с ним не согласился:
«Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как
лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие
события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение
от скифов. Роковая ошибка!
Помимо предметов предписьменностью была и пиктография. Слайд 2
Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с
помощью рисунков. Такое письмо было наглядным и удобным, потому что рисунками изображали
предметы, вещи, события, о которых идёт речь. Пиктограмма может быть расшифрована любым
человеком, независимо на каком языке он говорит. К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки.
Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни»
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОБОРУДОВАНИЕ: камни, угольные таблетки, влажные салфетки
Представим себя древними людьми. Задание: изобразить на камне с помощью пиктографии «Прошла
ночь и три дня»
В наше время мы широко пользуемся пиктографическими знаками, где их можно встретить?
(дорожные знаки) слайд 3
4. Продолжение темы: клинопись
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать?
Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего
хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История
произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена. Слайд1
Ученикассистент (Кашибадзе М.): В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка
которуюнужнохорошенькоотшлёпатьзаточтоонатакаяшалунья». А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не
повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы
она прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности
ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить
его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки:
папу со сломанным копьём в руке, слайд2
другое копьё, которое нужно принести, слайд2
себя, слайд2
самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Слайд3
Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала
дорогу слайд3
бобров, которые встретятся на пути. Слайд3
На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке. Слайд3
Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Слайд3
Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки подругому. Он подумал, что отец Таффи – вождь
племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его
убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё
его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она
подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку, и целая
шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и
досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить:
ведь он не знал их языка.
Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал:
«О Девочкакотруюнадохорошенькоотшлёпатьзаточтоонатакаяшалунья, ты сделала великое
открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии. Города были возведены
вокруг огромных, сложенных из глиняных кирпичей храмов. Именно здесь появился первый вид
письменности. Это были геометрические изображения и рисунки.
Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Слайд 4
Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для
выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой,
клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой,
которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.
Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская
письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок.
В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков.
5. Практическая работа
Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо на «глиняных табличках»
Оборудование: таблички с пластилином, зубочистки
каждый получает свой текст пословицы:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (внт 3, 2шт.)
2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (2 шт.)
3. Волков бояться – в лес не ходить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
6. Один в поле не воин.(внт1)
6. Продолжение темы: иероглифика
Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какоенибудь слово. Пиктография
превратилась в иероглифику. Слайд 5 ИЕРОГЛИФЫ – письмо из рисунков и особых дополняющих знаков. Они не обязательно должны
напоминать о какомто предмете своим сходством с ним, они являются условным знаком значения
слова. Слайд 6
Пользовались ими жители Древнего Египта.
Для того чтобы отчетливее представить себе сущность иероглифов, можно обратиться к современным
цифрам и арифметическим знакам.
В настоящее время письмо иероглифами сохранилось у китайцев и японцев. Слайд 7
7. Продолжение темы: алфавит
1)
Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня,
вероятно, возникло из древнего рисуночного письма.
Финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня видов письменности: латинского
шрифта, кириллицы, греческого алфавита. Слайд 8
Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до
этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно
четко передавать произношение. Правда, в самом финикийском алфавите на письме обозначались
только согласные, а гласные опускались.
Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать пофиникийски, без гласных. Слайд 9
А теперь попробуйте прочитать настоящую финикийскую фразу. Слайд 10
Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а не как мы привыкли.
Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита. Слайд 11
На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М)
Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но
и гласные звуки.
В каждой стране буквенная письменность развивалась поразному, но все алфавиты произошли от
финикийского и греческого.
2) Как же появился русский алфавит?
В IX веке жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл –
кириллицу, Мефодий – глаголицу. Слайд 12
Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.
Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы
пользуемся сейчас. (кириллица)
Со временем азбука изменилась.
Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв)
8. Закрепление
Практическое упражнение. Соедините слово с его значением. Слайд 13 Клинопись
Пиктография
Иероглифы
Алфавит
9. Заключение
письмо из рисунков и знаков
предметное письмо
кириллица
письмо клинообразными знаками
– Назовите этапы возникновения и развития письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?
Какое письмо вам понравилось, а какое показалось трудным?
Важно ли писать так, чтобы тебя правильно поняли?
Интересно, что сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно
выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем
же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при
30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении
диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму.
Давайте попробуем прочитать современное письмо слайд 14
Нет сомнений, что развитие человеческой письменности будет идти дальше. Нет сомнений, что
эта история не закончилась она еще представит нашему вниманию много интереснейших явлений.
Оценки, д/з: Составить записку другу пофиникийски
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Конспект урока по предмету Деловое и Творческое письмо в 7 классе "История возникновения письменности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.