Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
23.01.2017
История создания рассказа «Судьба человека». Героизм, глубинная доброта Андрея Соколова. Обобщающий смысл рассказа
На то ты и мужчина,
на то ты и солдат,
чтоб все вытерпеть,
все снести,
если к этому нужда позвала.
Цели урока:
обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции рассказа, прочувствовать его эмоциональную атмосферу.
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; развивать монологическую речь учащихся.
воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине, родному краю; заставить учащихся задуматься о вечных нравственных ценностях.
Оборудование: портрет М.А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба человека».
Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека».
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции), практические (работа с текстом).
Эпиграф к уроку: На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтоб все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. (М. Шолохов)
ОУ Судьба чел.docx
Ход урока
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
Во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего
я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами
задавался и известный писатель 20 века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих
произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека».
3.Сообщение темы и цели урока
Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и его рассказе.
Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о
его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и,
надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну, а также задумаемся о вечных
нравственных ценностях – дружбе, любви, мужестве, героизме русского духа. На сегодняшнем
уроке обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая
Отечественная война. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила
нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на нее глазами Михаила
Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».
Учащиеся записывают тему урока.
4. Актуализация знаний учащихся
На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтоб все
вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.
(М. Шолохов)
Работа с эпиграфом к уроку
- Кому принадлежат эти слова?
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Что вам известно о писателе?
5. Опрос учащихся
об основных событиях жизни и творчества писателя
1. Когда и где появился на свет будущий великий писатель земли Донской?
/24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине, станицы Вешенской/
2. Шолохов говорил, что его основная профессия – писатель. А какой
профессией владел он до начала писательской? /Налоговый инспектор по продовольствию/
3. У Шолохова есть сборник ранних рассказов "Лазоревая степь". Какой цветок на Дону
называют лазориком, его местное название теперь весьма известно? /Тюльпан/
4. Кто из известных русских писателей поддержал молодого талантливого
Шолохова, оценив его первые литературные работы? /А. Серафимович, М. Горький/
5. Свой первый фельетон "Испытание" Шолохов поместил в газете "Юношеская правда" под
псевдонимом. Назовите этот псевдоним. /М. Шолох/
6. Как звали жену писателя, его верную спутницу, с которой Шолохов прожил счастливо 60
лет? /Мария Петровна Шолохова, урожденная Громославская/
7. Какими наградами был отмечен при жизни труд писателя? /Лауреат Нобелевской премии,
Государственной премии, Ленинской премии, дважды Герой Социалистического труда/
8. К какому роману М. Шолохова послужили эпиграфом строки известной казачьей песни:
Ой, ты наш батюшка, Тихий Дон! Ой, что же ты, Тихий Дон мутнехонек течешь? Ах, как мне
Тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, Тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, Тиха
Дона, белорыбица мутит. /роман "Тихий Дон"/
9. Каких премий и в каком году был удостоен роман Михаила Шолохова "Тихий
Дон"? /Государственная премия – 1941 г., Нобелевская международная премия – 1965 г./ 10. Знаете ли вы, как первоначально хотел назвать Шолохов свой роман "Тихий
Дон"? /"Донщина"/
- Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это
выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во
всем мире.
Обобщение учителя
6. Сообщение ученика об истории создания рассказа
(индивидуальное задание)
Звучат строки из стихотворения «Враги сожгли родную хату».
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский
Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М.А. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около
хутора Моховского. Был большой весенний паводок, Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему
подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о
тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому
сюжету и за неделю написал рассказ, который появился в конце 1956г. Наша литература давно не знала такого
изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские
письма в редакцию на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.
Недовольство некоторых критиков вызвало то, что главным героем повести Шолохов выбрал простого работягу,
обычного человека с подпорченной биографией, прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали
предателями, амнистированными лишь в 1953г.
7. Словарная работа
Подберите синонимы к слову судьба (Участь, жребий, рок, доля, предназначение)
Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова?
(«Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком, или целым народом, государством»)
Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен
быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства
его не ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.
8. Аналитическая работа над содержанием рассказа
Почему же это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его
читателей и волнует современного человека? Попробуем разобраться в этом.
От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? (О судьбе А. Соколова мы узнаем от него
самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)
А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? (Нет. В начале и в конце рассказа
повествование ведется от лица автора.)
В чем своеобразие композиции рассказа?
