Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.
Оценка 4.9

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл +1
08.02.2017
Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".  История создания.
Цели: напомнить обучающимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.
Конспект урока по роману И.С. Тургенева Отцы и дети.doc
У р о к     РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60­х ГОДОВ XIX ВЕКА Ц е л и :  напомнить   обучающимся   позицию   писателя   в   литературной   и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта   Тургенева   «улавливать»   современность,   откликаться   на   все   новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа,   обменяться   первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60­х годов XIX века.   выяснить   смысл   названия, Х о д   у р о к о в I. Беседа с учащимися по в о п р о с а м: 1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева? 2.   В   чем   причина   разрыва   писателя   с   «Современником»   и Н. А. Некрасовым? 3. Расскажите о русской общественной жизни 60­х годов XIX века. (В   60­е   годы   XIX   века   началась   новая   эпоха   русской   жизни. Определились враждующие силы общества:  консерваторы, защищающие старые порядки,   либералы,   выступающие за постепенные изменения в общественно­политической   жизни   России   (сам   Тургенев   –   сторонник постепенных   реформистских   преобразований   в   стране),   и  демократы, настроенные  на  немедленное  разрушение  старых  и  установление  новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.) И.   С.   Тургенев   был   свидетелем   торжества   революционеров­ демократов   над   либералами.   Он   восхищался   мужеством   русских революционеров,   но  не верил  в   перспективы   их   деятельности,   поэтому особенно   остро   ощущал   недостатки   и   крайности   революционного движения   шестидесятников,   получивших   в   романе   «Отцы   и   дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н.   И.   Пруцкого,   действительно   «готовы   были   отрицать   прекрасное, искусство,   эстетику…   Нигилисты   называли   себя   «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента». Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт   кризисной   эпохи   –   бескомпромиссную   борьбу   либералов   с революционерами­демократами.   В   книге   Тургенев   размышляет   о   смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному   наследию.   Эти   вечные   проблемы   обрели   емкую формулировку в заглавии  романа  «Отцы  и  дети»  –  это  «универсальный охват действительности»   во   всей   ее   полноте:   от   прошлого   через настоящее к будущему.) II. Реализация индивидуального задания. С о о б щ е н и е  учащегося. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ РОМАНА «Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г.   в   Англии,   во   время   летнего   отдыха   Тургенева.   Продолжал   работу   над романом   писатель   в   Париже.   Но,   судя   по   письмам   к   друзьям,   дело продвигалось   медленно.   В   мае   1861   года   Тургенев   приехал   в   Россию,   в Спасское­Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно. Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года. В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил. После  романа  «Накануне»  и   статьи  Н.  Добролюбова  «Когда   же   придет настоящий   день?»   Тургенев   порвал   с   «Современником»,   с   которым   его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет. Затем   возник   конфликт   с   И.   А.   Гончаровым,   что   привело   к   разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью. Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств. Роман   «Отцы   и   дети»   был   напечатан   в   журнале   «Русский   вестник»   в феврале   1862   года,   посвящен   В.   Г.   Белинскому,   направлен   «против дворянства как передового класса». И.   С.   Тургенев:  «В   основание   главной   фигуры,   Базарова,   легла   одна поразившая   меня   личность   молодого   провинциального   врача   (он   умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся,   еще   бродившее   начало,   которое   потом   получило   название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался   ко   всему,   что   меня   окружало…   Меня   смущал   следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…» О   прототипах   Тургенев   писал:   «Николай   Петрович   [Кирсанов] –   это   я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники». В   характере   Николая   Петровича   Тургенев   запечатлел   очень   много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное. У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий   и   Климентий   Россет,   гвардейские   офицеры,   близкие   знакомые Пушкина. III. Анализ содержания романа «Отцы и дети». В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа. 2.   Кто   приезжает   вместе   с   Аркадием?  (Николай   Петрович   Кирсанов ожидает   приезда   сына,   но   Аркадий   приезжает   вместе   с   Базаровым, демократом­разночинцем, героем новой эпохи.) 3.   Анализ   пейзажа   (описан   в   3­й   главе   романа),   представшего   глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино. Ч т е н и е   с о   с л о в :   «Места,   по   которым   они   проезжали,   не   могли назваться живописными…» 4.  Каково     положение     крестьян?     Какие     детали     пейзажа     об     этом говорят? 5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь   природы?  (Перед   нами   социальная   функция   пейзажа.   Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни   крестьян.   Нищета,   бедность   во   всем.   Пруды   с   «худыми плотинами»,   «деревеньки   с   низкими   избенками»,   разоренные   кладбища: задавленные   нищетой   живые   забыли   о   мертвых…   «Сердце   Аркадия понемногу сжималось».) 6. Анализ второй части пейзажа (3­я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель   полон   оптимизма.   Пейзаж   прекрасен!   Жизнь   природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!) 7.   На   материале   романа   расскажите   о   взаимоотношениях   крестьян   и помещиков.  («Лес…   только   я   его   продал»,   «…земля   отходит   к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие  земли,   использует  труд   вольнонаемных  рабочих,   вырубает   лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы.   Крестьяне   сопротивляются   по­своему –   отказываются   от выполнения барских повинностей.) 8.  Кто   же   будет   осуществлять   необходимые   преобразования?  (Конечно же,   новые   люди   новой   эпохи,   такие   как   Базаров,   разночинец   по происхождению и убеждениям.) Домашнее задание. 1. Чтение романа (11–15­я главы). 2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова. 3.   Анализ   поведения   Е.   Базарова   в   гостях.   Его   взаимоотношения   с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".  История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".  История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".  История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". История создания.

Конспект урока по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".  История создания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017