Конспект урока по предупреждению речевых ошибок( 6 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока по предупреждению речевых ошибок( 6 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
11.01.2017
Конспект урока по предупреждению речевых ошибок( 6 класс, русский язык)
Конспект урока по русскому языку по предупреждению речевых ошибок. Цели:систематизация знаний по речевым ошибкам, знакомство с особенностями данных речевых ошибок и путями их устранения; работа над развитием речевого слуха, обогащением речи учащихся, определение роли повтора слова в подчёркивании основной мысли произведения, придания юмористической окраски.
Конспект урока по предупреждению речевых ошибок.docx

Конспект урока учителя высшей категории МОУ «СОШ № 8» Стафеевой Нины Ивановны.

Тема: Речевые ошибки.Тавтология, повтор слов ( лишние слова) как речевая ошибка и как средство выразительности.

Цель: систематизация знаний по речевым ошибкам, знакомство с особенностями данных речевых ошибок и путями их устранения;

работа над развитием речевого слуха, обогащением речи обучающиихся,

определение роли повтора слова в подчёркивании основной мысли произведения, придания юмористической окраски.

Наглядность:презетация ПК.

                                                                            Ход урока.

1.вступительное слово.Определение слова «тавтология».

Тавтология   - ( греч. tauto -  то же самое  + logos – слово)

Определений  несколько.

1.      Тавтология – повторение того же самого другими словами. («Словарь иностранных слов»)

2.      Тавтология -  повторение одинаковых по смыслу слов.

- это близкое употреблений однокоренных слов: «масло масляное», «расскажу о рассказах» ( Лишнее слово?)

Неоправданный повтор слова, рефрен.

Попробуем на примере показать, что такое тавтология.

Сценка – диалог поможет понять это. (На материале передачи «Радионяня»)

Ученица: Я недавно видела своими собственными глазми такое предложение: «Ракета, ускоряя скорость полетела в полёт».

Учитель: «Подожди, где же здесь тавтология?

Уч-ца: «Ускоряя  скорость» - тавтология. Так нельзя говорить, надо сказать: «Набирая скорость».  «Полетела в полёт» – тоже тавтология. Надо было сказать: «Отправилась в полёт» или «устремилась в полёт».

У-ль:  «Очень хорошо. Всё?»

Уч-ца: «Всё!»

Уч-ль: «А кто сказал: «Я сама видела своими собственными глазми»?

Уч-ца: «Я! А что?»

Уч-ль: «Но ты тоже допустила речевые ошибки. Что значит «своими собственными глазами? »Ты можешь видеть моими глазаи?

Уч-ца: «Значит так: ясама видела глазами…Ой, что-то не то!

Уч-ль: «Да,получается, что ты ущё можешь видеть ушами или ногами. Это так?

Уч-ца: «Нет, только глазами».

Уч-ль: «Значит, как все? Тогда и скажи просто: «Я видела».

Уч-ца: «Я видела такое предложение.Вот и ни одного лишнего слова.

Уч-ль: « Спасибо, всё верно».

-Чтобы избежать таких ошибок, тавтологии, употребления лишнего слова, которое ничего не добавляет к уже сказанному,ничего не уточняет в нём, надо следить за своей речью и тренироваться. Этим мы сейчас и  займёмся.

Найдите тавтологию в шутливых стихах, созданных по мотивам стихотворения Ф. Тютчева.

Прослушивание.

Работа с текстом. Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.

Люблю, когда холодные морозы
Раскрасят дом, заледенят карниз.
Снежинки с неба падают, как звезды,
На землю приземляясь сверху вниз.

Я более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

-Найдите. тавтологию, назовите, какие ещё ошибки здесь допущены.(Лишние слова: падают сверху вниз,на столе тоит)

-Тавтология – ошибка, о которой мы почти не говорили, а термин вы услышали впервые. Запомним его, так как он не упоминается в учебнике.

-Сродни  тавтологии другая ошибка – необоснованное( неуместное) повторение слов, мы с этой ошибкой уже сталкивались.

И в случае тавтологии, и при необоснованном повторе слова речь становится назойливой. Причины этих ошибок тоже общие.

- Помогите мне их определить.

-Как вы думаете, в чём причина таких ошибок7

1)бедность речи, неумение использовать синонимы, описательные обороты, убрать ненужное слово;

2) неразвитость  «речевого слуха»( человек и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово, избежать тавтологии, но не замечает, что это нужно сделать, ему эта фраза ухо не режет).