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем
Соколовым и Ванюшкой – и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В
центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет не только проследить за
событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершенных им поступков, понять
его переживания.
(Сообщение учащегося)
Анализ эпизода встречи автора с героями произведения
(Выразительное чтение эпизода)
Мы узнаем, что мужчина идет с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой
паре? (В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит не ухожено, «глаза, словно
присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них даже трудно смотреть».)
Глаза – это зеркало души.
именно такие глаза?
трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу».)
Что можно сказать о нашем герое? Почему у него
(Автору «стало не по себе» от таких глаз. Они явно говорили о нелегкой, Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за
Шолоховым.
Каковы же основные вехи судьбы А. Соколова?
Довоенная жизнь
Уход на фронт и прощание с семьей
Плен
Гибель семьи
Встреча с Ванюшкой
Как жил до войны наш герой? В чем же он видит свое счастье в довоенной жизни?
(Довоенная жизнь небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а
потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой
обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Соколов. Но именно в этой небогатой,
но вполне устроенной жизни видел герой простое человеческое счастье: «Чего еще надо? Дети кашу едят с
молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».)
Итак, в его жизни все гармонично, будущее видится ясно. Но война
как писатель говорит об
катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание,
этом? (А тут она, война.)
Чем эта фраза отличается от предыдущей? (Внезапность, трагичность, прошедшее время
уступает место настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический.)
Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о
прощании Соколова с семьей. (Выразительное чтение)
В каких словах скорбная лирическая нота звучит как заклинание?
(«Помирать буду, а не
прощу себе, что тогда ее оттолкнул!»)
Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.
Как Соколов попал в плен? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 г. под
Лозовеньками, когда подвозил на передовую снаряды. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли
его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, еще с первого дня
задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».
- Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание,
чувство собственного достоинства.)
- С какой целью Шолохов ввел описание плена? (Шолохов ввел в рассказ описание плена,
что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически вели себя в плену
русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о
том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в
Германии, как вспомнишь всех друзей – товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце
уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…»)
. Почему же мы практически не видим главного героя с
оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны.
Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое.)
- Что же другое? Чтобы понять авторскую концепцию, обратимся к эпизоду в церкви
- Рассказ Шолохова о войне
(случай с предателем)
- Анализ эпизода в церкви.
(Самостоятельная групповая работа учащихся – 3 мин.)
Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Запишите в
тетради варианты поведения героев.
Составление таблицы. Проверка работы – чтение вслух вариантов и обсуждение.
А) Солдат христианин
Герой
Поведение
Погибает, но не отступает от своих
убеждений, но он невольно становится
виновником гибели 4 человек. Б) Крыжнев
В) Взводный
Г) Доктор
Пытается купить себе право на жизнь ценой
чужих жизней.
Безропотно ожидает своей участи.
«…в плену и в потемках свое великое дело
делал».
Итак, в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого
поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные
жизненные позиции. Но только позиция доктора, «который и в плену свое великое дело
делал» вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
Какова позиция самого Соколова? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить
своему долгу – это позиция самого Соколова. Покорности герой не приемлет. Потому и решается он убить
Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у
него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо
только в единении он видит спасение. Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего
командира.)
Какой эпизод(ы) рассказа можно назвать кульминацией?
(Эпизод поединка А.
Соколова с лагерфюрером Мюллером и усыновление Ванюшки)
Анализ эпизода поединка А. Соколова с Мюллером
(выразительное чтение эпизода по ролям)
«З
Несокрушимая нравственная сила, мужество, твердость духа помогли Соколову
победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем
над вопросом:
ачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина и почему в конце концов Мюллер «великодушно» подарил
Соколову жизнь?» (Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в перчатке кожаной, а в
перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить». Идет и бьет каждого второго в нос, кровь
пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным уверенным в
своей безнаказанности. Таким людям правду в глаза говорить страшно. Но А. Соколов не побоялся сказать
лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вел себя с
большим достоинством.
Итак, Мюллер вызвал Соколова, чтобы лично расстрелять его. Но предварительно он решил всласть
поиздеваться над ним и этим доставить удовольствие своим собутыльникам. В комендантской накрыт богатый
стол. Соколов голоден, как волк, и «глаза оторвал от стола через великую силу». Но ведь оторвал! Пищевой
инстинкт, голод может толкнуть человека на любой поступок, на опасный риск, на преступление. Соколов
вызывает огромное уважение уже тем, что оторвал глаза от стола, от немецкой еды.
