Конспект урока по риторике на тему "Очень важные слова"(1 класс, риторика)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по риторике в 1 классе на тему "Очень важные слова" входит в серию уроков ОС "Школа 2100", объединённые одной темой "Текст". В ходе урока обучаемые совершают увлекательное путешествие с Колобком из известной сказки, пройдя через ряд препятствий-заданий. Дети учатся сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе. Интересные задания позволяют в течение всего урока поддерживать интерес учащихся. К данному уроку прилагается красочная презентация.
Иконка файла материала Конспект открытого урока по русскому языку Очень важные слова 1 класс.docx
Тема: Очень важные слова. Цели:  1. Познакомить обучающихся с понятием «опорные слова».               2. Обучать умению выделять в тексте опорные слова, определять по ним название сказки.               3. Развивать речь.               4. Формировать бережное отношение к книгам. Тип занятия: объяснение нового материала. Основной дидактический метод: беседа, объяснение. Частные   методы   и   приёмы:  устный   фронтальный   опрос,   метод   анализа,   приёмы   сравнения, проблемные вопросы. Оборудование: мультимедийная установка, кафедра, фрагменты мультфильмов. Наглядные средства: слова – выводы, опорные слова, иллюстрации героев сказок. Ход занятия: I. II. Ход занятия Оргмомент. Весело звенит звонок. Начинаем наш урок. Спинки прямо, не зевай. На уроке отвечай. Актуализация знаний. 1)Вступительная беседа. ­­ Ребята, вы любите сказки? ­­ А вы верите в сказочные чудеса? ­ Угадайте нашего гостя из сказки:        Перед волком не дрожал.        От медведя убежал.        А лисице на зубок        Всё ж попался …(Колобок). (Вывешиваю картинку «Колобок») ­ А как вы думаете, почему у нас в гостях Колобок?        (Он приглашает нас в сказку.) ­ Действительно, этот герой приглашает нас в сказку и  будет с нами совершать чудеса. Формирование УУД Познавательные УУД:  Формируем умение  ориентироваться в своей системе знаний.  Формируем умение  осознавать недостаток  информации. Коммуникативные УУД: формируем умение  реализовывать простое  высказывание на  заданную тему. ­ Наскучила Колобку своя сказка. Решил он отправиться  в гости к другим сказкам, по которым сняли  мультфильмы. В своё путешествие зовёт он и вас. Чудеса  начнутся, если вы отгадаете загадку. Личностные УУД:             формируем умение                     осознавать роль речи              в жизни людей.        Этот ящик в каждом доме.        Всем ребятам он знакомый.        Хоть мультфильм, а хоть и фильм.        Всё покажет, лишь включи. ­ Правильно, телевизор! 2) Речевая разминка. ­ Итак, чудеса начинаются…             (Включаю фрагмент м/ф « Боцман и попугай».)­ Узнали героя? ­ Из какого он мультфильма? ­ Попугай полощет горло и тренирует свою речь.  Давайте и мы потренируемся. ­ Повторяйте вместе со мной на одном выдохе:        Ол – ол – ол!        Я серый хищник и очень зол! ­ Чьи это слова?   Из какой сказки? ­ А это волк из сказочного мультфильма «Ну, погоди!»        (Включаю фрагмент м/ф   «Ну, погоди!») ­ Продолжаем разминку. Теперь очень быстро:        Ой – ой – ой!        А я сижу всё под водой! ­ Чьи это слова?  Из какой сказки? ­ А это водяной из м/ф «Летучий корабль».        (Включаю фрагмент м/ф «Летучий корабль».) ­ Повторяйте за мной чётко:        Тор – тор – тор!        Шумит мотор.        Чих – пых – ох!        И он заглох! ­ Чьи это звуки?  Из какой сказки? ­ Так шумит мотор Карлсона из сказки  А. Линдгрен  «Малыш и Карлсон», по которой сняли мультфильм.        (Включаю фрагмент из м/ф  «Малыш и Карлсон».) ­ Ребята, почему вам было трудно угадать некоторых  героев сказок и сказки?        (Звуки и слова  подходят героям из разных сказок.) ­ Откройте учебники на с. 23 ­ Посмотрите, что сделали с книжками проказливая   старуха Шапокляк с крыской Лариской… ­ Интересно, что это за книжки? ­ Прочитаем сохранившиеся слова в первой книжке… ­ Из какой книги эти слова?      Как вы догадались? ­ Правильно, это слова из сказки «Царевна­лягушка».        Произведение можно узнать не только по названию,но и по нескольким словам. Правда, это должны быть не  любые слова из текста, а очень важные, которые напомнят нам о теме, героях, событиях произведения. Именно  такие слова не смогла уничтожить старуха Шапокляк.        ( Аналогично с остальными книжками:                   «Золушка»  Ш. Перро                   «Мойдодыр» К. Чуковский) ­ Так что же помогает предположить точнее, кто герои  сказок и о чём сказка?                 (Важные слова.) ­ Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего  занятия? ­ И поможет нам в этом Колобок. Правда, он что­то загрустил; ему очень жаль книжки.  Давайте подскажем Шапокляк, как нужно обращаться с  ними. ­ Молодцы! И мы с вами стараемся беречь книжки. III. «Открытие» нового знания. 1) Узнать, о чём сказка можно по названию.             ­ Итак, покатился Колобок и прикатился к словам.          Прочитаем их:                          Гуси – лебеди                          Машенька и Медведь                          Курочка Ряба                       ­ Что это?             (Названия сказок)                     ­ Что можно узнать по заголовкам сказок?                     ­ О чём эти сказки?                     ­ Назовите авторов этих сказок.                            ( Это русские народные сказки.)    Вывод: предположить о чём сказка можно по названию.                     ( Вывешиваю карточку с выводом на доску.) Регулятивные УУД:       формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с иллюстрациями и  материалом учебника.   Познавательные УУД:  формируем умение  осознавать недостаток  информации  формируем умение  делать простые выводы в результате совместной  работы 2)  Узнать, о чём сказка можно по иллюстрации.                          ­ Покатился Колобок дальше  и встретился…  С чем?                     ( На экране иллюстрации сказок.)             ­ Кто изображён на иллюстрациях?                           ( Герои сказок.)            ­ Назовите сказки и их авторов.                     ( Емеля « По щучьему велению»                      « Золушка»  Ш. Перро« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)            ­ Предположите, о чём эта сказка…                                ( На экране « Теремок»)    Вывод: предположить, о чём сказка можно по иллюстрации.                            ( Вывешиваю карточку с выводом на доску.)            ­ А если есть и название сказки и иллюстрация, то  предположить, о чём сказка или другой текст ещё легче.         Игра « Найдём друг друга». ­ Я заранее дала детям иллюстрации и названия сказок.  Они должны были найти друг друга. Посмотрим, что у  них получилось… 3) Узнать, о чём сказка можно по опорным словам.            ­ Покатился Колобок дальше и встретился со словами.  Прочитаем их.  ( Смотрим на экран.) Шарик Дядя Фёдор Кот Матроскин Почтальон Печкин Простоквашино             ­ Догадались ли вы, какая это сказка?                ­ Молодцы! Вот вам и чудеса!               ( Включаю фрагмент из м/ф « Трое из Простоквашино») Пятачок Винни – Пух Ослик Сова              ­ Догадались, какая это сказка?                         ­ И опять чудеса…                              ( Включаю фрагмент из м/ф «Винни – Пух»)               ­ Что же вам помогло отгадать эти сказки?   ( Слова.)               ­ Это могут быть любые слова?                              ( Это важные слова.)    Вывод: предположить, о чём сказка можно по важным словам.                     ( Вывешиваю карточку с выводом на доску.)             ­ Эти важные слова иногда называют ключевые, т. к. они  являются ключиком к сказкам и к любым текстам. Эти важные  слова иногда называют опорными  ( от слова « опора» ­ то, на что  можно опираться.)  Опираясь на них, мы легко угадываем, о чём  пойдёт речь в сказке и в любом другом тексте.Регулятивные УУД:   формируем умение оценивать  учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей.  Коммуникативные УУД:  формируем умение  соблюдать правила  вежливого общения.  Формируем умение  реализовывать простое  высказывание  на  заданную тему.  Формируем умение  договариваться в  процессе совместной  деятельности. Личностные УУД: формируем умение   осознавать роль речи в  жизни людей. Познавательные УУД:  формируем умение   ориентироваться в своей системе знаний.  Формируем умение  делать простые выводы в результате совместной  работы. IV. Применение нового знания. ­ А сейчас Колобок предлагает поучиться вам самим  находить опорные слова и узнавать сказки по важным  словам.             ­ Но прежде – отдохнём!                       ( Физминутка « Колобок» ) Работа в парах.            ­ Колобок предлагает посмотреть фрагмент мультфильма.  Ещё у вас на партах ( и на экране) есть опорные ( важные) слова.  Ваша задача: выбрать только те,  которые подходят к этому  мультфильму.            Слова: Мартышка, Слон, Попугай, Удав, Баба – Яга,  Шапокляк, Пятачок.              ( Проверка на экране – по очереди убираются ненужные  слова.)                 Работа в группах.              ­ А сейчас Колобок предлагает поработать в группах.             ­ Вспомним правила работы в группе. ( На экране.)             ­ Каждой группе я даю листок, где написано название  сказки. Ваша задача: написать самим к ней опорные слова, а по  ним ребята попробуют угадать сказку. Напишите 3­4 важных,  главных слова.                 ( Сказки: «Волк и семеро козлят»                                  « Три медведя»                                  « Репка»)                 ­ Выбрали того , кто будет зачитывать слова?...                ­ Прошу за кафедру.                      ­ Молодцы!                  ­ А сейчас мы будем читать в учебнике. Чтобы наши  глазки сильно не уставали, выполним  физминутку для глаз.        ( Экран)             ­ Наш Колобок очень любит ходить в гости.            ­ Откройте учебники на с.24­25 и вы в этом сейчас  убедитесь.                 ­ Прочитаем сказку. В тексте названы герои сказок, у  которых побывал Колобок. По опорным словам ( а это имена  героев, названия некоторых предметов, действий) догадайтесь, что это за сказки.                  ( Имена героев выделены в тексте, а названия действий,  подсказывающих события сказки, не выделены. Их ребята должны  найти сами:                       « из избушки выгнать»                       « на огороде»« в дом не пускали».)               ­ В каких же сказках побывал Колобок?         ­Ребята, дома я вам предлагаю придумать продолжение  сказки про Колобка, который в гости ходить любил. И о том, как  он вернулся в свою сказку.                  ­ Попробуете?!          ­ А если кто­то из вас считает, что будут затруднения, я могу предложить начало новой сказки, а уж вы продолжите.                        ( Напечатано на листочках.)           ­ А сейчас мы расскажем Колобку, что узнали нового на  уроке.         ­ Прочитаем ещё раз хором наши выводы:  о чём сказка или  другой текст можно предположить по                                      иллюстрации                                      названию                                      опорным словам     ( на экране).          ­ В каждом тексте есть слова, по которым мы сразу узнаём  текст сказки или рассказа.                     Один дедушка это прекрасно понимал. Но послушайте, как он рассказывал известную всем сказку своей внучке.            ( Инсценировка, Уч. С.26.)        ­ Какую сказку рассказывал дедушка?        ­ Почему внучка сразу догадалась, что дедушка неточно  рассказывает сказку?       ­ Давайте исправим текст. Я буду читать, а вы помогайте…      ­ Случайно ли ошибся дедушка?                      ( Нет, он проверял, насколько хорошо внучка знает  сказку и насколько внимательно слушает.)      ­ Знает ли внучка сказку?         Значит, она внимательно их читает?     ­Внучка советует и вам быть внимательными при чтении. V. Итог. ­Что нового вы сегодня узнали? ­ Как нам помогают опорные слова?                     ( Узнать сказку, рассказ; о чём будет текст.) ­ Почему их называют опорными? VI. Оценивание работы учащихся. ­ Кто или что вам помогло сегодня справиться сзаданиями? ­ Кто доволен своей работой? ­ Ребята, если вам на уроке было интересно, если вы  справились со всеми заданиями, то по моему сигналу  поднимите две руки вверх; если всё­таки вы что­то не  поняли, поднимите одну руку  вверх;  а если вам было  скучно, неинтересно – не поднимайте руки.                              Раз, два, три! ­ Колобку тоже понравилось, как вы сегодня работали. В  парах вы не ссорились, в группах были дружелюбны.  Прямо, как герои мультфильмов. А герои мультфильмов  учат нас быть добрее.          Колобок возвращается в свою сказку с героями  мультфильма  « Приключения поросёнка Фунтика».  Проводим их песенкой.         ( Дети поют под фонограмму.) Хорошо бродить по свету С карамелькой за щекою. А ещё одну для друга Взять с собою про запас. Потому что, потому что Всех надёжней и дороже Всех доверчивей и строже В этом мире доброта. Хорошо бродить по улице С тёплым кроликом за пазухой. Принимая как награду Сердца маленького стук. Потому что, потому что Всех нужнее и дороже,  Всех доверчивей и строже В этом мире доброта.        Духовно – нравственное воспитание осуществляется на   протяжении   всего   урока,   т.к.   обучение   словесной вежливости   связано   с   воспитанием   общей   культуры поведения,   формированием   доброго,   уважительного отношения людей друг к  другу.