-Поработам над развитием «речевого слуха», научимся находить и исправлять названные речевые ошибки.

Найдите ошибки и исправьте их.

Карточка № 1(см. «Приложение»)

Ошибки:

1)      передаётся передача – идёт передача;

2)      подпольщики организовали  подпольную организацию – подпольщики содали организацию (тавтология);

3)      повтор;

4)      целесообразные цели – нужные (важные) цели, растранжирены по мелочам(лишнее слово)

Самостоятельная работа по карточкам.

-У доски работа посложнее. Но она тоже на умение находить и исправлять речевые ошибки.

- Каким способом исправления вы воспользовались?

Работаем с текстами   № 2(см. «Приложение»)

-В каком тексте слово повторено неоправданно?

-Исправьте  ошибки.(Неоправданный повтор: мы, здесь,обед. Исключить слова).

-почему во втором тексте повторяющееся слово не режет слух? (Подчёркивается главная мысль. Описано самое важное, дорогое место на земле).

-А можно ли считать речевой ошибкой повтор слова в таких строках?

Это отрывок из стихотворения  Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

                                По русским обычаям, только пожарища
                                На русской земле раскидав позади,
                                На наших глазах умирали товарищи,

                                По-русски рубаху рванув на груди.

                                Нас пули с тобою пока еще милуют.
                                Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
                                Я все-таки горд был за самую милую,
                                За горькую землю, где я родился,

                                За то, что на ней умереть мне завещано,
                                Что русская мать нас на свет родила,
                                Что, в бой провожая нас, русская женщина
                                По-русски три раза меня обняла.

-С какой целью повторяет поэт слова с корнем – рус-?

Мы выяснили, что автор может подчеркнуть основную мысль, повторяя какое-либо слово, оборот речи.

Другой пример.

Сначала я прочту отрывок из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Васильевича Гоголя по тексту, а затем воспроизведём только диалог.

-В каком случае сильнее комический эффект? ( При полном прочтении)

-Почему?

-Основная  мысль автора выражена текстом или подтекстом?

-Какие приёмы создают подтекст?

-Мы выяснили, что повторение слов и близкое употребление однокоренных слов может быть вовсе не ошибкой, асредством, помогающим подчеркнуть главное, добиться комического эффекта и даже средством выразительности.

-Мы знаем, что в текстах песен есть припевы - это повтор строк. (Чаще 4 строки)

- В текстах, не предназначенных специально для исполнения под музыку, повторяющиеся строки называются рефреном.

Попробуйте сочинить небольшой рассказ, возможно,юмористический, где будет рефреном строка:

«Ах, как спать хочется»

Или

«Когда же прозвенит звонок»

«Когда же закончится…»

А вот и мой пример:

«А как хорошо день начался! За окном яркое солнце, чирикает мелый воробей, не испугавшийся мороза. Стоп. Я же вчера не доучил стихотворение. Хотел утром встать пораньше. Забыл!

А как хорошо день начался!

Ничего, всех спросить не успеют.Сделаю зарядку, позавтракаю яичницей даже из двух яиц.Так, одно яйцо оказадось на полу! Придётся съесть только оставшееся.

А как хорошо день начался!

Обобщение.

-В устной и письменной речи надо избегать тавтологии, неоправданного повтора слова, употребления лишних слов.

Для этого необходимо  следить за своей речью, развивать « речевой слух», тренироваться, обогащая речь. Умело используя синонимы,избегая лишних слов.

Но не надо бояться повторов, когда это становится средством выразительности.

Задание на дом.

Напишите небольшое  стихотворение, котором рефреном будет строка :

«Кто ничего не изучает,..»

(Варианты:

Тот вечно хнычет и скучает

Лишь только двойки получает

Всегда упрёки получает

Семью стыдиться заставляет

Тот в жизни трудности встречает и т. п.)

 

 

Приложение.

 

 

 

 

 


 

Конспект урока учителя высшей категории

Конспект урока учителя высшей категории

Уч-ль: «Но ты тоже допустила речевые ошибки

Уч-ль: «Но ты тоже допустила речевые ошибки

Поработам над развитием «речевого слуха», научимся находить и исправлять названные речевые ошибки

Поработам над развитием «речевого слуха», научимся находить и исправлять названные речевые ошибки

С какой целью повторяет поэт слова с корнем – рус-?

С какой целью повторяет поэт слова с корнем – рус-?

Приложение.

Приложение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017