Мюллер начал свою программу издевательства. Он предложил Соколову стакан шнапса и подал хлеб с
салом. Тот должен выпить за победу немецкого оружия, но за это Соколов пить не может.
Однако фашисту уж очень хочется посмотреть на забавную картину, как опьяневший, т.е. потерявший
над собой всякий контроль, уже безнравственный человек схватит трясущимися от жадности руками закуску,
как будет не жуя глотать и давиться, просить добавки и униженно благодарить. Он предлагает выпить
Соколову за свою погибель. Тому нечего терять, за погибель он выпивает, но закуски не трогает. Он после
первой не закусывает (слайд.), потому что разгадал программу Мюллера и принял вызов… Он не прикасается к
хлебу, который забыл когда и ел! Он не хочет победы Мюллера в этом поединке! Но и враг не хочет сдаваться,
он продолжает страшную «забаву». Уж после второго стакана этот голодный русский перестанет храбриться!
Далее Соколов совершает невероятный поступок – подвиг. После третьего
стакана он подносит ко рту хлеб с салом, откусывает маленький кусочек и … находит в
себе силы положить остаток обратно!
Ребята! Вы были когда – нибудь очень голодны? Наверное, бывали. Прибежишь
домой, так есть хочется, что пока мама разогревает и накладывает в тарелку, ты уже
схватил кусок – невозможно ждать! Но разве можно этот ваш голод сравнить с
состоянием Соколова? Ведь он в концлагере потерял от голодания около 40 кг веса. И он сумел с достоинством положить обратно уже надкушенную закуску! Сначала сумел
глаза оторвать от немецкой еды, потом изо рта вынуть кусок и положить обратно!
Почему же он не съел его? («Захотелось мне им, проклятым, доказать, что хотя я и с голоду
пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и
что в скотину они меня не превратили, как ни старались»).
Вот так, дорогие! Подвигито во славу своего народа можно совершать и без
оружия, а вот так – перед столом, уставленным яствами. Победу в войне можно ковать
и в такой житейской ситуации. И Мюллер это понял, он перестал смеяться и даже
поправил на груди два железных креста.
Какой смысл заключен в этой художественной детали? (Соколов заставил врага
вспомнить, что и он солдат, и возгордиться этим званием. Враги тоже уважают людей с достоинством,
гордостью, бесстрашием.)
И еще, вы никогда не задумывались, почему пьяные на улице могут пристать к
кому угодно, но к милиционеру – никогда!.. Значит, как бы пьяные ни были пьяны, они
подсознательно понимают, что можно и чего нельзя допускать. То есть пьяные дебоши –
это элементарная распущенность, которая идет от безнаказанности. Они ведь только с
женщинами и детьми воевать храбрецы! Оказывается, даже пьяный может и обязан
контролировать свое поведение. Для голодного Соколова три стакана шнапса – это
смертельная доза. Однако он, приняв вызов фашиста и поставив перед собой благородную
цель – не превратиться на радость врагу в скотину, не позволил себе опьянеть! Даже
биологический закон подчинил своей прекрасной цели! И только когда победил в этой
схватке, только когда вышел из комендантской, его развезло. А когда дошел до барака и
отдал товарищам полученную в награду за мужество буханку хлеба, потерял сознание.
Представляете, каково ему было не позволить себе опьянеть, если через пять – десять
минут потерял сознание! Вот сила духа человека!
А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся
товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую
минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества,
преданность Отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату.)
Остался ли в плену А. Соколов? (Ему пришлось возить на «опель – адмирале» немца –
инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в
качестве «языка».)
Что ожидало А. Соколова в последующей жизни? (Герой рассказа стал думать об
оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)
И что же впереди? Еще одно испытание – гибель семьи
(анализ эпизода)
(Учащиеся читают текст: «В июне 1942г. немцы бомбили авиазавод, и одна тяжелая бомба попала прямо в
мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома…» Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через
неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда – то семейно жили. Глубокая воронка,
налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же мне было,
браток!»)
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья,
уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разоренный очаг принес в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался
один на один со всеми превратностями судьбы.
Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко изза тучи: нашелся Анатолий».
И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о
будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было
сбыться. Анатолий погиб 9 Мая 1945г. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как
говорят, судьба отвернулась от него. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек
может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему о своих. В такие
мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в ее силы.)
