Конспект урока учителя высшей категории МОУ «СОШ № 8» Стафеевой Нины Ивановны.
Тема: Речевые ошибки.Тавтология, повтор слов ( лишние слова) как речевая ошибка и как средство выразительности.
Цель: систематизация знаний по речевым ошибкам, знакомство с особенностями данных речевых ошибок и путями их устранения;
работа над развитием речевого слуха, обогащением речи обучающиихся,
определение роли повтора слова в подчёркивании основной мысли произведения, придания юмористической окраски.
Наглядность:презетация ПК.
Ход урока.
1.вступительное слово.Определение слова «тавтология».
Тавтология - ( греч. tauto - то же самое + logos – слово)
Определений несколько.
1. Тавтология – повторение того же самого другими словами. («Словарь иностранных слов»)
2. Тавтология - повторение одинаковых по смыслу слов.
- это близкое употреблений однокоренных слов: «масло масляное», «расскажу о рассказах» ( Лишнее слово?)
Неоправданный повтор слова, рефрен.
Попробуем на примере показать, что такое тавтология.
Сценка – диалог поможет понять это. (На материале передачи «Радионяня»)
Ученица: Я недавно видела своими собственными глазми такое предложение: «Ракета, ускоряя скорость полетела в полёт».
Учитель: «Подожди, где же здесь тавтология?
Уч-ца: «Ускоряя скорость» - тавтология. Так нельзя говорить, надо сказать: «Набирая скорость». «Полетела в полёт» – тоже тавтология. Надо было сказать: «Отправилась в полёт» или «устремилась в полёт».
У-ль: «Очень хорошо. Всё?»
Уч-ца: «Всё!»
Уч-ль: «А кто сказал: «Я сама видела своими собственными глазми»?
Уч-ца: «Я! А что?»
Уч-ль: «Но ты тоже допустила речевые ошибки. Что значит «своими собственными глазами? »Ты можешь видеть моими глазаи?
Уч-ца: «Значит так: ясама видела глазами…Ой, что-то не то!
Уч-ль: «Да,получается, что ты ущё можешь видеть ушами или ногами. Это так?
Уч-ца: «Нет, только глазами».
Уч-ль: «Значит, как все? Тогда и скажи просто: «Я видела».
Уч-ца: «Я видела такое предложение.Вот и ни одного лишнего слова.
Уч-ль: « Спасибо, всё верно».
-Чтобы избежать таких ошибок, тавтологии, употребления лишнего слова, которое ничего не добавляет к уже сказанному,ничего не уточняет в нём, надо следить за своей речью и тренироваться. Этим мы сейчас и займёмся.
Найдите тавтологию в шутливых стихах, созданных по мотивам стихотворения Ф. Тютчева.
Прослушивание.
Работа с текстом. Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Люблю,
когда холодные морозы
Раскрасят дом, заледенят карниз.
Снежинки с неба падают, как звезды,
На землю приземляясь сверху вниз.
Я более
всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
-Найдите. тавтологию, назовите, какие ещё ошибки здесь допущены.(Лишние слова: падают сверху вниз,на столе тоит)
-Тавтология – ошибка, о которой мы почти не говорили, а термин вы услышали впервые. Запомним его, так как он не упоминается в учебнике.
-Сродни тавтологии другая ошибка – необоснованное( неуместное) повторение слов, мы с этой ошибкой уже сталкивались.
И в случае тавтологии, и при необоснованном повторе слова речь становится назойливой. Причины этих ошибок тоже общие.
- Помогите мне их определить.
-Как вы думаете, в чём причина таких ошибок7
1)бедность речи, неумение использовать синонимы, описательные обороты, убрать ненужное слово;
2) неразвитость «речевого слуха»( человек и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово, избежать тавтологии, но не замечает, что это нужно сделать, ему эта фраза ухо не режет).
-Поработам над развитием «речевого слуха», научимся находить и исправлять названные речевые ошибки.
Найдите ошибки и исправьте их.
Карточка № 1(см. «Приложение»)
Ошибки:
1) передаётся передача – идёт передача;
2) подпольщики организовали подпольную организацию – подпольщики содали организацию (тавтология);
3) повтор;
4) целесообразные цели – нужные (важные) цели, растранжирены по мелочам(лишнее слово)
Самостоятельная работа по карточкам.
-У доски работа посложнее. Но она тоже на умение находить и исправлять речевые ошибки.
- Каким способом исправления вы воспользовались?
Работаем с текстами № 2(см. «Приложение»)
-В каком тексте слово повторено неоправданно?
-Исправьте ошибки.(Неоправданный повтор: мы, здесь,обед. Исключить слова).
-почему во втором тексте повторяющееся слово не режет слух? (Подчёркивается главная мысль. Описано самое важное, дорогое место на земле).
-А можно ли считать речевой ошибкой повтор слова в таких строках?
Это отрывок из стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
По русским
обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с
тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на
ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
-С какой целью повторяет поэт слова с корнем – рус-?
Мы выяснили, что автор может подчеркнуть основную мысль, повторяя какое-либо слово, оборот речи.
Другой пример.
Сначала я прочту отрывок из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Васильевича Гоголя по тексту, а затем воспроизведём только диалог.
-В каком случае сильнее комический эффект? ( При полном прочтении)
-Почему?
-Основная мысль автора выражена текстом или подтекстом?
-Какие приёмы создают подтекст?
-Мы выяснили, что повторение слов и близкое употребление однокоренных слов может быть вовсе не ошибкой, асредством, помогающим подчеркнуть главное, добиться комического эффекта и даже средством выразительности.
-Мы знаем, что в текстах песен есть припевы - это повтор строк. (Чаще 4 строки)
- В текстах, не предназначенных специально для исполнения под музыку, повторяющиеся строки называются рефреном.
Попробуйте сочинить небольшой рассказ, возможно,юмористический, где будет рефреном строка:
«Ах, как спать хочется»
Или
«Когда же прозвенит звонок»
«Когда же закончится…»
А вот и мой пример:
«А как хорошо день начался! За окном яркое солнце, чирикает мелый воробей, не испугавшийся мороза. Стоп. Я же вчера не доучил стихотворение. Хотел утром встать пораньше. Забыл!
А как хорошо день начался!
Ничего, всех спросить не успеют.Сделаю зарядку, позавтракаю яичницей даже из двух яиц.Так, одно яйцо оказадось на полу! Придётся съесть только оставшееся.
А как хорошо день начался!
Обобщение.
-В устной и письменной речи надо избегать тавтологии, неоправданного повтора слова, употребления лишних слов.
Для этого необходимо следить за своей речью, развивать « речевой слух», тренироваться, обогащая речь. Умело используя синонимы,избегая лишних слов.
Но не надо бояться повторов, когда это становится средством выразительности.
Задание на дом.
Напишите небольшое стихотворение, котором рефреном будет строка :
«Кто ничего не изучает,..»
(Варианты:
Тот вечно хнычет и скучает
Лишь только двойки получает
Всегда упрёки получает
Семью стыдиться заставляет
Тот в жизни трудности встречает и т. п.)
Приложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.