Тема. Правописание причастий

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Правописание причастий (Повторение) Задачи: повторить грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий; развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся; воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.
Иконка файла материала Урок 40.docx
7­А, 7­Б                                                                                                   19.11.2018 УРОК № 40 Тема. Правописание причастий (Повторение) Задачи: повторить грамматические признаки причастия как части речи и  систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать  орфографические умения и навыки правописания причастий; развивать  правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию  обучающихся; воспитывать способности актуализации полученных знаний для  личностного и нравственного самоопределения. I.Организационный момент. Ход урока II.Орфоэпическая разминка. БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый,  избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший,  начАвший, нАчатый. К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие) III. Объявление темы и целей урока. Записывают тему и формулируют цели урока IV.Основная часть. 1. Слово учителя. Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем "Толковом словаре живого  великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к  глаголу, в образе прилагательного". На основании данного тезиса постройте  устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля. 2. Причастие как часть речи. Слово о причастии. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии:  «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на  прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам,  падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой?. Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и  имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид  (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с  помощью возвратного суффикса – ся (­сь). Причастия имеют при себе  зависимые слова ­ существительные или наречия.Отвечает на вопрос "какой? ", "каков?". Образовано от глагола (т.е. можно  заменить сочетанием "который" + глагол). Есть причастные суффиксы ущ ющ ащ ящ вш ш ом ем им енн нн т Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая  обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?  какая?) 3. Правописание причастий ­ Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие  орфограммы мы с вами изучили? ­ На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам  понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы  выполните в конце урока. Приложение 2. Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения  предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения. 1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом  народа. 2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями. 3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат  дипломы и подарки. Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.   име..щемуся завис..щий блещ..щий держ..тся дыш..щий Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется  СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.Этот фильм вовсе (не)интересен. (Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы. По ночам он почти (не)спал. Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса. Ситец (не)дорогой, а дешевый. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.   Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате  несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов,  составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка. Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения  предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения. 1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить  перепелов. 2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его  современников. 3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге  «Письмах о добром и прекрасном». Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.   сдруж..т леч..щий хлопоч..щий дыш..щие держ..щий Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется  СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.   (Не)распроданные игрушки уценили. Дуня (не)лишена обаяния. Проект (не)согласован. Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос. (Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха. Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН? Цифры укажите в порядке возрастания.   Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на  буквенно­звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увиделаугрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом  письме. 4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия.  Правописание суффиксов» ­ А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды  причастий: действительные и страдательные.  ­ Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите  суффиксы. 5. Распределительный диктант с взаимопроверкой. Пищ…щий, трепещ..щий, вер...щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся,  бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый,  незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый,  вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный 6. Слитно или раздельно? Графически объясните написание. 1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех  голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось  (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном  стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он  принял совсем (не)обдуманное решение. V. Это интересно Употребление причастий в речи. а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи.  (Приложение 1. Задание 1). Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет,  так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным  письменному… Мы не говорим:карета, скачущая по мосту, слуга, метущий  комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя  выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык  выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но  не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать  единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин). ­ Какова главная мысль текста? ­ Что говорит поэт об употреблении причастий? VI. Рефлексия Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они  не вызубрены, а осмыслены. Зубрить правила не нужно. Надо только понять  непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем неоправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий  интерес к миру ­ ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт, он открыт любому. Определите свои ощущения при помощи причастий: понимающий,  разобравшийся, понявший, сомневающийся, испытывающий проблемы,  непонимающий

Посмотрите также