Что же помогло пережить, вынести все это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов
руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив
произведения (ведущий мотив). Фашизму противопоставляет герой великую силу терпения, столь
свойственную русскому народу. Готовность выстоять, «выдюжить» становится жизненным кредо Соколова.)
«За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя
«окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слезы, может
быть, и принесли бы ему облегчение.
Слово учителя
Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал
чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий и
встречает там маленького, оборванного мальчика Ваню и узнает, что у него нет
родителей. «Закипела тут во мне горючая слеза и сразу я решил: «Не бывать тому,
чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Нельзя без волнения читать
эти строки, где Шолохов передает радость мальчика, услышавшего от Соколова
признание, что тот его отец.
Чтение отрывка «Встреча Соколова с Ванюшкой»
Давайте зачитаем встречу Андрея Соколова с Ванюшкой
Сердце А. Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и
любовь другому человеку. Жизнь продолжается.
К каждому ли человеку вот так доверчиво может прильнуть маленький ребенок? (Нет,
не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал, признал в нем отца. Ванюша почувствовал его доброту,
любовь, ласку, понял, что у него появился защитник. Соколов сумел стать выше своей судьбы. Усыновив
Ванюшку, он получил главное – надежду.)
9.Подведение итогов.
Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата
Соколова, назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь
человека. Судьба. Родина. В образе простого русского солдата А. Соколова, каких миллионы, Шолохов
раскрывает трагедию нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщенность, собирательность образа
Соколова. Перед нами предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе
типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты,
свойственные «не одному какомулибо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не
«Судьба солдата», а «Судьба человека».)
Таких судеб миллионы. Чем поучительна для вас история Соколова? (Патриотизм,
стойкость, терпение, великодушие, способность к самопожертвованию)
Давайте подведем итоги и скажем, чему научил рассказ Шолохова «Судьба
человека», о чем заставил задуматься.
Предлагаю начать свой ответ с этих фраз:
Сегодня на уроке я узнал, что …
Мы сегодня говорили о …
Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
Я понял, что …
Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны
забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется словами М. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы
мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление
активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой то мере,
я счастлив».
10.Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе по произведению.
Я благодарю вас за прекрасную работу и чудесное общение. (Выступление учащегося)
Вторая Мировая война унесла миллионы человеческих жизней, искалечила судьбы людей. Сколько
детей погибло без отцов и матерей, сколько солдат вернулось к разбитому домашнему очагу! Предотвращению
страшных человеческих жертв вооружённых конфликтов служат договоры в области международного
гуманитарного права, принятые Женевскими конвенциями, участниками которых являются 189 государств.
Ряд положений Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. защищают самых
уязвимых в ситуациях вооружённого конфликта.
Суть этих положений соотносима с такими постулатами, как: «Жизнь человеческая – наивысшая ценность»,
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». История создания рассказа «Судьба человека». Героизм, глубинная доброта Андрея
ТЕМА УРОКА:
Соколова. Обобщающий смысл рассказа
На то ты и мужчина,
на то ты и солдат,
чтоб все вытерпеть,
все снести,
если к этому нужда позвала.
Цели урока:
обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; помочь учащимся
осмыслить идейнохудожественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность,
выявить особенности композиции рассказа, прочувствовать его эмоциональную атмосферу.
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; развивать
монологическую речь учащихся.
воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к
героическому прошлому своей страны, любовь к Родине, родному краю; заставить учащихся
задуматься о вечных нравственных ценностях.
Оборудование: портрет М.А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба
человека».
Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека».
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции), практические
(работа с текстом).
Эпиграф к уроку: На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтоб все вытерпеть, все снести, если к
этому нужда позвала. (М. Шолохов)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя
Во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего
я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами
задавался и известный писатель 20 века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих
произведениях. И одно из них – рассказ «Судьба человека».
3.Сообщение темы и цели урока
Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и его рассказе.
Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о
его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и,
надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну, а также задумаемся о вечных
нравственных ценностях – дружбе, любви, мужестве, героизме русского духа. На сегодняшнем
уроке обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая
Отечественная война. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила
нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на нее глазами Михаила
Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».
Учащиеся записывают тему урока.
4. Актуализация знаний учащихся
На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтоб все
вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.
(М. Шолохов)
Работа с эпиграфом к уроку
- Кому принадлежат эти слова?
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Что вам известно о писателе? 5. Опрос учащихся
об основных событиях жизни и творчества писателя
1. Когда и где появился на свет будущий великий писатель земли Донской?
2. Шолохов говорил, что его основная профессия – писатель. А какой
профессией владел он до начала писательской?
3. У Шолохова есть сборник ранних рассказов "Лазоревая степь". Какой цветок на Дону
называют лазориком, его местное название теперь весьма известно?
4. Кто из известных русских писателей поддержал молодого талантливого
Шолохова, оценив его первые литературные работы?
5. Свой первый фельетон "Испытание" Шолохов поместил в газете "Юношеская правда" под
псевдонимом. Назовите этот псевдоним.
6. Как звали жену писателя, его верную спутницу, с которой Шолохов прожил счастливо 60
лет?
7. Какими наградами был отмечен при жизни труд нашего великого земляка,
писателя Михаила Шолохова?
8. К какому роману М. Шолохова послужили эпиграфом строки известной казачьей песни:
Ой, ты наш батюшка, Тихий Дон! Ой, что же ты, Тихий Дон мутнехонек течешь? Ах, как мне
Тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, Тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, Тиха
Дона, белорыбица мутит.
9. Каких премий и в каком году был удостоен роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"?
10. Знаете ли вы, как первоначально хотел назвать Шолохов свой роман "Тихий Дон"?
- Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это
выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во
всем мире.
Обобщение учителя
6. Сообщение ученика об истории создания рассказа (индивидуальное задание)
Звучат строки из стихотворения «Враги сожгли родную хату».
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
7. Словарная работа
М. Исаковский
Подберите синонимы к слову судьба ()
Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова?
(«Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком, или целым народом, государством»)
Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен
быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства
его не ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.
8. Аналитическая работа над содержанием рассказа
Почему же это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его
читателей и волнует современного человека? Попробуем разобраться в этом.
От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? ()
А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? ( )
В чем своеобразие композиции рассказа?
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Анализ эпизода встречи автора с героями произведения
(Выразительное чтение эпизода) Мы узнаем, что мужчина идет с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой
Глаза – это зеркало души.
Что можно сказать о нашем герое? Почему у него
Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за
паре? ( )
именно такие глаза?
( )
Шолоховым.
Каковы же основные вехи судьбы А. Соколова?
Довоенная жизнь
Уход на фронт и прощание с семьей
Плен
Гибель семьи
Встреча с Ванюшкой
Как жил до войны наш герой? В чем же он видит свое счастье в довоенной жизни?
Итак, в его жизни все гармонично, будущее видится ясно. Но война катастрофически
изменила жизнь Соколова. Обратите внимание,
как писатель говорит об этом? (А тут она,
война.)
( )
Чем эта фраза отличается от предыдущей? ( )
Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о
прощании Соколова с семьей. (Выразительное чтение)
В каких словах скорбная лирическая нота звучит как заклинание?
(«Помирать буду, а не
прощу себе, что тогда ее оттолкнул!»)
Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.
Как Соколов попал в плен? ( )
- Как ведет себя герой? ( )
- С какой целью Шолохов ввел описание плена? ( )
- Рассказ Шолохова о войне
оружием в руках, в обстановке боя? ( )
. Почему же мы практически не видим главного героя с
- Что же другое? Чтобы понять авторскую концепцию, обратимся к эпизоду в церкви
(случай с предателем)
- Анализ эпизода в церкви.
(Самостоятельная групповая работа учащихся – 3 мин.)
Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Запишите в
тетради варианты поведения героев.
Составление таблицы. Проверка работы – чтение вслух вариантов и обсуждение.
А) Солдат христианин
Герой
Поведение
Б) Крыжнев
В) Взводный
Г) Доктор
Итак, в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого
поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, «который и в плену свое великое дело
делал» вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
Какова позиция самого Соколова? ( )
Какой эпизод(ы) рассказа можно назвать кульминацией?
(Эпизод поединка А.
Соколова с лагерфюрером Мюллером и усыновление Ванюшки)
Анализ эпизода поединка А. Соколова с Мюллером
(выразительное чтение эпизода по ролям)
Несокрушимая нравственная сила, мужество, твердость духа помогли Соколову
победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем
над вопросом:
ачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина и почему в конце концов Мюллер «великодушно» подарил
Соколову жизнь?» ()
«З
Далее Соколов совершает невероятный поступок – подвиг. После третьего
стакана он подносит ко рту хлеб с салом, откусывает маленький кусочек и … находит в
себе силы положить остаток обратно!
Ребята! Вы были когда – нибудь очень голодны? Наверное, бывали. Прибежишь
домой, так есть хочется, что пока мама разогревает и накладывает в тарелку, ты уже
схватил кусок – невозможно ждать! Но разве можно этот ваш голод сравнить с
состоянием Соколова? Ведь он в концлагере потерял от голодания около 40 кг веса. И он
сумел с достоинством положить обратно уже надкушенную закуску! Сначала сумел
глаза оторвать от немецкой еды, потом изо рта вынуть кусок и положить обратно!
Почему же он не съел его? ()
Вот так, дорогие! Подвигито во славу своего народа можно совершать и без
оружия, а вот так – перед столом, уставленным яствами. Победу в войне можно ковать
и в такой житейской ситуации. И Мюллер это понял, он перестал смеяться и даже
поправил на груди два железных креста.
Какой смысл заключен в этой художественной детали? ( )
И еще, вы никогда не задумывались, почему пьяные на улице могут пристать к
кому угодно, но к милиционеру – никогда!.. Значит, как бы пьяные ни были пьяны, они
подсознательно понимают, что можно и чего нельзя допускать. То есть пьяные дебоши –
это элементарная распущенность, которая идет от безнаказанности. Они ведь только с
женщинами и детьми воевать храбрецы! Оказывается, даже пьяный может и обязан
контролировать свое поведение. Для голодного Соколова три стакана шнапса – это
смертельная доза. Однако он, приняв вызов фашиста и поставив перед собой благородную
цель – не превратиться на радость врагу в скотину, не позволил себе опьянеть! Даже
биологический закон подчинил своей прекрасной цели! И только когда победил в этой
схватке, только когда вышел из комендантской, его развезло. А когда дошел до барака и
отдал товарищам полученную в награду за мужество буханку хлеба, потерял сознание.
Представляете, каково ему было не позволить себе опьянеть, если через пять – десять
минут потерял сознание! Вот сила духа человека!
А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся
товарищам буханку хлеба и кусок сала? ( )
Остался ли в плену А. Соколов? ( )
Что ожидало А. Соколова в последующей жизни? ( )
И что же впереди? Еще одно испытание – гибель семьи
(анализ эпизода)
(Учащиеся читают текст: «В июне 1942г. немцы бомбили авиазавод, и одна тяжелая бомба попала прямо в
мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома…» Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через
неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда – то семейно жили. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же мне было,
браток!»)
Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья,
уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разоренный очаг принес в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался
один на один со всеми превратностями судьбы.
Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко изза тучи: нашелся
Анатолий». И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские
мечтания» о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не
суждено было сбыться. Анатолий погиб 9 Мая 1945г. Вновь горе обрушилось на человека,
вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? ( )
Что же помогло пережить, вынести все это? ( )
«За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя
«окаменело от горя» настолько, что даже плакать он не способен, хотя слезы, может
быть, и принесли бы ему облегчение.
Слово учителя
Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал
чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий и
встречает там маленького, оборванного мальчика Ваню и узнает, что у него нет
родителей. «Закипела тут во мне горючая слеза и сразу я решил: «Не бывать тому,
чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!» Нельзя без волнения читать
эти строки, где Шолохов передает радость мальчика, услышавшего от Соколова
признание, что тот его отец.
Чтение отрывка «Встреча Соколова с Ванюшкой»
Давайте зачитаем встречу Андрея Соколова с Ванюшкой
Сердце А. Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и
любовь другому человеку. Жизнь продолжается.
К каждому ли человеку вот так доверчиво может прильнуть маленький ребенок? ( )
9.Подведение итогов.
Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата
Соколова, назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? ( )
Таких судеб миллионы. Чем поучительна для вас история Соколова? ( )
Давайте подведем итоги и скажем, чему научил рассказ Шолохова «Судьба
человека», о чем заставил задуматься.
Предлагаю начать свой ответ с этих фраз:
Сегодня на уроке я узнал, что …
Мы сегодня говорили о …
Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
Я понял, что …
Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны
забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется словами М. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы
мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление
активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой то мере,
я счастлив».
Подготовиться к проверочной работе по произведению.
10. Домашнее задание:
Я благодарю вас за прекрасную работу и чудесное общение.
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Конспект урока по произведению "Судьба человека" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.